Методическая система прикладной математической подготовки будущего экономиста

№54-2,

педагогические науки

В центре внимания статьи процедуры создания и функционирования методической системы прикладной математической подготовки будущего экономиста, направленной на обеспечение качества, эффективности и доступности обучения математическим и инструментальным методам анализа экономических проблем и ситуаций.

Похожие материалы

Прикладная математическая подготовка студента бакалавриата по направлению «Экономика» должна соответствовать современным достижениям в области методов моделирования и прогнозирования экономики [12], обеспечивать высокое качество овладения студентом бакалавриата математическим языком, математической символикой, математическими методами. В условиях математизации всех сфер человеческой деятельности, в том числе широкой математизации экономической теории и практики без создания, функционирования и развития методической системы прикладной математической подготовки не возможно говорить о создании компетентностной модели конкурентоспособного выпускника.

Под прикладной математической подготовкой студента бакалавриата мы понимаем интегративную характеристику, связанную с профессионально значимой способностью целесообразного использования математических знаний, математических умений, навыков построения и последующего исследования различных математических моделей (модель производства, модель потребления, модель распределения, модель управления и др.), ключевых и предметных компетенций, повышающих качество решения профессиональных задач, связанных с востребованными в настоящее время модельными представлениями экономических проблем и ситуаций.

Приняв в качестве основы инструментальной реализации компетентностного подхода к проектированию педагогических объектов [3], концептуальной основной которого является созданная В.М. Монаховым теория педагогических технологий [20], мы пришли к необходимости поэтапного наполнения метасодержания методической системы прикладной математической подготовки бакалавра экономики.

Во-первых, в системе прикладной математической подготовки бакалавра экономики должен присутствовать специальный мотивационно-ценностный компонент, отвечающий за уровень развития познавательной мотивации студента бакалавриата, формирование осознанного ценностного отношения к изучению математических и инструментальных методов в экономике, подчиненного развивающимися интересами в профессиональной сфере и растущей востребованностью количественных и математических методов в финансово-экономической сфере.

Во-вторых в методической системе прикладной математической подготовки бакалавра экономики должен быть отражён специальный когнитивный компонент. С нашей точки зрения он должен отвечать за наполнение методической системы как фундаментальными, так и прикладными знаниями о математических моделях и методах, представлениями о принципиальных возможностях и ограничениях применения экономической кибернетики [5], необходимыми в будущей профессиональной деятельности экономиста.

Включение в структуру методической системы прикладной математической подготовки студента бакалавриата по направлению «Экономика» третьего компонента – деятельностного, позволило в учебном процессе акцентировать внимание на развитие способности целесообразного и эффективного применения математических знаний, умений и навыков, актуализации профессионально-значимых компетенций, связанных с такими обобщенными категориями, как «Анализ» и «Синтез», «Индукция» и «Дедукция», «Аналогия» и «Абстрагирование», «Классификация», «Моделирование».

В качестве четвертого компонента нами предложен личностный компонент, в рамках которого уделяется внимание формированию важных качеств мышления обучаемого, связанных со способностью реализовывать творческую деятельность, а так же формированию рефлексивных навыков, навыков анализа полученных результатов собственной учебной деятельности и практических навыков самооценки).

В качестве теоретико-методологической основы создания методической системы прикладной математической подготовки студента бакалавриата по направлению «Экономика» нами был выбран компетентностный подход и концепция прикладной профессиональной направленности обучения математике в ВУЗе. Впоследствии были выполнены следующие виды работ:

  • создана система технологического целеполагания [7] в области прикладной математической подготовки, охватывающая различные разделы прикладной математики (математических моделей и методов в экономике);
  • выделены обще-дидактические и частно-методические особенности прикладной математической подготовки [15, 16], позволяющие акцентировать внимание на развитие инновационных компонентов профессиональной компетентности;
  • разработана модель интеграции информационных и педагогических технологий [2], охватывающая все компоненты методической системы обучения, среди которых «Цель обучения», «Содержание обучения», «Методы обучения», «Средства обучения», «Формы обучения»,
  • реализован технологический подход к оценке качества прикладной математической подготовки в виде системы диагностик как компонент стратегии прикладной математической подготовки [18].

Рассматривая дидактические условиями реализации методической системы прикладной математической подготовки бакалавра экономики, выделим следующие:

  • интеграция чистой и прикладной математической и профессиональной подготовки в контексте моделирования и прогнозирования экономики;
  • проектирование информационно-образовательной среды для качественной поддержки развертывания содержания обучения в учебном процессе и методов и технологий обучения в аспекте развития инновационных компонентов профессиональной компетентности будущего экономиста, связанных с принятием решений в условиях актуализации рисков различной природы и неполноты информации [21];
  • внедрения системы технологического мониторинга уровня развития прикладной математической подготовки как результата практической реализации созданной методической системы. В рамках стратегии информатизации [17] технологический мониторинг охватил такие учебные модули, как «Теория систем и системный анализ», «Теория игр», «Теория риска», «Методы моделирования и прогнозирования экономики», «Методы оптимальных решений», «Математическое и имитационное моделирование экономики», «Количественные методы и математическое моделирование», «Эконометрика».

