Современные технологии обучения иностранному (английскому) языку в средней школе как средство развития познавательной мотивации учащихся

№62-3,

педагогические науки

В статье проводится анализ современных подходов к обучению иностранному (английскому) языку учащихся средней школы. Подробно рассматриваются интерактивная технология обучения, метод проектов, ролевая игра. Делаются выводы по существу поднятой проблемы.

Похожие материалы

Характерной чертой современной педагогической науки является поиск и разработка новых образовательных технологий, направленных на повышение познавательной мотивации учащихся к предмету и, как следствие, развитие творческих способностей обучающихся, способствующих их самореализации и личностному самоопределению. В настоящее время перед педагогами стоит важная задача: как сделать процесс обучения интересным и продуктивным, так чтобы в него были вовлечены все учащиеся. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый учащийся проявлял бы активную учебно-познавательную деятельность, чувствовал свою успешность, интеллектуальную состоятельность? Основной составляющей педагогического процесса при таком подходе становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности: учителя и ученика, а также учащихся друг с другом. В связи с этим учителя апробируют в учебном процессе различные современные инновационные технологии, исследуют их эффективность на практике.

Так наиболее известной из современных технологий, которые направлены на организацию личностно-мотивированной познавательной деятельности учащихся школы, основанной на диалогическом общении, является интерактивная технология обучения.

Термин «интерактивность» происходит от английских слов «Inter» и «act» и означает “взаимодействие”. Интерактивность в обучении понимается современными исследователями как нахождение в постоянном, активном взаимодействии, в режиме диалога, общего действия всех участников процесса обучения.

Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии обучающихся с учебным окружением. Учебная среда выступает как реальность, в которой учащийся находит себя как область осваиваемого опыта, причем речь идет не просто о подключении его наблюдений, жизненных впечатлений в качестве вспомогательного материала или иллюстративного дополнения. Опыт обучаемого — это центральный активатор учебного познания. Роль учителя резко меняется при использовании интерактивных форм. Преподаватель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой их них он организует взаимодействие учеников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта преподаватель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы обучающихся, осуществляет грамотный инструктаж, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора он налаживает взаимодействие детей с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини — презентаций, создаёт “коммуникативное поле” и т.д.). Учитель может применять не только ныне существующие интерактивные формы и методы, а также разработать новые в зависимости от цели занятия, т.е. активно участвовать в процессе совершенствования, модернизации учебного процесса.

Например, общение на английском языке в средней и старшей школе реализуется в разыгрывании ситуаций реального общения в виде ролевых игр. Участвуя в таких играх, обучающие могут увидеть практическую значимость изучения английского языка. Это становится их мотивом к деятельности. В педагогической практике мы используем такие игры как: “My friend’s collection”, “My friend’s trip”, “Let’s go camping”, ”Shopping”, “At the International conference”, “At the library “, “Animal Friends” Campaign”, “At the table”, “At the doctor’s office”, “A telephone conversation”, “A Job Interview”, “An Interview with your role model”, “A radio programme”, “A session of the school council” и другие. В результате применения игровых технологий обучения по нашим наблюдениям достигаются следующие цели обучения:

  • усиливается мотивация к изучению предмета;
  • стимулируется познавательная деятельность;
  • активизируется мыслительная деятельность;
  • самопроизвольно запоминаются сведения;
  • формируется ассоциативное запоминание;
  • формируется коммуникативная компетенция.

Трудностью с которой мы сталкиваемся оказывается выставление оценки учащихся в таком виде деятельности. Поэтому часто приходится разрабатывать дополнительные критерии для оценивания, чтобы учащиеся могли произвести самооценку и взаимооценку.

Еще одним методом, имеющим колоссальные возможности для развития мотивации познавательной активности учащихся на уроке, создания положительного настроя в изучении иностранного языка и последующему взаимодействию, сотрудничеству, взаимопомощи, коммуникации его участников, является метод проектов. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету, кроме того, что дети обучаются в деятельности, они еще при этом обучаются той или иной деятельности.

В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся. Главное — это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы. Учебники построены так, что в них нет готовых ответов на сложные вопросы, вместе с тем есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые, ребята с нашей помощью могут сформулировать основной вопрос (проблему) раздела урока и самостоятельно открыть новые знания.

Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа. Необходимо четкое определение темы и цели проекта, их значимости, актуальности. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.

Проектную деятельность можно организовать на любом этапе обучения, но с учётом возрастных особенностей учащихся. Начинать проект лучше с выполнения простых проектов, постепенно увеличивая их степень сложности. Самостоятельное выполнение проектов состоит из следующих этапов: мотивационного, организационного, ориентировочного, исполнительного, контролирующего, презентационного.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование современных технологий на уроках иностранного (английского) языка — это наиболее эффективное средство развития познавательной мотивации учащихся, которое предполагает активное сотрудничество учителя и ученика и учащихся друг с другом. Необходимо отметить положительно эмоциональное настроение учащихся друг к другу, к уроку в целом, а также их повышенную активность, желание расширять кругозор, овладевать новыми знаниями по изучаемой теме, рост качества знаний по предмету, а также участия в различных олимпиадах и конкурсах. Результаты подтверждают эффективность использования современных методов и методик в обучении английскому языку.

Применение различных форм преподавания английского языка показывает, что учитель сможет «привить» учащимся интерес к изучаемому языку; создает положительное отношение к его изучению; стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учеников; дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении; повышает положительную мотивацию изучения иностранного языка у учащихся, поддерживает внутреннюю мотивацию учения.

Список литературы

  1. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И. А. Зимняя– М.: Просвещение, 1978. – 187 с.
  2. Гостевская А.Н., Бабкина Н.В. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2017 г. – № 61; URL: http://novainfo.ru/article/11632