Факторы и условия, порождающие агрессивное поведение подростков

NovaInfo 57, с.465-470, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 15
CC BY-NC

Аннотация

В статье раскрываются механизмы и условия, влияющие на процесс активизации агрессивного поведения подростков. Современный подросток живет в мире, который сложен и не понятен ему по содержанию, а также социальным тенденциям.

Ключевые слова

ПОДРОСТОК, СЕМЬЯ, АГРЕССИЯ, АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ДЕВИАЦИЯ

Текст научной работы

Одной из основных трудностей в определении агрессии является то, что данный термин предполагает большое многообразие действий. Становление поведения агрессивного типа у подростков является сложным процессом, в котором принимают участия множество факторов. Агрессивное поведение определено воздействием сверстников, семьи, а также информации массового характера. Повышение уровня агрессивности подростков может привести к нарушениям их социально-психологической адаптации.

Термин агрессия зачастую ассоциируется с эмоциями негативного характера. Дети, у которых в семье отмечаются постоянные межличностные конфликты имеют большую склонность к поведению агрессивного типа. Подростки получают данные об агрессии при общении с ровесниками и учатся агрессивному поведению наблюдая за ними.

Агрессивные действия, по мнению Д. Басса, могут быть описаны на базе трех шкал: физической-вербальной, активной-пассивной и прямой-непрямой. Посредством их комбинации возникает восемь возможных категорий, под которые попадает большая часть действий агрессивного характера [3].

Юности присуще повышенное внимание к внутреннему человеческому миру, некоторая возрастная интровертированность. Обычно это мысли обо всём, о мире, о людях, о бытовых, философских и иных проблемах. Все они в юности не так уж редко можно встретить острое чувство одиночества, которое, как полагает Э. Фромм, если оно продолжается долго и не пропадает при переходе в новый возраст, способно привести к разрушению психического типа так же, как голод физического типа способен стать причиной смерти. Моральное одиночество является таким же непереносимым, как физическое; кроме того, одиночество физического типа превращается в невыносимое только, если оно ведет и к одиночеству моральному.

К счастью, такое чувство в юности не стабильно. При установке хороших контактов личного характера с окружающими, оно быстро исчезает. В раннем юношеском возрасте у множества детей можно отметить повышенную нервозность. Это возраст специфических контрастов психологического характера, которые отражают и внутренний мир личности, и сферу её отношений межличностного уровня [1].

В юности больше, нежели в прочих возрастах, логично встретить акцентуированные типы характера, наблюдается непредсказуемые, быстрые, учащенные переходы между настроениями, от эйфории к подавленности, от веселья к грусти, от радости к унынию. Юноши и девушки подвержены эмоциям, импульсивны, обидчивы, имеют склонность к суждениям категорического типа.

На ранний юношеский возраст приходится завершение формирования комплексной системы установок социального характера, при этом оно затрагивает все компоненты установок; когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Основной фактор девиантогенного характера противоречия между сформированными в социальном смысле потребностями и обеспечиваемыми обществом возможностями их удовлетворения. Для подростков данное противоречие находит проявление с особенной остротой: максимум нужд и минимальное количество возможностей (низкий образовательный уровень, социальная неустойчивость, низкий социальный статус).

Представляя собой один из видов поведения отклоняющегося типа, агрессивное поведение в среде молодежи не так уж редко имеет форму враждебности. При этом тревогу вызывает факт возрастания количества преступлений против личности, которые за собой влекут тяжелые повреждения телесного характера. Чаще случаются драки группового типа, которые носят ожесточенный характер. Для определенных молодых людей участие в драках, утверждение себя, посредством кулаков представляет собой устоявшуюся линию поведения. Чаще стало встречаться вызывающее и демонстративное относительно взрослых поведение. Возникновение агрессии можно встретить во все более раннем возрасте и особенно это относится к девочкам.

Ситуация углубляется нестабильным положением общества, межгрупповыми и межличностными конфликтами. Социальные процессы кризисного характера, которые происходят в настоящее время в обществе, отрицательным образом воздействуют на человеческую психологию, порождая жестокость, озлобленность, напряженность.

