Характеристика личности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы

№41-3,

психологические науки

В статье рассматривается вопрос особенностей личности подростка, отбывающего наказание в местах лишения свободы

Похожие материалы

Причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними имеют определённую специфику в силу психологических особенностей данной группы осужденных и определенного социального статуса подростка.

Подросток – это личность, которая еще не совсем развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.

Личность трудного подростка, как правило, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (учреждении начального профессионального образования) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного подростка большое влияние оказывает особая сфера - улица, двор, уличные группы с отрицательной направленностью - его досуг.

Причины совершения преступлений несовершеннолетними имеет глубокие корни в семье, и в настоящее время является огромной проблемой общества.

Характер семейных отношений, психологически – эмоциональный климат, созданный в семье, играет огромную роль в формировании личности, нравственных качеств каждого человека.

Подавляющее большинство подростков отбывающих наказание в ВК до осуждения не имели нормальных социально-полезных связей. Они ограничивались только связями внутри девиантных групп, начиная с семьи преступников или алкоголиков и заканчивая криминогенным районом. Для детей, выросших в неблагополучных семьях, процесс социализации проходит в рамках девиантной субкультуры, а значит, подросток не имеет понятия об общечеловеческих ценностях и нормах, у него не сформирована модель законопослушного поведения.

Значительно увеличилось число социальных сирот. Подростки оказываются в ситуации, когда оказываются брошенными при живых родителях. Дети становятся чужими в своей семье, не чувствуют поддержки от самых близких и значимых людей [19, 20, 21].

Таким образом, можно сказать, что в большинстве случаев наиболее криминогенным фактором, способствующим противоправному поведение несовершеннолетнего является неблагополучная семья.

Необходимо также отметить, что во многих семья несовершеннолетних преступников родители не только не занимались воспитанием детей, но и оказывали на них отрицательное влияние своим аморальным поведением.

В подростковом возрасте большое воздействие на личность оказывает среда, в которой он проводит свой досуг.

Преступление совершается чаще всего в группе лиц, так как в группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус.

Несовершеннолетние, как правило, устанавливают контакты с лицами, которые имеют схожие проблемы, трудности, неограниченный объем свободного времени. Общение с благополучными сверстниками не налажено. Подпадая под влияние группы, подростки стараются не высказывать свое мнение, предпочитают быть солидарными, при расхождении собственных взглядов с позицией группы. Отмечено, что криминогенные группы сверстников не только являются базой формирования антиобщественных взглядов и установок, взаимного «обогащения» негативными привычками и навыками, служат психологической опорой для самооправдания при совершении правонарушений («как все»), но и непосредственно вовлекают в антиобщественное поведение.

Приобретает массовый характер уклонение детей от получения образования в начальной и средней школе, раннее начало трудовой деятельности, которая в большинстве случаев носит теневой, полукриминальный или криминальный характер [16, 17, 18].

Существенные пробелы в знаниях, значительное снижение, а иногда и полное отсутствие познавательных интересов у несовершеннолетних осужденных, отрицательное отношение к учебе, труду, общественно полезной деятельности, деформация нравственно-культурных потребностей, ценностных ориентаций берут свое начало в неблагополучных семьях и имеют продолжение в общеобразовательных и профессиональных учреждениях, чей воспитательный потенциал значительно ослаб за последнее десятилетие [14, 15, 25].

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что основными причинами совершения преступлений несовершеннолетними являются неблагоприятные условия воспитания детей в семье, низкий уровень воспитательной работы в школах, неподготовленность педагогических кадров к проведению эффективной воспитательной работы с трудными детьми, неадекватное стимулирование этой деятельности. А это в свою очередь нормальное общение подростков и «выталкивают» их на улицу. Для трудных подростков неформальная группа становится единственным местом, где они могут компенсировать свои неудачи, получить признание и одобрение сверстников, испытать чувство психологического комфорта и эмоционального благополучия.

Таким образом, изучение показало, что неблагополучная обстановка в семье для большинства несовершеннолетних, совершивших преступления, явилась одной из основных причин формирования личности с антиобщественной направленностью.

Изучение личности несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях предполагает анализ социально-демографических, правовых, нравственно-психологических характеристик личности осужденных.

