Влияние интерактивных методов проведения занятий на качество образования

№111-1,

педагогические науки

Рассматривается использование современных средств и новых методических приемов, направленных на повышение качества образования. Прежде всего внимание уделено интерактивным формам проведения занятий.

Похожие материалы

Качество подготовки специалистов в любых учебных заведениях — актуальная проблема.

Перспективу достижения нового качества образования определяют требования новых ФГОС ВПО, обязательные при реализации основных образовательных программ, которые в качестве главных стратегической, педагогической и методической задач профессионального образования выдвигают проблему формирования и развития компетенций будущих специалистов.

Процесс подготовки кадров базируется на методиках обучения, от степени эффективности которых зависит уровень квалификации будущего выпускника. Современные формы высшего профессионального образования требуют активизации учебного процесса, внедрения инновационных технологий в практику преподавания дисциплин, более тесную связь с практикой, а также создание новых знаний за счет интеграции полученных фундаментальных основ учебных программ [1].

Инновационные образовательные технологии вырабатывают у обучающихся умение ориентироваться в нестандартных условиях, анализировать возникающие проблемы, самостоятельно разрабатывать и реализовывать управленческие решения. Инновационные методы обучения разнообразны и включают деловые игры; ситуационные задачи; мастер-классы; творческие задания; научные дискуссии; занятия по кейсам; дискуссии; круглые столы и др. [2].

На сегодняшний день в образовательном процессе широко и достаточно успешно применяются различные типы интерактивного обучения. Термин интерактивное занятие имеет в своем корне английское слово «interact», что может трактоваться, как взаимодействие. Таким образом, термин интерактивный относительно учебного занятия понимается, как взаимодействие обучающегося и преподавателя. Следовательно, интерактивная форма проведения занятия — это диалог в ходе обучения, где происходит осуществление взаимодействия студента и преподавателя.

Какие же основные цели ставит перед собой интерактивное обучение? На наш взгляд, одной из основных достигаемых целей в ходе организации интерактивных форм проведения занятий является создание комфортных условий для обучающихся, где студент в полной мере может почувствовать свою успешность, свой интеллектуальный уровень. А это, в свою очередь, скажется на продуктивности процесса обучения. При организации любых форм интерактивного обучения практически каждый обучающийся в учебной группе будет так или иначе на прямую вовлечен в познавания. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Особенно значимый эффект применения интерактивных форм можем заметить при организации практических занятий. Здесь интерактивные методы позволяют развивать диалоговое общения внутри учебной группы, что способствует улучшению взаимопонимания, взаимодействия в совместном решении практических задач, где определенную роль будет играть каждый член коллектива внутри учебной группы.

В качестве вывода хотелось бы отметить наиболее значимые результаты применения интерактивных форм проведения занятий. Это, прежде всего, обучение критически мыслить, обучение решению сложных задач на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации. Обучающиеся учатся взвешивать мнения других членов коллектива, иногда альтернативные, на основе чего учатся принимать продуманные, взвешенные решения.

Список литературы

  1. Головизнин А.В. Управление инновациями и инвестиционной деятельностью в вузах, основные проблемы и задачи развития. // Российское предпринимательство. — № 4. — 2007.
  2. Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей профессиональной педагогики: учеб. Пособие. / Под общ. ред. профессора Г.П. Скамницкой. М.: Гардарики, — 2005. — 382 с.
  3. Образцов П. Новый вид обеспечения учебного процесса в вузе. // Высшее образование в России. — № 5. — 2001.