Толерантность как важнейший аспект профессионализма сотрудников ФСИН России

№64-1,

психологические науки

В статье рассматривается толерантность как одна из важнейших составляющих коммуникативной сферы личности. Актуальность формирования и развития толерантного поведения у сотрудников уголовно-исполнительной системы по отношению к осужденным, как критерий профессионализма.

Похожие материалы

Проблема специфики профессиональной деятельности персонала в уголовно-исполнительной системе рассматривалась в работах многих психологов. Среди многочисленных особенностей деятельности работников УИС выделяют особенности взаимоотношений сотрудников с осужденными. Взаимоотношения между сотрудниками исправительных учреждений и осужденными — это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия, и как информационный процесс, и как отношения субъектов друг к другу, и как процесс воздействия друг на друга. Процесс взаимоотношений между сотрудниками и осужденными формируется в условиях реализации наказания осужденных, эти отношения урегулированы нормами права. Сотрудник при этом наделен ярко выраженными властными полномочиями. Очень часто отсюда вытекают основные проблемы во взаимоотношениях сотрудника и осужденного. Одним из признаков профессиональной деформации сотрудников УИС является чувство вседозволенности, а форма дает ощущение безнаказанности и защиты. Отсюда появляются такие формы общения как грубость, невежливость, бестактность, окрики, оскорбления, демонстрация своего превосходства и т.д. [1] Возможно данное поведение сотрудников объясняется отсутствием профессиональной компетентности, бессилием работника УИС, неумением выполнить свой профессиональный долг из-за мнимого самомнения о своей “могущественности как представителя власти”. Одним из важных требований к взаимоотношениям между сотрудниками и осужденными является принцип гуманности. Данный принцип принимает юридическую форму, выраженную в нормах права, законодательных актов, уставах, требованиях, установленных государством. Закрепленные в праве, моральные нормы становятся морально-правовыми требованиями, выполнение которых строго обязательно. Гуманность взаимоотношений должна проявляться во всех сферах деятельности исправительного учреждения. Она проявляется не только в уважении прав осужденных, но и в создании подлинно человеческих условий, необходимых для исправления и перевоспитания осужденных.

Одной из важных составляющих профессионализма является коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность как комплекс профессионально важных качеств предполагает следующие качества личности: способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними в определенных пределах доверительные отношения, проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника), гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения, умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения, способность к сотрудничеству, развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальной ситуации, адекватную самооценку, чувство юмора. Качества, затрудняющие коммуникативные процессы: замкнутость, повышенная сосредоточенность на своих переживаниях (интравертированность), легкоранимое самолюбие, конфликтность, агрессивность, эмоциональная неустойчивость. [2] Для пенитенциарных учреждений характерна ситуация где людям с разными нравственными, политическими и религиозными установками приходится существовать вместе. Поэтому так важно развитие и формирование установки на толерантное поведение в рамках служебной подготовки сотрудников. Профессиональная необходимость требует от сотрудника умения устанавливать контакты с людьми, общаться с представителями различных слоев населения независимо от расовой принадлежности, вероисповедания, социального уровня и т.д.

Толерантность как свойство личности позволяет сотруднику оставаться устойчивым при воздействии фрустраторов, достигать взаимного понимания и согласования разного рода интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения, а также воздерживаться от причинения вреда всем и самому себе. Это исходное положение определяет актуальность данной проблемы для УИС.

Некоторые авторы рассматривают толерантность как терпимость (А.А. Гусейнов, И.С. Кон). По их мнению, это моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей, выражающееся в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения.

Междисциплинарный анализ подходов к психологическому пониманию толерантности позволяет говорить о проявлении ее противоположности — интолерантности (нетерпимости), которая проявляется в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения до агрессивности ко всем инакомыслящим, другим нациям, народностям, а в нашем случае — к людям, переступившим черту закона, — осужденным и заключенным.

Необходимо отметить, что в психологии в настоящее время нет общепринятого понимания толерантности как сложного психологического феномена. Одним из рабочих определений может быть следующее: толерантность как системное качество личности выражается в терпеливости, выносливости, отсутствии тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие фрустраторов. В основе понимания нами толерантности лежит определение Н.Д. Левитова. Представляется, что это понимание толерантности является более приемлемым в отношении психологии профессиональной деятельности сотрудников УИС. [3]

Анализ литературных источников позволил сделать вывод о том, что проблема толерантности как психологического явления в контексте профессиональной деятельности сотрудников УИС изучена мало. Но важность и актуальность формирования и развития толерантного поведения сложно переоценить. Соблюдение прав человека требует, прежде всего, гуманного и толерантного отношения сотрудников по к осужденным не зависимо от его социального статуса. Поэтому важно уделять данной проблеме достаточно времени в рамках учебы и служебного информирования.

Список литературы

  1. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: Социальное здоровье России, 1994. – 224 с.
  2. Сочивко Д.В. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии. Монография. – Рязань,2013. – С.147-171.
  3. Буданов, А.В. Профилактика профессиональной деформации работников ИТУ как фактор, способствующий соблюдению и укреплению законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений//Проблемы совершенствования деятельности психологической службы в ИТУ: Сборник статей. Домодедово,- 1996.-С. 42–43.
  4. Васильев, В.Л. Юридическая психология. СПб., 2000, - 624с.
  5. Дебольский, М.Г. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001. С. 312–324.