Информационно-коммуникационные аспекты развития туристско-рекреационного потенциала региона на основе создания регионального логистического кластера

№90-1,

экономические науки

В статье рассмотрены информационно-коммуникационные аспекты развития туристско-рекреационного потенциала региона. Обосновано внедрение регионального логистичекого кластера. Предложен комплексный механизм развития курортно-рекреационного потенциала региона.

Похожие материалы

Социально-экономическое развитие любой страны зависит от состояния развития ее регионов. Ведь именно регионы с высоким уровнем конкурентоспособности, как субъекты хозяйствования, могут обеспечить РФ стабильные темпы развития. Это обуславливает необходимость поиска новых, ранее не используемых систем и механизмов регионального управления, которые бы давали возможность получить синергетический эффект за счет формирования механизмов взаимодействия со смежными участниками. Однако не все регионы и отрасли готовы развиваться, активно используя в своей деятельности новые формы и методы хозяйствования, повышать свою конкурентоспособность, как на внутреннем рынке страны, так и на основных мировых рынках.

Что касается непосредственно регионов Юга России, то важным направлением их развития является эффективное использование собственных природных и, в том числе, рекреационных ресурсов, ставших основой формирования и развития их курортно-рекреационного комплекса. Развитие курортно-рекреационного и туристского комплекса региона в полной мере отвечает не только региональной, но и национальной стратегии социально-экономического развития. Это связано, прежде всего, с тем, что данный комплекс наиболее эффективно обеспечивает решение задач увеличения рабочих мест и снижения уровня безработицы в регионе, поднятия социально-экономического уровня жизни населения, восполнения дефицита местного и государственного бюджета.

Данное обстоятельство обусловило актуальность темы исследования, которая заключается в необходимости обеспечения оптимального управления потоками ресурсов для опережающего развития курортно-рекреационного комплекса региона, который обеспечит требуемый уровень его социально-экономического развития.

Поэтому важным вопросом является исследование возможности устойчивого социально-экономического развития регионов Юга России в направлении обеспечения их конкурентоспособности и рационального использования ресурсов, обеспечения условий для развития экономической безопасности на основе формирования комплексного механизма развития курортно-рекреационного потенциала региона, разработки и внедрения регионального логистического кластера. Цель данного исследования — обоснование и разработка комплексного механизма развития курортно-рекреационного потенциала регионов Юга России на основе формирования и внедрения регионального логистического кластера, в составе которого ведущее место должны занять университеты, являющиеся ключевыми научно-исследовательскими и образовательными организациями региона.

Регионы Юга России, являясь одними из самых теплых регионов Российской Федерации, располагают значительными рекреационными возможностями, в основе которых лежит выгодное географическое положение, уникальные природные лечебные ресурсы, богатое историческое и культурное наследие. Благодаря природному сочетанию и удачному расположению рекреационных ресурсов, в регионах Юга России сформировались крупные курортно-рекреационные зоны. Однако большая часть этих возможностей в настоящее время не реализуется или реализуется не полностью. Передовые страны мира, имеющие сходный потенциал уже давно его эксплуатируют как основной системообразующий потенциал для своих регионов.

В течение последних десятилетий в зарубежной и отечественной научной литературе все больше внимания уделяется изучению кластеров как особых территориальных объединений и новых форм организации производства. Существенный вклад в развитие концепции кластерных образований в рекреационно-туристической сфере внесли авторы работ [1, 2]. Авторы исследуют так называемую рекреационную кластерную модель, как форму территориальной организации туристических предприятий, что стимулирует экономический рост региона. Данные разработки в основном касаются территориальной организации кластерных моделей развития туризма, но не сосредоточивают внимание на роли федеральных университетов в развитии региона, их функционирования и взаимодействия участников кластера.

Под региональным логистическим кластером будем понимать некую совокупность субъектов хозяйствования региона (производственных предприятий, предприятий сферы гостеприимства и предоставления сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций), имеющих функциональную зависимость в сфере производства и реализации туристско-рекреационных услуг и территориально связанных между собой.

