Необходимость изучения характера

№120-1,

психологические науки

Данная статья посвящается типам акцентуации характера, которые могут проявляться напрямую, а могут быть скрыты и раскрыты только в экстренных ситуациях, когда поведение человека становится максимально естественным.

Похожие материалы

Для чего надо изучать типы личности? Люди с любым типом акцентуации характера, если какая-либо проблемная, тревожная ситуация становится слишком сложной для восприятия акцентированного человека, то поведение такого человека немедленно резко меняется, и акцентные черты доминируют над персонажем, а также чтобы человек сам понимал особенности и причины своего поведения.

Исправить личность, предотвратить появление неврозов — вот почему важно изучить предложенную Леонардом типологию. Акцентуация характера Личко, описанная Леонхардом, в принципе поддерживает, поэтому он разработал свою теорию и предложил свою классификацию акцентаций у подростков.

Советский психолог А. Е. Личко, как и немецкий психиатр К. Леонард, использовал в своих исследованиях понятие “акцент”, что от латинского означает "стресс". Легко догадаться, что акцентуация характера — одна из немногих особенностей человека, которые так ярко выражены, что могут даже привести к психосоматическим расстройствам.

Примененный тест состоит не менее чем из 88 вопросов, на которые нужно коротко ответить, "Да", "нет", быстро и инстинктивно отвечать на вопросы, для получения правильного результата. Типы акцентуаций всегда описательны и в чистом виде почти не встречаются. Человек может найти себя в двух или более различных типах, что в результате нужно изучить советы, которые дают психологи и применить их в жизни, оказвая себе самопомощь.

Примеры акцентуации характера. Алиса из сказки «Алиса в стране чудес» — представитель циклоидного типа акцентуации характера, у нее было чередование высокой и низкой активности, перепады настроения; У Маши (мультфильм «Маша и Медведь») наблюдается гипертонический тип акцентуации характера, она прямая, активная, недисциплинированная, шумная.

Карл Леонард выделил двенадцать типов личности. Во многом его классификация пересекается с теорией Личко, и некоторые типы в них идентичны. Леонард создал три категории:

  • К темпераменту (природному образованию) относились гипертимный, дистимический, аффективный, лабильный, аффективно-экзальтированный, тревожный и эмоциональный типы.
  • Природа (воспитание социально обусловленное) ученого приняла демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы;
  • На личностный уровень были подняты два типа экстравертов и интровертов.

Рассмотрим их более подробно…

Акцентуация, связанная с темпераментом

  • Гипертимный тип. Основные характеристики-мобильность, коммуникабельность. В детстве гипертимы обладают хорошей памятью, легко поддаются дрессировке. В подростковом возрасте возможны конфликты, так как группа не всегда позволяет гипертиму занять лидирующее положение. Став взрослыми, представители этой категории остаются общительными и энергичными. С ними легко найти общий язык, если не вступать в оппозицию.
  • Дистимический тип. Угрюмость, флегматичность и заторможенность реакций являются основными признаками дистимии. Они молчат и кажутся неисправимыми пессимистами. Положительной стороной дистимического типа является ответственность, развитое чувство справедливости.
  • Лабильный тип. Его, как и в классификации Личко, отличает способность быстро менять настроение. Даже грубо сказанное слово может подействовать на представителя лабильного типа. Хорошее настроение может испортить даже дождь.
  • Возвышенный тип. Представители этого типа неконфликтны, любят общество, внимательны к окружающим. Экзальтированный тип акцентуации отличается влюбленностью, склонностью к экзальтированным чувствам, общительностью. На таких людей очень быстро влияют события внешнего мира-они легко приходят в восторг от позитивных, а от негативных поддаются панике. Многие дизайнеры, музыканты и художники имеют возвышенный тип акцентуации.
  • Тревожный тип основной особенностью является чувство тревоги без видимой причины. Тревожные дети быстро распознаются сверстниками, и из-за своей нерешительности они могут стать объектом насмешек. Став взрослыми, они остаются не менее подозрительными, чем были детьми. На таких людях трудно настоять. Однако тревожный тип акцентуации имеет свои преимущества — его представители обладают богатым внутренним миром и всегда способны адекватно оценить свои возможности. Среди других типов они наиболее ясно воспринимают действительность.
  • Эмоциональный тип. Считается, что представители этой категории "мыслят" чувствами. Их основные характеристики-доброта, ответственность, способность к сопереживанию, низкая конфликтность. Люди эмоционального типа могут чувствовать себя расслабленными только в компании близких людей. Они добросердечны, сострадательны и ценят красоту природы больше, чем другие. В общении с ними их чувства всегда распознаются. Главная ценность для них-это хорошие отношения в семье и на рабочем месте. Представители эмоционального типа очень ранимы по отношению к черствости и грубому поведению.

Акцентуация с характером персонажа

  • Застрявший, это человек, который годами испытывает определенные чувства, и нуждается в признании со стороны общества. Однако это должно быть действительно заслуженное уважение, слава, которая имеет свое основание.
  • Педантичный, основными чертами являются скрупулезность и внимание к деталям. Педантичные очень ценятся в офисной среде за свою ответственность и оперативность. Оборотной стороной является постоянный страх совершить ошибку, перфекционизм.
  • Возбудимый — импульсивность, раздражительность, желание немедленно удовлетворить нахлынувшие импульсы
  • Демонстративный тип, отличается артистизмом, хорошим вкусом в одежде.

Типы акцентуации с особенностями личности

  • Интровертный тип. Характеризуется сосредоточенностью на своих переживаниях, избеганием социальных контактов. Реальность для них вторична по отношению к внутреннему миру. Интроверты ответственны, ненавязчивы, любят одиночество.
  • Экстравертный тип. Его представители-уверенные в себе люди, любящие людей среди людей и получающие энергию от общения. Они не склонны останавливаться на аспектах внутренней жизни, они всегда действуют в соответствии с тем, что делает их реальностью.

В настоящее время теория Личко все шире используется психологами, так как ученый проводил свои исследования на здоровых людях (подростках). Классификация Леонарда часто используется психиатрами. Несмотря на названия, представленные в обеих классификациях, эти группы не имеют ничего общего с психическими расстройствами. Шизоидный тип акцентуации, например, никоим образом не означает наличие шизофрении — все термины условны.

Определение типа личности по Леонарду помогает психологам и психиатрам понять природу неврозов и психических расстройств своих пациентов. Дальнейшие действия специалистов будут направлены на выравнивание выраженных черт характера и нахождение баланса, обеспечивающего психическое здоровье человека.

Список литературы

  1. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 С.
  2. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 460 С.
  3. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н.Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. — М.: СК «сфера», 2001. — 464 С.
  4. Николаенко В. М., Залесов Г. М., Андрюшина Т. В. и др. Психология и педагогика. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Нгэиу, 2000. — 175 С.
  5. Личко А. Е. психопатия и акцентуация характера у подростков. — [Эр]. Режим доступа: http: //www.klex.ru/hk (дата обращения: 12.02.2015).
  6. Аверин В. А. Психология детей и подростков. — СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1998.