Последующая практическая реализация методической системы прикладной математической подготовки бакалавра в МПГУ, МГГУ им. М.А.Шолохова, МФПУ «Синергия», РЭУ им. Г.В. Плеханова включала в себя решение следующих методически значимых проблем:

  • организация проектировочной деятельности по созданию нового содержания [13] прикладной математической подготовки в соответствии прикладной направленностью обучения математике и акцентом на анализ современных социально-экономических проблем и ситуаций. Компонентами содержания прикладной математической подготовки стали новые задачи: задачи принятия оптимальных решений [4], задачи оценки стоимости бизнеса [6], задачи на реализацию метода дерева решений [8], задачи анализа рынков сбыта продукции [9], задачи классической теории игр [11]; задачи финансового анализа [10];
  • уточнение дидактических и методических возможностей новых информационных технологий [2], прикладных математических пакетов [1], базы знаний и набора вычислительных алгоритмов WolframAlpha [14, 19], направленных на обеспечение новых интегративных связей различных разделов чистой и прикладной математики с содержанием образовательной области «Экономика»;
  • проблемы реализации технологии проектирования учебного процесса по основным профессионально значимым учебным дисциплинам прикладной математической подготовки бакалавра, поддерживающей интеграцию информационных и педагогических технологий и включающую систему технологического мониторинга качества прикладной математической подготовки.

Список литературы

  1. Власов Д. А. Возможности профессиональных математических пакетов в системе прикладной математической подготовки будущих специалистов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования — 2009. — №4. — С. 52-59.
  2. Власов Д. А. Информационные технологии в системе математической подготовки бакалавров: опыт МГГУ им. М.А. Шолохова // Информатика и образование. — 2012. — №3. — С. 93-94.
  3. Власов Д. А. Компетентностный подход к проектированию педагогических объектов // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. — 2008. — №6-2. — С. 124-127.
  4. Власов Д. А. Методологические аспекты принятия решений // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 760-763.
  5. Власов Д. А. Особенности и математические основы современной экономической кибернетики // Техника. Технологии. Инженерия. — 2016. — №2. — С. 4-7.
  6. Власов Д. А. Особенности реализации доходного подхода к оценке стоимости малого предприятия // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3. — С. 78-81.
  7. Власов Д. А. Особенности целеполагания при проектировании системы обучения прикладной математике // Философия образования. — 2008. — №4. — С. 278-283.
  8. Власов Д. А. Реализация метода дерева в моделировании процесса принятия решений // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №2. — С. 34-37.
  9. Власов Д. А. Теоретико-игровая модель конкурентной борьбы за рынки сбыта продукции // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5.
  10. Власов Д. А. Технология визуализации проблем и ситуаций финансовой сферы // Педагогика высшей школы. — 2016. — №2.
  11. Власов Д. А. Философско-методологические проблемы классической теории игр // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 286-288.
  12. Власов Д. А., Монахов Н. В., Монахов В. М. Математические модели и методы внутримодельных исследований. М.: МГГУ им. М.А.Шолохова. – 345 с.
  13. Власов Д. А., Синчуков А. В. Новое содержание прикладной математической подготовки бакалавра // Преподаватель XXI век. — 2013. — Т. 1. — №1. — С. 71-79.
  14. Власов Д. А., Синчуков А. В. Новые технологии WolframAlpha при изучении количественных методов студентами бакалаврита // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования — 2013. — №4. — С. 43-53.
  15. Власов Д. А., Синчуков А. В. Прикладная математическая подготовка бакалавра менеджмента // Образование и воспитание. — 2016. — №4. — С. 57-60.
  16. Власов Д. А., Синчуков А. В. Принципы проектирования прикладной математической подготовки бакалавра экономики // Образование и воспитание. — 2016. — №3. — С. 37-40.
  17. Власов Д. А., Синчуков А. В. Стратегия информатизации методической системы математической подготовки бакалавров в России // Информатизация образования. — 2012. — Т. 2012 — С. 68.
  18. Власов Д. А., Синчуков А. В. Стратегия развития методической системы математической подготовки бакалавров // Наука и школа. – 2012. — 2012. — №5. — С. 61-65.
  19. Качалова Г. А., Власов Д. А. Технологии Wolframalpha при изучении элементов прикладной математики студентами бакалавриата // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 683-691.
  20. Монахов В. М., Ярыгин А. Н., Коростелев А. А. Педагогические объекты. Педагогическое проектирование. Know How технологии. – Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева, 2004. – 38 с.
  21. Тихомиров Н. П., Тихомирова Т. М. Риск-анализ в экономике. М.: Экономика, 2010. — 317 с.