Криминологически значимые черты личности человека включают в себя все те его свойства и качества, которые определяют его положение в той или иной социальной группе, влекут за собой возникновение и изменение общественных связей лица; определяют, наконец, характер, содержание отношений, существующих между данным лицом и окружающими его, связанными с ним лицами в той части, которая определяет их связь с совершением преступления [6, 8, 12, 13].

Подростковая преступность, также как личность самого несовершеннолетнего обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды. Как показывает практика, преступления чаще совершают педагогически запущенные подростки или как часто их называют «трудновоспитуемые».

Наиболее яркими представителями данного контингента являются подростки, отбывающие уголовное наказание.

Одним из значимых факторов при изучении личности несовершеннолетних преступников является их возраст.

В соответствии с Уголовным кодексом РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления [2, 4, 7 ].

Если несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, предусмотренного УК РФ, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

В плане ресоциализации требуется учет тех деформаций, которые сложились из-за чрезмерной либо детскости, инфантильности личности несовершеннолетних воспитанников, либо взрослости, которая нередко ведет к устойчивому антисоциальному поведению в окружающей действительности, одним из ведущих мотивов которого является стремление самоутвердиться как состоявшейся, взрослой личности, которая на самом деле еще не сформировалась, как таковая.

Следовательно, отмеченные характеристики могут выражаться как в противоправных, так и в правомерных поступках. Определяющую роль здесь играет формирующаяся система ценностей личности, собственная социальная практика, образцы поведения, усвоенные в семье и ближайшем окружении. Свойственные возрасту особенности лишь усиливают значение средовых влияний, поскольку внутренняя сфера личности еще не сформирована окончательно [22, 23, 24].

Учет возрастных особенностей дает возможность прогнозировать позитивно-социальную и криминальную активность в период нахождения подростка в воспитательной колонии, регулировать распределение осужденных в отрядах, коррекцию их поведения и выбор оптимальной индивидуальной программы их ресоциализации.

Теперь обратимся к правовой характеристике, благодаря которой мы можем получить ответы на следующие вопросы: какое преступление совершил осужденный, каким способом и при каких обстоятельствах; умышленно либо по неосторожности, а также некоторые иные, которые позволяют сделать выводы о степени криминальной зараженности данной личности, ее криминальной устойчивости. Именно эти характеристики позволяют сделать выводы о тех особенностях личности, которые привели подростка к совершению преступления, указывают на степень его нравственной и социальной деформации, отношение к закону и правопорядку [1,3, 5].

В силу психологических особенностей несовершеннолетние гораздо чаще, чем взрослые, совершают преступления в группе лиц. Довольно часто идут на преступление совместно со сверстниками, с которыми проводят свободное время. Подобными группами совершается около 80 % от общего числа групповых преступлений несовершеннолетних.

В соответствии с Уголовным кодексом РФ к несовершеннолетним совершившим преступление в возрасте несовершеннолетнем возрасте минимальный срок наказания – два месяца, максимально допустимый – 10 лет, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет – не свыше 6 лет (за исключением совершивших особо тяжкие преступления).

Выявляя криминологические особенности несовершеннолетних преступников, следует отметить и тех, кто совершил преступление случайно, в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств, однако их меньшинство. В подавляющем большинстве случаев отбывающие лишение свободы несовершеннолетние – это общественно опасный контингент, к которым относятся лица с четко сформированными стереотипами, устоявшимися правилами поведения антиобщественной направленности, для которых характерны систематические побеги из дома; конфликтность; ранние половые связи; бродяжничество; употребление спиртных напитков и наркотиков; хулиганские проявления. Нашей задачей является поиск правильного подхода в исправлении данных подростков и их ресоциализации, для чего необходимо учитывать и положительные черты личности: они остаются детьми и могут проявлять такие качества своего характера, как заботливость, отзывчивость, дружелюбие, пусть даже к малому окружению (друзья, семья и т. п.)[9, 10, 11].

Таким образом, в центре внимания внутренней картины преступления подростка находится его личность, в процессе изучения которой необходимо выделение психологических детерминант антиобщественного поведения на различных этапах его формирования.

