Информационное обеспечение земельной реформы в Республике Башкортостан

NovaInfo 62, с.87-91, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Сельскохозяйственные науки
Просмотров за месяц: 2

Аннотация

Статья посвящена обеспечению земельной реформы в Республике Башкортостан.

Ключевые слова

КОЛХОЗЫ И СОВХОЗЫ, КАДАСТР, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ЗЕМЛЯ, ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА

Текст научной работы

Земля как природный ресурс, место обитания людей и как средство производства является основой жизнедеятельности человека.

Как природный ресурс, земля характеризуется пространством, рельефом, почвенным покровом, растительностью, водами и недрами. Как место обитания человека, земля определяет пределы его властных полномочий. Как средство производства, земля является его пространственной основой, а в сельском и лесном хозяйстве, несомненно, главным средством производства. Как элемент рыночных отношений (недвижимость), земля выступает в виде собственности и оценивается системой экономических характеристик (земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли). Следовательно, земля является сложной системой взаимосвязанных природных, пространственных, экологических, социальных и технологических процессов. Поэтому для организации рационального использования и охраны земли нужна достоверная и оперативная информация о её природном состоянии, хозяйственном использовании и правовом режиме.

Территория Республики отличается большим разнообразием природно — экономических условий. Здесь интенсивное развитие получили разные виды деградации земель. Эродированные и эрозионно — опасные земли занимают 5656 тыс. га или 77,1 % площади сельскохозяйственных угодий, а дефлированные и дефляционно-опасные почвы — 1613 тыс. га или 43,9 % площади пашни. Около 1,5 млн. га в разной степени кислых почв 995 тыс. га и каменистых почв. Наблюдается интенсивный процесс снижения плодородия почв в результате некомпенсируемого выноса питательных веществ с урожаем возделываемых культур. Сельское хозяйство Республики, как и страны в целом, в течение длительного периода развивается за счет расточительного использования естественного плодородия почв.

К началу земельной реформы 1990 г на всю территорию Республики Башкортостан (бывшей Башкирской АССР) имелись планово — картографические материалы. На земли сельскохозяйственного назначения и земли запаса общей площадью 8294 тыс. га планы и карты имелись на площадь 3256 тыс. га в масштабе 1:10000 и на площадь 4740 тыс. га в масштабе 1: 25000. По всем 54 районам было завершено первичное почвенное и геоботаническое обследования, а в 34 районах проведено их повторное обследование. По этим материалам было проведено 4 тура качественной оценки земель. Были разработаны генеральные схемы использования земельного фонда, мелиорации земель и защиты почв от эрозии в целом по Республике на период до 2000 г. В их развитие были разработаны схемы по базовым районам и проекты внутрихозяйственного землеустройства колхозов и совхозов. В 1984 — 1986 годах на 1990 г по всем колхозам и совхозам Республики были разработаны почвозащитные системы земледелия и землеустройства, а 1986 — 1988 годах проведена инвентаризация всех земель сельскохозяйственного использования и мелиорированных земель. Все это создавало организационную основу рационального использования и охраны земель. Но земельная реформа 1990 г внесла существенные изменения в характер использования земли.

Согласно Федеральному закону «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 г и Федеральной целевой программе развития земельной реформы в России от 18 января 1991 г, целью реформы было перераспределение земель для формирования многоукладного сельского хозяйства. Закон предусматривал различные виды прав на земельные участки и разные формы хозяйствования на земле, развитие земельных рыночных отношений. В развитие федеральных нормативных актов, в Республике Башкортостан 21 марта 1991 г. были приняты Земельный кодекс Республики, законы «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а Кабинет Министров Республики 17 ноября 1991 года утвердил республиканскую программу проведения реформы на 1991 — 2000 г.г, и постановлением от 25 сентября 2000 г — программу — «Развитие земельной реформы в Республике Башкортостан на 2001-2005 годы».

Кадастровый учет в Республике ведется на региональном уровне по 75 кадастровым районам. Границы кадастровых районов определены приказом Госкомзема РБ от 6 июля 2001г №84. А границы 25116 кадастровых кварталов описаны и утверждены приказом Госкомзема РБ 27 декабря 2004г №137. В 2007 году в рамках Федеральной программы «Изучение состояния и использования земель на территории Российской Федерации», силами ФГУП «Росземкадастрсъемка» — ВИСХАГИ проведена оценка качества земель сельскохозяйственного назначения и уточнено агроклиматическое зонирование территории Республики.

В 2007 — 2010 гг. на всю территорию Республики изготовлены ортофотопланы в масштабе 1:10000, а по населенным пунктам — в масштабе 1:2000. По всем 75 кадастровым районам в 2013г осуществлен переход в единую местную систему координат МСК-02.

