Особенности критического мышления в повышении межкультурной компетентности студентов

NovaInfo 119, с.35-37, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье показано, что широкое распространение технологии обучения критическому мышлению на уроках иностранного языка способствует развитию межкультурной компетенции учащихся. Решение учебных задач по применению теории межкультурного общения в воображаемых ситуациях межкультурного общения способствовало развитию навыков анализа, логического и критического мышления, творческого воображения, а также постепенному развитию межкультурной компетентности студентов.

Ключевые слова

ОПРОСНИК МЕЖКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ, КОМАНДНАЯ РАБОТА, КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, СТУДЕНТЫ, КУЛЬТУРА, АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ

Текст научной работы

Изучение иностранного языка направлено на изучение другой культуры и понимание другого мировоззрения, осознание собственной социокультурной идентичности [10, 264]. Студенты университетов все еще находятся в том возрасте, когда их взгляды и ценности могут быть пересмотрены. В процессе наблюдения и размышления над аспектами изучаемой культуры через языковую практику студенты приобретают межкультурную компетенцию [7,277; 10 264]. Освоение методов межкультурного общения на уроках иностранного языка в университете приводит к развитию межкультурной компетенции студентов.

Межкультурный подход к обучению иностранному языку предполагает учет диалога культур. Межкультурная компетенция — это осознание контраста разных культур, а также поиск своего места между этими культурами [8]. Межкультурная компетенция предполагает знание мультикультурализма в мире; стремление к бесконфликтному общению с людьми другой культуры; достижение компромисса в процессе межкультурного взаимодействия; наличие чувства собственного достоинства, а также эффективное общение с представителями других культур [3,182]. Обсуждение любого аспекта культуры — это эффективный способ изучения культуры на иностранном языке, особенно если он проводится в паре и в группе. Развитие межкультурной компетенции, речевых навыков и навыков межкультурного общения происходит через обсуждение, задачи критического мышления на различные культурные темы, следовательно, технологии обучения в сотрудничестве, вариантами которых являются приемы «обучение в команде», «обучение вместе». »И« пила »служат эффективными инструментами для развития межкультурной компетенции учащихся. Они открывают новые знания вместе с критическим мышлением, моделируя реальность [4,115].

Управление процессом обучения с помощью деятельности критического мышления включает в себя постановку общей цели и конкретных задач, управление деятельностью студентов (чередование различных видов деятельности, мониторинг взаимоотношений членов команды друг с другом), отслеживание прогресса знаний, оценку работы команды и ее отдельных членов о том, как они находят решение для позиции критического мышления [9,280].

Целью исследования было определение эффективности внедрения технологии обучения в области критического мышления для развития межкультурной компетенции студентов на уроках английского языка путем оценки динамики ее развития. Межкультурная компетентность студентов в начале и в конце эксперимента определялась с помощью варианта анкеты межкультурного развития M. Bennett — M. Hammer [5,688], состоящего из 50 утверждений, для которых, согласно шкале Лайкерта, необходимо дать ответ, определить степень согласия. Значения ступени соответствуют следующим значениям: отказ (55–69,9), защита (70–84,9), минимизация (85–114,9), принятие (115–129,9), адаптация (130–145). Ответы студентов на вопросы анкеты, сделанные для оценки уровня их межкультурного развития от монокультурной ориентации до межкультурного мышления в следующем диапазоне: отрицание, защита, минимизация, принятие, адаптация.

Результаты эффективности внедрения технологии обучения критическому мышлению выявлены в ходе эксперимента по использованию методик «Пила», «Учимся вместе», «Обучение в команде» на уроках английского языка. Применение методики обучения критическому мышлению «Пила» было направлено на то, чтобы учащиеся не только усваивали готовые знания, но и производили их. При выполнении задания «Командировка в англоязычные страны» были сформированы три команды, в каждой из которых есть ученики с разным уровнем владения языком, собирающие в Интернете информацию о традициях и обычаях, бытовом и деловом этикете, национальной кухне страны. Великобритания, США и Австралия. «Эксперты» встречаются с «экспертами» из других команд, обмениваются информацией о странах, а затем передают ее всем членам команды. Эта работа способствовала развитию навыков анализа, знания поиска информации, навыков письменного и устного монолога. Цель «Учиться вместе» и «Сценария посещения Лондона» — это развитие навыков размышления о культурных различиях и моделирования своего поведения в соответствии с нормами другой культуры. По пять учеников каждой группы читают информацию об истории города и его культурной жизни.