Список литературы

  1. Александров Б.В. Проблемы психологического сопровождения профориентации осужденных//Психологическое сопровождение образования: теория и практика: сб. статей по матер. IV Междунар. науч.-практ. конф. (Йошкар-Ола, 25-27 декабря 2013 г)/под общ. ред. проф. Л.М. Попова, проф. Н.М. Швецова. -Йошкар-Ола. 2014. Ч. 1. С. 16-20.
  2. Александров Б.В. Специфика отношения осужденных к труду в исправительных учреждениях постсоветского периода//Уголовно-исполнительное право: науч. журнал -Рязань. 2014. № 2 (18). С. 124-128.
  3. Воронин Р.М., Ганишина И.С., Датий А.В. Социальная адаптация больных наркоманией осужденных//NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 187-190.
  4. Воронин Р.М., Датий А.В. Социально значимые заболевания в учреждениях уголовно-исполнительной системы//NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 211-215.
  5. Воронин Р.М., Датий А.В., Ковачев О.В. Социально-демографическая характеристика больных алкоголизмом осужденных//NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 184-187.
  6. Датий А.В., Пестриков Д.В. Особенности ролевого поведения осужденных//Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 2 (30). С. 67-70.
  7. Корнеева Г.К., Пестриков Д.В. Основные принципы медицинского обеспечения в учреждениях ФСИН России//NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 32. С. 144-148.
  8. Корнеева Г.К., Пестриков Д.В. Психологические особенности смысловой сферы личности ВИЧ-инфицированных осужденных//NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 32. С. 316-320.
  9. Кузнецова И.А. Социальная работа с семьей как фактор успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. № 38. С. 281-284.
  10. Кузнецова И.А., Хмельницкая В.А. Социально полезные связи несовершеннолетних осужденных и роль семьи в их структуре//NovaInfo.Ru. 2015. № 38. С. 278-281.
  11. Литвишков В.М., Пестриков Д.В. Некоторые социально-психологические характеристики несовершеннолетних осужденных//NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 190-194.
  12. Литвишков В.М., Пестриков Д.В. Социально-психологические особенности взаимоотношений несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях//NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 319-324.
  13. Пестриков Д.В. Особенности психодиагностики установки на толерантное поведение курсантов вузов ФСИН России//NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 32. С. 340-346.
  14. Пестриков Д.В. Особенности работы пенитенциарных психологов с осужденными//NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 352-356.
  15. Пестриков Д.В. Формирование толерантного отношения у сотрудников пенитенциарных учреждений к ВИЧ-инфицированным осужденным//NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 32. С. 320-324.
  16. Пестриков Д.В., Сеник И.В. Возможность применения эмоционально-образной психотерапии в работе с осужденными в местах лишения свободы//Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 89-96.
  17. Пестриков Д.В., Сеник И.В. Особенности психологического сопровождения осужденных, состоящих на профилактическом учете, распространяющие экстремистскую идеологию//Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 74-82.
  18. Пестриков Д.В., Сеник И.В. Особенности психологической подготовки осужденных к освобождению//NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 31. С. 404-408.
  19. Пестриков Д.В., Сеник И.В. Применение арт-терапии в работе с осужденными//NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 31. С. 393-396.
  20. Пестриков Д.В., Сеник И.В. Психологические особенности и меры профилактики суицидального поведения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы//NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 31. С. 396-400.
  21. Пестриков Д.В., Сеник И.В., Зимаков В.В. Арт-терапия как индивидуальная форма психокоррекционной работы с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы//Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 72-79.
  22. Пестриков Д.В., Шмаев И.В., Пименов В.В. Акцентуации характера личности осужденных//Экономика и социум. 2014. № 4-4 (13). С. 374-377.
  23. Пименов В.В., Пестриков Д.В., Шмаев И.В. Поведение несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания в ВК// Экономика и социум. 2014. № 4-4 (13). С. 400-403.
  24. Практикум по правовой превентивной психологии курс лекций/Д. В. Пестриков, И. В. Михалева, Г. К. Корнеева; федеральная служба исполнения наказаний, акад. права и упр.. Рязань, 2010. С. 95-155.
  25. Шмаев И.В., Пестриков Д.В., Пименов В.В. Психологическое обеспечение профилактики правонарушений несовершеннолетних осужденных//Экономика и социум. 2014. № 4-5 (13). С. 474-477.