В рамках поставленной цели исследования отметим роль университета в составе предлагаемого кластера:

  • реализация инновационных образовательных программ, направленных на развитие туристско-рекреационного потенциала региона и интегрированных в международное образовательное пространство;
  • формирование кадрового и научного потенциала комплексного социально-экономического развития региона;
  • выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру наук и, в том числе, по проблемам развития туристско-рекреационного потенциала региона;
  • обеспечение интеграции науки, образования и производства, в том числе путём доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривается «…создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий» [3]. К настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. На федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров [4, 5]. Эффективные механизмы финансирования проектов развития кластеров сформированы в результате образования и деятельности ряда институтов развития, включая Инвестиционный фонд Российской Федерации, государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Государственная Программа развития курортов и туризма в Республике Крым направлена на развитие региона и превращение его в круглогодичный курорт мирового уровня — международный туристский центр [6]. В связи с этим актуализируется проблема эффективного использования имеющихся курортно-рекреационных ресурсов, стратегическое значение приобретает поиск резервов повышения эффективности их использования, поиск и внедрение механизмов устойчивого социально-экономического развития региона.

Невозможно эффективно реализовать деятельность кластера без серьезной информационно-коммуникационной поддержки. Это вызвано следующими факторами. Туристские организации производят, в основном, информационные услуги, а вся отрасль является информационно-насыщенной. Поэтому применение современных информационных технологий становится неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности любого туристского предприятия.

Вместе с едиными потребностями всей туристской отрасли в применении информационно-компьютерных технологий для производства и продажи турпродукта, каждый вид туризма нуждается в специфическом информационном обеспечении. Однако, несмотря на разнообразие спроса на информационные услуги, для их реализации целесообразно создавать единые интегрированные информационные структуры, в которых одни и те же универсальные средства используются для передачи, обработки и отображения различной информации в интересах различных пользователей. Вместе с тем единая политика и единые стандарты построения информационного обеспечения в туриндустрии сегодня отсутствуют [7-9]. Вместе с тем, информационно-телекоммуникационные технологии спровоцировали создание и применение принципиально новых электронных маркетинговых каналов продвижения и сбыта, которые можно рассматривать как основу новых технологий формирования турпродукта.

Формирование регионального логистического кластера туристско-рекреационного региона направлено на обеспечение его устойчивого социально-экономического развития. Необходимо повысить эффективность использования потенциала развития кластеров как одного из приоритетных направлений повышения конкурентоспособности и диверсификации экономики региона. Создание и внедрение регионального логистического кластера туристско-рекреационного региона направлено на решение данных вопросов.

Университет, являясь одним из участников регионального логистического кластера, будет иметь следующие возможности:

  • реализация специализированных образовательных программ по вопросам разработки и реализации кластерной политики на региональном и муниципальном уровнях, а также организационному развитию кластеров и реализации кластерных инициатив. В ходе создания учебно-методических материалов, новых форм обучения и организации учебного процесса будут созданы типовые программы подготовки по основным направлениям реализации кластерной политики. Их целью является создание широкомасштабной, единой по своим принципам системы передачи знаний, умений и навыков, необходимых для достижения целей кластерной политики. Эта система позволит в первоочередном порядке подготовить организаторов, экспертов и иных участников проектов по развитию кластеров (финансирование образовательных программ);
  • Университет войдет составной частью формируемого кластера и будет обеспечивать научную поддержку, а это — финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из федерального и регионального бюджетов (Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП), позволяющая комплексно и системно обеспечивать реализацию государственных приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации);
  • участие Университета в кластере позволит получать часть прибыли от реализации проектов кластера, которые направляются на развитие Университета. В свою очередь, формируемый кластер получает финансовые льготы. При этом субъекты Российской Федерации и муниципальные образования имеют право на установление льгот по уплате соответственно региональных и местных налогов и сборов, а также ставки налога на прибыль, в части подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации. Возможность предоставления налоговых льгот регионального и муниципального уровня, в том числе в рамках создания особых экономических зон регионального уровня);
  • на платной основе организация и проведение мониторинга развития кластеров (может осуществляться в рамках реализации Перечня (плана) статистических работ и программ формирования информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, а также исследований, заказчиками которых будут выступать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации);
  • переподготовка и повышение квалификации сотрудников субъектов кластера из бюджетных источников, в том числе средств федерального бюджета, может быть обеспечено в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации;
  • разработка методических материалов, связанных с общими подходами к стратегическому планированию развития кластеров;
  • разработка методических материалов, связанных с реализацией проектов по различным направлениям развития кластеров, включая: обеспечение развития системы нефинансовых институтов развития (промышленных парков, технопарков, агентств (корпораций) регионального и муниципального развития, центров развития дизайна, центров по энергосбережению, организаций-объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства); проведение маркетинговых исследований; коммерциализация образовательных технологий; аудит; предоставление консультационных услуг в области инновационного и технологического менеджмента, менеджмента качества, развитие механизмов непрерывного образования и т.д.

