Ключевые тенденции в сфере математической подготовки бакалавра экономики и менеджмента

№62-2,

педагогические науки

В центре внимания статьи ключевые тенденции в сфере математической подготовки бакалавра экономики и менеджмента. Учет выделенных тенденций позволяет определить ориентиры развития методических систем обучения дисциплинам образовательной области «Прикладная математика».

Похожие материалы

Проведенный анализ современного состояния рынка труда убедительно демонстрирует, что за последние пять лет существенно усилились требования, предъявляемые со стороны работодателей к выпускникам вузов, в том числе бакалаврам экономики и менеджмента. Блок «Теоретические знания», а также узко специализированные умения, навыки и компетенции специалистов теряют к настоящему моменту времени былую неограниченную востребованность. Их наличие перестало быть гарантией успешного трудоустройства выпускника и последующей успешной карьеры.

В современных условиях рынку труда необходимы выпускники, в достаточной мере владеющие разнообразными видами профессиональной деятельности, характеризующиеся достаточно высокой информационной культурой, развитой управленческой культурой. Особую значимость приобретают глубокие практико-ориентированные знания в образовательной области «Прикладная математика» (Математические методы и модели в экономике), а также в сфере экономики, управления, финансов. Рынку труда нужны выпускники, готовые к последующим изменениям условий, характера и содержательного компонента профессиональной деятельности.

Следует отметить, что большое количество ВУЗов сегодня работают в условиях продолжающей нарастать конкуренции на динамично меняющемся рынке образовательных услуг. В рамках своей образовательной, просветительской деятельности они вынуждены с одной стороны удовлетворять нарастающим образовательным запросам, с другой стороны уверенно формировать новые образовательные запросы, правильно ориентироваться в направлениях развития с учетом информационных, воспитательных и компетентностных потребностей социума.

Как утверждают данные рейтинговых агентств, российский работодатель в условиях финансово-экономического кризиса при привлечении к работе новых сотрудников уделяет внимание следующим аспектам.

Во-первых, наличие у кандидата диплома об образовании (отметим, что определенные преимущества при трудоустройстве имеют те кандидаты, которые имеет несколько дипломов о высшем образовании). Существенное значение приобретает престижность диплома ВУЗа, окончившего претендентом.

Во-вторых, наличие специальных сертификатов, свидетельствующих о дополнительной профессиональной подготовке кандидата повышения его квалификации.

В-третьих, опыт профессиональной деятельности.

В-четвертых, уровень мотивации к труду и на вакантную должность; корпоративная культура, умение работать в группе; качество представления информации (резюме).

В-пятых, умение ставить и решать прикладные задачи, связанные с профессиональной деятельностью.

Мы придерживаемся мнения о том, что управление качеством профессиональной подготовки будущих бакалавров экономики и менеджмента возможно посредством учета существенных закономерностей учебного процесса, выраженных в инструментальных рекомендациях по совершенствованию методических систем обучения в современных условиях реализации образовательных стандартов последнего поколения. А также более полной реализации прикладных и исследовательских возможностей информационных технологий в учебном процессе, учета особенностей будущей профессиональной деятельности бакалавра экономики и менеджмента. Однако существует множество противоречий, имеющих место в математической подготовке будущего бакалавра экономики и менеджмента в вузе.

Преобладание теоретической подготовки над практической подготовкой бакалавра экономики и менеджмента. Отметим, что традиционно сложившаяся методическая система прикладной математической подготовки будущего бакалавра экономики и менеджмента ориентирована преимущественно на повышение фундаментальности образования, его теоретизацию.

Этот факт свидетельствует о том, что в настоящее время выпускнику Вуза балее необходима профессиональная практическая готовности к выполнению своих профессиональных функций и трудовых обязанностей. Отметим, что некоторым студентам, а в последствии и выпускникам ВУЗов достаточно трудно преобразовывать теоретические знания образовательной области «Прикладная математика» в практические и самостоятельно их реализовывать в практике профессиональной деятельности, связанной с принятием оптимальных решений в условиях неопределенности и риска.

В ряде случаем заверенный процесс обучения в ВУЗе не гарантирует готовность к исследованию разнообразных профессиональных, социально-экономических ситуаций и проблем уже в рамках производственной практики (третий и четвёртый годы обучения в бакалавриате).

Необходима модернизация методических систем обучения прикладным математическим дисциплинам, которая обеспечит более высокий уровень владения основными действиями (операциями), составляющими инвариант будущей профессиональной деятельности. Отметим, что множество практических задач, решаемых бакалавром экономики и менеджмента, их сложность и трудность, многоаспектность и новизна постановок в каждом отдельно взятом случае требуют от выпускника развитого нестандартного мышления.