В Республике за счет средств Федерального бюджета создана система высокоточного позиционирования системы ГЛОНАСС-СПТН «Курай». Она включает 24 постоянно действующие спутниковые станции и позволяет получать данные в двух системах координат: в МСК-02 и в ГСК-2011. Ввод системы в эксплуатацию по РФ в целом предусмотрен в 2017г. А пока она создана только в Башкортостане и Ленинградской области.

В составе республиканской целевой программы «Развитие земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан» на 2013-2018 годы предусмотрена программа «Создание и развитие инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации на территории Республики Башкортостан». Для ее реализации заключены контракты по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, по оцифровке почвенных карт и формированию экспликации почвенных разновидностей по видам угодий, по цифрованию топографических планов в масштабе 1:10000 с вычислением площади земельных угодий ряда муниципальных районов и пересчету координат опорной геодезической сети из условной системы координат в МСК-02.

Поспешным, а потому и без учета ландшафтно-экологических требований рационального использования земли, было проведено изъятие у колхозов, совхозов и других землепользователей земельных участков и передача их в спецземфонд районов и в ведение сельских Советов. Неоправданно много внимания в процессе реформы уделено вопросу о частной собственности на землю. Очень хорошо сказал один фермер на республиканской конференции по правовому обеспечению фермерского движения: “Для нас не важно, будет земля в собственности, пожизненном наследуемом владении, или аренде. Земля уже была в собственности граждан. Была передана навечно колхозам. Хватит жонглировать словами. Нам нужна стабильность в государстве”.

К началу нынешней земельной реформы Республика Башкортостан характеризовалась высокой степенью изученности земельных ресурсов. Но в процессе проводимой земельной реформы работы по обновлению планово-картографических и почвенно-геоботанических материалов были прекращены и поэтому их информация со временем утратила свою достоверность и актуальность. Колхозы и совхозы были реформированы, а созданная на протяжении десятилетий организация их территории претерпела коренные изменения. Прекращены работы по полевому и геоботаническому обследованию сельскохозяйственных угодий, защите почв от эрозии и дефляции. Резко сокращены работы по мелиорации земель, коренному улучшению сенокосов и пастбищ, культуртехническим работам. В структуре землеустроительных работ вместо организации территории приоритет получило межевание земель в связи с их перераспределением и приватизацией земельных долей. Все это оказало негативное влияние на эффективность использования земель, особенно сельскохозяйственного назначения и результаты земельной реформы.

Читайте также

Список литературы

  1. О земельной реформе [Электронный ресурс] : Закон РСФСР от 23.11.1990 г. № 374-1 : (ред. от 28.04.1993) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  2. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан в 2013 году [текст] Уфа: Росреестр, 2015. – С. 234.
  3. Губайдуллина, Г.Р. Управление землями сельскохозяйственного назначения Республики Башкортостан [текст] : учебное пособие / Г.Р. Губайдуллина, И.Д. Стафийчук. Уфа: 2013.– С. 169.
  4. Комов, Н. В. Земельные отношения и землеустройство в России [текст] / Н. В. Комов, А. З. Родин, В. Алакоз. М.: 1992. – С. 510.
  5. Стафийчук, И. Д. Организационно-правовая и экономическая основа механизма управления землями сельскохозяйственного назначения Республики Башкортостан (в период земельной реформы 1991-2011гг) [текст] : монография / Н.Р. Янбухтин, Г.Р. Губайдуллина Уфа: Гилем.2013. – С. 272.
  6. Стафийчук, И. Д. Опыт государственного регулирования земельных правоотношений в субъектах Российской Федерации [текст] : монография / Н.Р. Янбухтин Уфа: Гилем 2006. – С. 123.
  7. Стафийчук, И. Д. Правовые и организационно-экономические основы управления земельными ресурсами [текст] : монография / Н.Р. Янбухтин, Уфа: Гилем 2006. – С. 250.
  8. Стафийчук, И. Д. Реформа земельных отношений в субъектах Российской Федерации на рубеже ХХ-ХХI столетий [текст] / Янбухтин Н.Р., Уфа: АНРБ, Гилем, 2009 – С. 452.
  9. Стафийчук, И. Д. Реформирование землепользований сельскохозяйственных предприятий и приватизации земельных долей по Республике Башкортостан [текст] : справочное пособие / Н.Р. Янбухтин Уфа: 2012
  10. История колхозного права. Сборник документов по земельному законодательству СССР и РСФСР в 2-х томах, том 1- С. 517.

Цитировать

Галлямова, Р.И. Информационное обеспечение земельной реформы в Республике Башкортостан / Р.И. Галлямова, А.Д. Лукманова, Г.Р. Губайдуллина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 62. — С. 87-91. — URL: https://novainfo.ru/article/12049 (дата обращения: 29.05.2023).

Поделиться