При составлении программы пребывания в Лондоне перед студентами стояла задача применить полученные знания по темам «Теория межкультурной коммуникации». «Британский национальный характер», «Особенности английского этикета» — для будущего успешного общения с британцами. Критическое и логическое мышление способствовало развитию творческого воображения, логического мышления и устной диалогической речи. Для развития письменных навыков реализована методика «Тренировка в команде». Записывая советы японской компании о том, как вести дела с американскими компаниями, студенты описывают возможные проблемы при ведении бизнеса с американцами; объяснил способы заключения договоров, принятия решений, стиль ведения переговоров. Между двумя студентами состоялся обмен мнениями. Далее они объединяются с двумя другими учениками, дополнительными точками зрения. Четыре человека в группе обсуждают информацию с другой группой из четырех человек. В результате студенты написали синтез знаний. Такая форма обучения способствовала развитию логического и критического мышления. Использование своих знаний в области теории межкультурного общения и межкультурных переговоров может найти практическое применение: японские бизнесмены успешно ведут бизнес в обществе с культурой, которая сильно отличается от их собственной, студенты осознали необходимость справедливого отношения и к другим. как компромисс и сотрудничество в разрешении спорных ситуаций. Критическое мышление строится на принципе самоуправления, затем оценивается учителем. К концу эксперимента заметны различия между контрольной и экспериментальной позицией критического мышления.

Для повышения межкультурной компетентности учащихся, давайте поработаем с текстом, мы используем методики критического мышления. Прием «Вставка» — это традиционная форма работы с текстом, которая включает три этапа: вызов, понимание, размышление. В традиционной методике обучения иностранному языку — этап претекстов, этап работы над текстом и этап посттекста и связанные с ними приемы: прочтите заголовок и скажите, о чем будет текст, утверждение верно или ложные, соотносить, расставлять события по порядку, отвечать на вопросы и т. д. Прием «вставки» направлен на выявление сторон обсуждаемого объекта, выделение основных особенностей изучаемого материала, обобщение знаний; мобилизует речево-мыслительную деятельность студентов.

Рассмотрим применение этой техники, возьмем пример текста «Карнавал в Ноттинг-Хилле» [3,182] на тему «Вечеринки и празднования».

Первый этап работы — вызов.

1. Картина карнавала. Обсуждаем то, что показано.

Ответы студентов: фестиваль, карнавал, праздник.

Какова цель мероприятия?

Ответ ученика: хорошо проводить время, придерживаясь традиции, привычки.

Где это происходит?

Ответ ученика: Бразилия, Рио-де-Жанейро, Африка.

Обсуждаем ответы студентов в группе.

2. Карнавал в Ноттинг-Хилле.

Продолжаем анализировать предположения.

3. Теперь, когда название карнавала известно, все по две-три минуты думают и записывают в блокнот все, что всплывает в памяти, когда звучит «Карнавал в Ноттинг-Хилле». (Это метод «мозговой атаки» или «мозговой штурм»). Все думают об идее, затем делятся с группой.

4. Мы объединяем всю информацию и записываем ее на доске или в свои тетради.

5. Давайте структурируем наши общие представления о карнавале:

  • Напишите тему (это может быть слово или фраза) в центре доски / блокнота. Наша тема «Карнавал в Ноттинг-Хилле»;
  • В теме есть подтемы, которые мы изображаем графически, которые представлены на рисунке 1.

