Психолого-педагогическая коррекция агрессивности дошкольников

NovaInfo 63, с.435-439, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Агрессивность в дошкольном возрасте, на сегодняшний день, является проблемой, волнующей все больше родителей, воспитателей и учителей. Именно в этом возрасте агрессивность находится на стадии своего становления и можно предпринять своевременные меры, способствующие снижению агрессивности дошкольников. Для диагностики уровня агрессии у детей дошкольного возраста применялись методики: «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек» и «Уровень агрессивности ребенка». Полученные данные дают основание полагать, что главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Каждый агрессивный акт имеет определенный повод и осуществляется в конкретной ситуации. В то же время у некоторых испытуемых наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели, агрессия для них просто самоцель.

Ключевые слова

СЕМЬЯ, АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ДОШКОЛЬНИКИ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Текст научной работы

Напряженная, неустойчивая социально-экономическая и экологическая обстановка, сложившаяся на данный момент в нашей стране, обуславливает рост всевозможных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, их цинизм, жестокость, агрессивность [2, 5].

В отечественной психологии проблему агрессии рассматривают такие авторы как: П.А. Ковалев, К.К. Платонов, Т.Г. Румянцевой и др.

Большое внимание также уделялось разработке способов преодоления агрессии. Данного вопроса касались: Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, М.И. Лисина.

Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников раскрыты в работах Р.В. Овчаровой, Е. Лютовой, Г. Мониной.

Социализация — это процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе [6]. Именно в семье ребёнок проходит первичную социализацию. Ребёнок учиться взаимодействовать с другими людьми на примере взаимоотношений между членами семьи. Это очень важный момент в жизни каждого ребёнка. Именно в детстве закладывается та основа, которая будет служить, и сохраняться в подростковом периоде и в зрелые годы.

Важность семьи как института воспитания состоит в том, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Однако, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья [5].

Воспитываясь в семье, в детском саду, придя в школу, ребенок получает некоторый опыт реакций окружающих на его агрессивные проявления. От характера этих реакций и направленности семейного воспитания во многом зависит дальнейшее развитие агрессивности ребенка. В школе он приобретает новый социальный статус — статус школьника, который накладывает на ребенка определенные ограничения, особенно в отношении поведения. Кроме того, в младшем школьном возрасте складывается новая социальная ситуация развития, не всегда являющаяся для ребенка благоприятной. Все это может вызывать у него негативные реакции: от гнева и агрессии до подавленности и депрессии, что, в свою очередь, также может перейти в агрессию.

В целом же агрессивные проявления или же постоянное ожидание подобного от окружающих ограничивает активность ребенка, усиливает его тревожность, формирует заниженную или компенсированную самооценку. Агрессивных детей, равно как и детей, опасающихся агрессии, относят к группе риска. По мнению многих исследователей, поведение в детстве позволяет достаточно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Таким образом, коррекция ранних проявлений агрессивности, научение адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших задач практической психологии.

Наше исследование, посвященное проблеме агрессивного поведения, актуально.

Отсюда вытекает цель нашего исследования — теоретически обосновать и опытным экспериментальным путем апробировать методы работы социального педагога с агрессивными детьми.

Задачи исследования — провести теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности у детей дошкольного возраста; изучить уровень агрессивности у детей дошкольного возраста; определить особенности агрессивного поведения у дошкольников; определить методы и приемы по коррекции агрессивного поведения; апробировать методы педагогической коррекции в условиях ДОУ.

Объект: агрессивное поведение дошкольников.

Предмет исследования — методики и технологии работы с агрессивными детьми.

Для диагностики уровня агрессии у детей дошкольного возраста применялись методики: «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек» и «Уровень агрессивности ребенка» [1, 4]. Выбор методик для проведения психологического изучения личности дошкольника производился нами с расчетом на получение с их помощью личностно-психологических характеристик, влияющих на появление и проявление агрессии в поведении детей. Выборочную совокупность составили 20 дошкольников: три девочки (15%) и 17 мальчиков (85%).

В результате проведения диагностических методик мы выявили три уровня агрессивности:

  1. Высокий (детям присуща физическая и вербальная агрессия);
  2. Средний уровень (детям присуща косвенная агрессия, либо агрессия используется для защиты собственных интересов);
  3. Низкий уровень (поведение детей не носит агрессивного характера).

Внутриличностными условиями формирования агрессивного поведения могут быть:

  • Высокий и повышенный уровень тревожности;
  • Чувство незащищённости;
  • Трудности в общении;
  • Конфликтность.

Обработка результатов анкетирования воспитателей показала, что в группе воспитываются дети с различным уровнем агрессивности. Так, из 20 детей два ребенка (10 %) имеют высокий уровень агрессивности, четыре ребенка (20%) — средний. 14 детей из 20 (70%) имеют низкий уровень. Проанализировав рисунки детей, мы получили следующую картину: агрессивность в значительной степени проявляется в рисунках одного мальчика (5%) и средне выражена у шести мальчиков (30 %). Разница между результатами анкетирования и анализом рисунков незначительна (один ребенок).

Мы определили, что среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, были выделены следующие:

  1. привлечение к себе внимания сверстников;
  2. ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство;
  3. защита и месть;
  4. стремление быть главным;
  5. стремление получить желанный предмет.

Проявления агрессии могут оказывать значительное влияние на эмоциональное состояние детей и их взаимоотношения со сверстниками и впоследствии привести к печальным последствиям. Мы подобрали коррекционные упражнения по снижению уровня агрессивности, которые включают в себя систему занятий, направленных на выстраивание ассертивного отношения [3].

Мы выделили несколько блоков упражнений:

  1. Знакомство с эмоциями;
  2. Узнавание эмоций;
  3. Релаксация;
  4. Сказкотерапия, где ребенок мог отождествить себя с главным героем, совершающим хорошие поступки.

Подводя итог, мы можем отметить, что полученные данные дают основание полагать — главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Каждый агрессивный акт имеет определенный повод и осуществляется в конкретной ситуации. В то же время у некоторых испытуемых наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели, агрессия для них просто самоцель.

Проведя занятия с детьми, мы получили снижение уровня агрессивности. Данные коррекционные упражнения могут быть апробированы в условиях детского сада.

Читайте также

Список литературы

  1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М.: Книга. 2003.
  2. Гобаева И.А., Гогицаева О.У. Проблема взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в коллективе сверстников//В сборнике: Современные проблемы науки и образования: вопросы теории и практики//Материалы Международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация». 2016. С. 20-21.
  3. Гогицаева О.У. Творчество и креативность как условие инновационного образования//Инновационные технологии в системе высшего образования//Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2014. С. 47-49
  4. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Ростов-на-Дону: Феникс. 2007.
  5. Темирова М.М., Гогицаева О Проблемы возрастных отношений в семье//Международный студенческий научный вестник. 2014. № 4. С. 2.
  6. Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. 2004

Цитировать

Гогицаева, О.У. Психолого-педагогическая коррекция агрессивности дошкольников / О.У. Гогицаева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 63. — С. 435-439. — URL: https://novainfo.ru/article/12218 (дата обращения: 28.06.2022).

Поделиться