Таким образом, неуклонный рост влияния туристских услуг, как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов, является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, сопровождающих формирование и развитие мирового хозяйства. Становится очевидным превращение, преобразование, претворение туризма в большую самостоятельную отрасль экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает необходимость создания и реализации регионального логистического кластера туристско-рекреационного региона. Университеты обладает высоким научным потенциалом в сфере развития приоритетных отраслей региона, что является основанием для его участия в кластерах.

Внедрение кластерных механизмов позволит обеспечить развитие туристско-рекреационного потенциала Республики Крым, приведет к получению позитивного социально-экономического эффекта за счет формирования дополнительных рабочих мест, развития территорий муниципальных образований, инфраструктуры, обеспечит нужный уровень инвестиционной привлекательности региона.

Работа выполнена при поддержке Администрации Краснодарского края, Республики Крым и Российского фонда фундаментальных исследований (грант 16-46-230121 «Модели и методы формирования механизма инновационного развития внутренних бальнеологических курортных территорий Краснодарского края на основе экологистики», грант 18-410-910011 «Системный анализ регионального хозяйственного комплекса Республики Крым и разработка адаптивной бизнес-модели его развития на основе технологий цифровой экономики», грант 18-410-230024 «Теоретико-методологические основы моделирования информационно-управляющей инфраструктуры развития региональной экономики на основе применения отечественных результатов космической деятельности»).

Список литературы

  1. Санжин, Б.Б. Формирование и развитие туристического кластера в республике Бурятия на основе государственно-частного партнерства // Экономическое возрождение России. - 2010. - Вып.4 (26). - С.130-138.
  2. Коростелев, Д.Г. Механизм развития туристско-рекреационного кластера в регионе Северного Кавказа // «Евразийский Научный Журнал №8 2015» (август 2015). Режим доступа http://journalpro.ru/articles/mekhanizm-razvitiya-turistsko-rekreatsionnogo-klastera-v-regione-severnogo-kavkaza/
  3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
  4. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (письмо мэр РФ от 26. 12. 2008 г. №20615-ак/Д19).
  5. Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 годы (Проект).
  6. Тимиргалеева, Р.Р. Современные информационные технологии в организации эффективного управления логистикой туристической отрасли Крыма / Р.Р. Тимиргалеева, И.Ю. Гришин // Гуманитарные науки. Научно-практический журнал. №1 (27) / 2014. – С.111-118.
  7. Тимиргалеева, Р.Р. Математические методы моделирования и управления развивающимися социально-экономическими системами (на примере туристско-рекреационной сферы). Монография // Р.Р. Тимиргалеева, И.Ю. Гришин. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2015. – 190 с.
  8. Модель информационного обеспечения процесса управления развитием курортных территорий регионов юга России на основе геоинформационных технологий / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. В сборнике: Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе сборник научных трудов. Симферополь, 2016. - С. 304-307.