Тематический кластер «Карнавала»
Рисунок 1. Тематический кластер «Карнавала»

Информация разделена на блоки-кластеры и представляет собой «способ графической организации материала, позволяющий осуществлять визуальные процессы мышления» [2,23].

6. Представляем блоки-кластеры.

7. Учитель дает высказывания о карнавале в Ноттинг-Хилле. Студенты основывают свои оценки на выступлениях на карнавале в Ноттинг-Хилле, ставят значки напротив предложений: + верно; — не правда; ?- не уверена. Карнавалы отличаются от фестивалей. Карнавалы обычно отмечаются перед Пасхой. Карнавалы проходят в США, на Карибах и по всей Европе. Район Ноттинг-Хилл находится в Лондоне.

8. Запишите на доске результаты, полученные для всех групп.

Второй этап работы над текстом — понимание.

9. Затем ученики читают предложенный текст о «Карнавале в Ноттинг-Хилле» и выполняют задание: читая, они делают отметки на полях карандашом. Знак «!» Значок — я знал это; «+» — новая информация; «-» — противоречит моим представлениям; "?" — непонятная или недостаточная информация.

10. По окончании чтения ученики рисуют и заполняют «Таблицу оценок» [1438], в каждый столбец которой делается как минимум одна запись.

Развитие межкультурной компетенции в процессе изучения иностранного языка — это творческий, непрерывный процесс, который требует создания ситуаций, в которых приобретается опыт. Использование обучающих технологий в области критического мышления для продвижения, создания атмосферы соревнования и творчества на уроках иностранного языка и устранения психологических барьеров для общения и развития межкультурной компетенции, что доказывает успех эксперимента.

Читайте также

Список литературы

  1. Глухов Г.В. Теория дизайна и методология содержания германских языков в системе высшего профессионального образования 2008, 438с.
  2. Грей Э. Инструкция по головоломке: улучшение отношений между учениками и сверстниками и успеваемость в школе // A Rising TIDE. 2014. Т. 7. 23п.
  3. Грудзинская Е.Ю., Марико В.В. Активные методы обучения в высшей школе. Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии». — Нижний Новгород, 2007.182 с.
  4. Хаммер М. Перечень межкультурного развития: новый рубеж в оценке и развитии межкультурной компетентности // М. Ванде Берг, Р. М. Пейдж и К. Х. Лу (ред.), Студенты, обучающиеся за рубежом (Глава 5, стр. 115– 136). Стерлинг, издательство В. А. Стилуса. 2012 URL: https://idiinventory.com/wp content / uploads / 2017/01 / HAMMER-IDI-STUDY-ABROAD-ARTICLE-2012.pdf
  5. Джонсон Д. В. Джонсон Ф. Объединение: теория групп и групповые навыки (12-е изд.). Пирсон. 2016. 688 с.
  6. Лиддикоут А. Дж. Введение в анализ разговора. Второе издание. Лондон: Bloomsbury Academic, 2011. 404 с.
  7. Лиддикоат А. Дж. Педагогическая практика интеграции межкультурного в преподавание и изучение языков // Японоведение. 2008. Vol. 28 (3). P 277–290
  8. Славин Р. Е. Обучение на основе кооперативного обучения. Институт педагогических наук. Департамент образования США. 2010. 33 P. URL: https://www.researchgate.net/publication/267247317_Instruction_Based_on_Cooperative_Learning.
  9. Валгина Н.С. Теория текста: Учебник. М .: Логос, 2003, 280с.
  10. Чжоу Ю. Исследование преподавателей английского языка как иностранного в китайских университетах и их межкультурная компетентность в обучении. (Кандидатская диссертация). Онтарио, Виндзорский университет. 2011.264 с. URL: https://scholar.uwindsor.ca/cgi/viewcontent.cgi?article=1427&context=etd

Цитировать

Маматкулова, Ф.А. Особенности критического мышления в повышении межкультурной компетентности студентов / Ф.А. Маматкулова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2020. — № 119. — С. 35-37. — URL: https://novainfo.ru/article/18094 (дата обращения: 15.08.2022).

Поделиться