Молодёжь больше, нежели другие возрастные группы, страдает от неустойчивости моральной, экономической и социальной обстановки в стране, потерявшей сегодня требующуюся ориентацию в идеалах и ценностях – старые разрушились, новые- небыли созданы. Они полагают, что большая часть взрослых говорят не правду, что в настоящее время каждый живет для себя, старается обмануть и изыскать для себя выгоду.

В настоящее время в нашем обществе существует значительная нехватка положительного влияния на детей. Наблюдается деформации семьи, невыполняющее такие значимые функции, как формирование у детей ощущения защищенности, психологического комфорта. Враждебность и агрессивность обладают различием во взаимосвязях с личностными структурами и находят проявления во внутренней и внешней направленности. При внешней направленности они обуславливают особенности взаимодействия между личностными, при внутренней выполняются функции защиты психологического типа.

Агрессия является сложным поведенческим комплексом. Большей части случаев детская агрессивность начинается с нездоровой семейной обстановки. Непрерывное агрессивное родительское поведение ведет к тому, что ребенок начинает подрожать им «заражается» родительской агрессивностью. Именно в семейных условиях ребенок проходит социализацию первичного типа на примере отношений между членами семьи он обучается взаимодействию с другими людьми, учится поведению и формам отношения, сохраняющимся у него в подростковом возрасте. Родительские реакции на ненадлежащие поведение ребенка, характер отношений между детьми и родителями, братьями и сестрами являются факторами, способными предопределять агрессивность вне семьи и внутри неё [4].

Сверстники не любят агрессивных детей, то есть если ребенок агрессивный, его не любят в школе, он, скорее всего, будет агрессивным и не любим в иной окружающей среде. Агрессивные дети имеют склонность к объединению с такими же агрессивными ровесниками. Человек, который наблюдает действия агрессивного типа у других, способен пересмотреть ограничения подобного поведения, которые были поставлены им самим раннее, рассуждая, что если иные проявляют агрессию безнаказанно, то и он может делать тоже самое. Такой эффект снятия может увеличить риск возникновения таких поступков. Регулярное наблюдение агрессии способно поменять индивидуальный образ действительности. Выявлено что у драчливых родителей зачастую драчливые дети.

Самую большую озабоченность вызывают демонстрации моделей агрессии, которые становятся допустимыми во всех средствах массовой информации и в первую очередь телевидение. Дети, увидев агрессивные действия по телевидению, используют их в игре. Наблюдение насилия не сведено к избиению куклы, дети в точности так же начинают избивать друг друга. Просмотр сцен агрессии в раннем возрасте предопределяет рост агрессии в старшем возрасте, то есть по мере взросления агрессия растет [5].

Становление поведения агрессивного типа является сложным процессом, в котором действует много факторов оно определенно воздействием семьи, сверстников, СМИ. Во множестве случаев к агрессии ведут и делают ее сильнее факторы окружающей среды. Эмоциональный настрой, физическое состояние имеют зависимость от многих составляющих физического мира. Факторами окружающей среды являются шум, жара, загрязнённый воздух и теснота. Исследованиями доказано, что жара будет подстрекать к нападениям на окружающих, высокая температура провоцирует агрессию прямого типа [3].

Есть мнение, что шум негативно влияет на отношения межличностного типа. Высокая плотность населения является неприятной для людей и приводит к стрессам. В тесноте становятся острее типичные человеческие реакции на любые ситуации. Теснота ведет к негативным чувствам, которые при определенных условиях способны перерасти в агрессивное поведение, отсюда вывод, что на агрессию влияют и биологические и социальные факторы. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность, способна стать причиной изнурения, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность в умственное равнодушие, страсть к чтению - в пренебрежение к нему. Содержание подросткового периода Холл описывает в качестве кризиса самосознания, преодолев который человек приобретет «чувство индивидуальности».

