Экономическое воспитание дошкольников как фактор социализации личности

NovaInfo 65, с.367-371, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье автор обосновывает необходимость экономического воспитания детей дошкольного возраста, сформулированы компонентов осмысленного отношения к экономике. Приведены решения задач по различным направлениям. Подведены ожидаемые итоги экономического воспитания.

Ключевые слова

СТОИМОСТЬ, ЦЕНА, БЕРЕЖЛИВОСТЬ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ТРУД, ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОКУПАТЬ, ТРАТИТЬ, ДЕНЬГИ

Текст научной работы

В последнее время образование в целом внимательно откликается на общественную обстановку, возникают новейшие модели средних учебных заведений, дошкольных образовательных учреждений, вводятся новейшие образовательные сервисы, контакт преподавателей с родителями становится наиболее узким и содержательным. Преподаватели ставят перед собой цель отвечать потребностям наружной среды и, следовательно, деятельно поменять ее.

Настоящую жизнь разрешено расценивать по-разному, однако то, будто она очень деятельна и непредсказуема. Как не растеряться ребёнку в этой сложный жизни? Как существовать с той финансовой информацией, которой детки овладевают без помощи других на житейском, нередко искаженном уровне. Информация об общественной реальности затрагивает не только лишь разум, но душу малыша, оказывая большое воздействие на его формирующуюся личность. Необходимо посодействовать сегодняшним дошкольникам существовать в веке трудных социальных и финансовых взаимоотношений. Это потребует от них умения верно освоиться в разных обстановках, без помощи других, творчески действовать, а значит основывать собственную жизнь наиболее организованно, уместно, любопытно, нежели прошлые поколения. Уверена, будто в данном им несомненно поможет экономика.

Вопросы экономического обучения занимали одно из главных мест и в педагогической системе А.С.Макаренко. В собственном труде “Семейное хозяйство” он пишет, что из всякого малыша обязан вырасти не только хороший, правдивый человек, однако и неплохой, честный хозяин”. Для этого малыш непременно обязан приобщаться к домашним делам. А.С.Макаренко показывает, какими способами разрешено и нужно взращивать у деток экономность, внимательность, обязанность: через знакомство с трудом родителей, формирование познаний о том, откуда берутся средства, разъяснения, что такое работа. Нужно знакомить малыша с семейным бюджетом, делами семьи, приучать разумно пользоваться вещами, никак не допускать, чтоб вещи руководили им.

Один из дискуссионных вопросов проблемы экономического воспитания — это возраст малыша.

Как скоро необходимо приступать знакомство с экономикой? С какого возраста человек должен выяснить о мире экономических взаимоотношений? Можно ли разговаривать о финансовом воспитании самых маленьких деток?

В изменившихся условиях прогрессивной публичной жизни постоянное финансовое воспитание и образование нужно приступать с дошкольного возраста, — как скоро детки получают первичный опыт в простых экономических отношениях. Естественно, ребенок — дошкольник никак не освоит данную область без помощи взрослых, но, совместно с педагогами и родителями, путешествуя по этому новому и интереснейшему миру, он получит легкодоступные ему познания и осмыслит, какое пространство экономика занимает в окружающей его реальности, в каком месте и как скоро любой человек соприкасается с ней.

Опыт показывает: почти все предпосылки будущие экономической деятельности складываются совсем рано, и, если не совершенствовать их своевременно, имеют все шансы обнаружиться негативные стороны в поведении детей — невнимательность, нечистоплотность, равнодушие к испорченным вещам.

Приобщение дошкольников к финансовой деятельности, одна наиболее сложных и в то же время принципиальных проблем реального времени. Лишь человек экономически грамотный способен правильно расценивать себя, родное пространство в сообществе с точки зрения материальных способностей. Современный ребенок обязан знать, что такое деньги, их важность, предназначение, обязан разуметь, будто есть финансовые дела в сообществе и, что он также в свое время станет проявляться субъектом предоставленного вида взаимоотношений. Финансовое образование дошкольников не только приближает малыша к настоящей жизни, однако и формирует деловые качества личности.

Необходимо выделить несколько компонентов осмысленного отношения к экономике:

  1. Ценностно-смысловой (в чем значение экономики)
  2. Когнитивный компонент (дается система экономических познаний, понятия о методах владения познаниями).
  3. Чувственно — волевой компонент (принятие решений)
  4. Поведенческий компонент (определенные действия, деяния, умения).