Обозначенная выше идея предоставляет вектор развития методических систем преподавания на адаптацию теоретического содержания обучения к современным образовательным условиям. Важно, чтобы будущие бакалавры экономики и менеджмента были способны к переносу теоретических знаний по прикладной математике в сферу практической деятельности (исследование разнообразных социально-экономических проблем и ситуаций). Создание специальной системы задач и упражнений в рамках учебных дисциплин «Линейная алгебра», «Математический анализ», «Теория вероятностей», «Эконометрика: базовый уровень», «Теория игр», «Методы моделирования и прогнозирования экономики» позволяет существенно повысить качество прикладной математической подготовки будущих бакалавров экономики и менеджмента, подготовить их к производственной практике, обеспечить старт овладения будущей профессией.

Особую роль в развитии профессиональной компетентности будущего бакалавра экономики и менеджмента играют прикладные математические учебные дисциплины: они являются базой для общепрофессиональной подготовки, а также имеют важное самостоятельное значение, связанное с развитием инновационных компонентов профессиональной компетентности.

Актуальной проблемой повышения качества математической подготовки бакалавра в условиях модернизации математического образования и внедрения государственных образовательных стандартов последнего поколения является методически оправданное использование математических пакетов в профессиональной подготовке [1].

Отметим, что реализуемый модульный подход [2] к проектированию содержания учебных дисциплин прикладной математической подготовки позволяет четко дозировать учебно-познавательную математическую деятельность студента бакалавриата, и как следствие, более интенсивно использовать потенциал новых информационных технологий в учебном процессе, среди которых особое место занимает новая база знаний и набор вычислительных алгоритмов WolframAlpha [3, 10, 11].

Ее использование в учебном процессе позволяет исследовать различные социально-экономические проблемы и ситуации, например, построить и исследовать теоретико-игровую модель конкурентной борьбы за рынки сбыта продукции [5], по-новому раскрыть возможности и содержание метода моделирования [7], привлекать современные математические теории, например, фрактальную теорию [4].

Анализ проблем реализации прикладной направленности обучения математике в системе бакалавриата [12] с использованием информационных технологий позволяет обратить внимание на необходимость технологического целеполагания [6], разработки и реализации стратегии информатизации методической системы математической подготовки бакалавров [8].

Отметим, что грамотная методическая реализация компьютерных технологии в преподавании математики студентам гуманитарных направлений [9] позволяет расширить количество учебных задач в рамках современной классификации математических моделей [13], включающей модели принятия решений в условиях неопределенности и риска.

Список литературы

  1. Абубакарова Э. М. Опыт использования математических пакетов в профессиональной подготовке специалистов инженерного профиля / В сборнике: Инновационные технологии в производстве, науке и образовании. – Сборник трудов II Международной научно-практической конференции. – 2012. – С. 415-419.
  2. Власов Д. А. Модульный подход к проектированию содержания учебной дисциплины «Теория риска» // Успехи современной науки и образования. – 2016. – Т. 1. – № 9. – С. 122-124.
  3. Власов Д. А. Реализация новых технологий WolframAlpha в исследовании феномена «потребление» // Вопросы экономики и управления. – 2017. – № 1 (8). – С. 69-72.
  4. Власов Д. А. Современная фрактальная теория: визуализация и прикладные аспекты // Техника. Технологии. Инженерия. – 2017. – № 1 (3). – С. 8-11.
  5. Власов Д. А. Теоретико-игровая модель конкурентной борьбы за рынки сбыта продукции // Вопросы экономики и управления. – 2016. – № 5 (7). – С. 27-29.
  6. Власов Д. А. Целеполагание в системе математической подготовки бакалавра // Социосфера. – 2014. – № 2. – С. 165-169.
  7. Власов Д. А., Синчуков А. В. Метод моделирования: культурно-исторический аспект // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 2-5. – С. 9-11.
  8. Власов Д. А., Синчуков А. В. Стратегия информатизации методической системы математической подготовки бакалавров в России // Информатизация образования. – 2012. – Т. 2012. – С. 68.
  9. Муханов С. А. Компьютерные технологии в преподавании математики студентам гуманитарных направлений // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 12-4. – С. 65-68.
  10. Муханов С. А. Технологии компании Wolfram Reserch в преподавании математики студентам гуманитарных направлений // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. – № 30-1. – С. 168-173.
  11. Муханова А. А. Особенности проектирования курса математики с использованием дидактического практикума и сервисов компьютерной математики // Обучения и воспитание: методики и практика. – 2016. – № 30-1. – С. 157-162.
  12. Синчуков А. В. Проблемы реализации прикладной направленности обучения математике с использованием информационных технологий // Инновационная наука. – 2016. – № 10-1. – С. 116-118.
  13. Синчуков А. В. Современная классификация математических моделей // Инновационная наука. – 2016. – № 3-1. – С. 214-215.