Кардинальные изменения в структуре личности ребенка, вступающего в подростковый возраст, определяются качественным сдвигом в развитии самосознания, благодаря чему нарушается прежнее отношение между ребенком и средой. Ведущая деятельность интимно-личностное общение, учеба отступает на задний план.

Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы цели, средство социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других. Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение у него представления о том, что он уже не ребенок. Своеобразие данной особенности заключается в том, что подростком отвергается своя принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть стремление к ней и потребность в признании его взрослости окружающими [6].

Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умение находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности подростков принадлежит семье, родителям. Однако в значительной мере могут повлиять и педагоги, и психологи.

Существует несколько типичных заблуждений в отношении подростковой агрессии:

  1. Подростковая агрессия неизбежна. Агрессия присуща человеку как биологическому объекту, однако следует помнить, что в социально неблагополучных условиях она приобретает совершенно иной характер и более сложные формы, поэтому отказываться от профилактики подростковой агрессии нелепо.
  2. Подростковая агрессия - следствие психической патологии. Это далеко не всегда так, как правило, подростковая агрессия не является следствием психических расстройств. Исследования показали, что наиболее опасные формы (насилие, убийство, терроризм) подростковая агрессия принимает в качестве извращенных реакций адаптаций в среде.
  3. Даже самые благополучные коллективы не могут избежать межличностных конфликтов, в рамках которых формируется иерархия организованной группы. В такой группе всегда появляются лидеры и аутсайдеры, первые стремятся удержать свое положение, вторые-исправить свое.
  4. Проблема подростковой агрессии – проблема родителей, это недостаток воспитания. Есть разные семьи, но, как правило, факторов, провоцирующих агрессивное поведение, в рамках семьи меньше, чем внутри подросткового сообщества. Многие родители удивляются, читая в дневниках записи о поведении своих детей в школе, поскольку в домашних условиях они никогда так себя не ведут.
  5. Подростковая агрессия – результат дурного влияния СМИ, следствие подражания агрессивных персонажей фильмов и книг. Это в какой-то степени верно, но далеко не всегда подтверждается масштабными исследованиями.

В работе психологов по профилактике агрессивного поведения подростков большое внимание уделяется тренингам как групповым, так и индивидуальным. Среди методик, которые они практикуют, значительную роль играют тренинги общения.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Под агрессивностью понимается свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
  2. Агрессивность может быть как очень устойчивой, так и ситуационной личностной чертой.
  3. Свойства агрессивности находятся в разных взаимосвязях с другими свойствами и структурами личности.
  4. Для снижения уровня агрессивного поведения подростков необходима совместная работа родителей, педагогов и психологов.
  5. Работа по профилактики агрессивного поведения подростков должна проводиться как можно чаще, иначе это состояние может вернуться в первоначальную форму и приобрести хронический характер.

Читайте также

Список литературы

  1. Амбалова С.А. Факторы психического развития в подростковом возрасте //Педагогический процесс: проблемы и перспективы. Межвузовский сборник научных трудов/под ред. проф. Б.К-Г. Тебиева. М., 2012. С. 16-21.
  2. Амирханян Л.И., Кокаева И.Ю. Семья и школа как партнеры.//Начальное образование. 2007. №2. С. 9-14.
  3. Басс Д. Агрессия и агрессивность личности //Психологический журнал. – 2014 – Т. 17 № 5 c 3-17/
  4. Бекоева М.И., Хуриева М.Ю. Институт родительства как психолого-педагогический феномен: материнское и отцовское воспитание //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 3. С. 127-132.
  5. Психология человеческой агрессивности: хрестоматия /сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2010-656 с.
  6. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей /По ред. А.А. Реана – СПг, 2013 – с. 36-43

Цитировать

Амбалова, С.А. Факторы и условия, порождающие агрессивное поведение подростков / С.А. Амбалова, М.Р. Калабекова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 465-470. — URL: https://novainfo.ru/article/9976 (дата обращения: 22.05.2022).

Поделиться