Ожидаемые итоги экономического воспитания:

  • приближенность знаний к настоящей реальности, экономического мышления;
  • энтузиазм к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни;
  • познания о новейших специальностях, умение поведать о них;
  • приобретение таких свойств как умение честно выигрывать, состязаться, довольствоваться удачам друга, терять и никак не опасаться поражения;
  • коммуникабельность чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое до конца;
  • здоровый энтузиазм к деньгам, понимание их честного приобретения.

Знакомство детей дошкольного возраста в первую очередь необходимо проводить по трём направлениям:

  • Труд — продукт;
  • Деньги, цена (стоимость);
  • Бережливость — основа экономики.

“Труд — продукт” предусматривает решение последующих задач: формировать представления о содержании деятельности людей различных специальностей; учить почитать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; побуждать желание и стремление деток быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.

Особенность труда дошкольника это его интерес к играм, связь с игрой. В играх детки “покупают”, “продают”, “сменяют”, “работают”. Происходит создание экономического поведения в игре. Связь настоящего и относительного дает отличные результаты при формировании экономического воспитания и развития детей. Детки верно употребляют экономические понятия в игре, имеют представление о качестве товаров, их полезности для человека, могут рассказать почему был сделан выбор в выгоду того или другого продукта при приобретению, расширяется понятие детей о специальностях взрослых, расширяются математические представления деток. Работа по формированию финансовых представлений обогащает игру, даёт толчок ребятам для новейших сюжетов, новейших тем в играх.

Решение задач такого направления как “Деньги, цена (стоимость): сформировывать верное отношение к наличным средствами, как к предмету жизненной надобности. Взращивать правило мудрого поведения в житейских обстановках, связанных с деньгами; дать понятие о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и с ними надлежит обращаться с почтением. Детям дается понятие о том, что средства считаются средством оплаты труда человека, средством , при помощи которого приобретаются какие-либо предметы. Например, играя в “Туристическое агентство” детки знакомятся с деньгами (валютой) других государств, историей денег, а значит и с историей страны.

“Бережливость — основа экономики” данная направленность ориентирована на решение задач: взращивать у детей умения и повадки культурного поведения в быту, сформировывать понятие о том, что настоящий мир — это рукотворный мир, так как в каждый предмет вложен труд человека, достойный почтения. С возрастом становятся важными такие качества как бережливость, экономия, осмысленность, опрятность, т.е. свойства финансовой деловитости, в базе которых заложено “отношение к вещи”.

Учитывая, что у дошкольников доминирует наглядно — образное мышление и главный вид деятельности — игра, всю работу необходимо сконструировать в игровой форме. Вот здесь встает вопрос о способах и приёмах, с помощью каких легче всего было бы подать непростой экономический материал. Главными формами работы в 1 и 2 младших группах стали: использование фольклора, домашних обстановок, собственный образчик зрелых, трудовые задания, игровые ситуации, дидактические игры. Огромный материал находим в притчах. В старшем возрасте главные формы работы: занятия сообразно ознакомлению со специальностями, встречи с представителями данных специальностей, чтение произведений, беседы, размышления, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, интеллектуальные игры, ярмарка-реализация детских работ.

Все это дает вероятность придать обучению интегрированный развивающий характер, обеспечить наибольшую активность детей в процессе познания, «взростить» у них энтузиазм к финансовым познаниям, сделав их наиболее легкодоступными и ясными.

Необходимо подчеркнуть, что решение задачи приобщения детей к экономике — это действенный путь подготовки к жизни, его общественной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Перед педагогами стоит тяжелая, однако благородная задача: дать понятие ребятам, что через создание материальных и духовных благ формируется человек, гражданин общества и отношение к нему находящихся вокруг людей. Узнавая мир и самих себя, дети сразу получают эмоцию ответственности за материальные и духовные ценности, которые формируются старшим поколением.

Читайте также

Цитировать

Котлова, Е.П. Экономическое воспитание дошкольников как фактор социализации личности / Е.П. Котлова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 65. — С. 367-371. — URL: https://novainfo.ru/article/12920 (дата обращения: 12.08.2022).

Поделиться