Проблемы адаптации первокурсников в студенческой среде вуза

№107-1,

педагогические науки

В последнее время в связи увеличением притока иностранных студентов в российские вузы вновь стал острым вопрос адаптации студентов — первокурсников в российской вузовской среде. Вопрос социализации студентов приобрел иную характеристику, иной социальный окрас.

Похожие материалы

Адаптация — естественный и необходимый процесс существования человека в обществе. Адаптация является одним из этапов социализации, поэтому ее необходимо рассматривать совместно с понятием «социализация» и составляющими социализации: индивидуализации, интеграции, интериоризации, трудовым и пост-трудовым периодом.

Под социализацией мы понимаем усвоение личностью социокультурного опыта, под интериоризацией процесс превращения внешних требований к личности и социальной группе во внутренние личностные установки. Студенческая группа является социальной группой, а не социальной общностью по следующим признакам: относительно высокая сплоченность, однородность состава. В студенческой группе имеется непосредственный контакт, могут складываться близкие эмоциональные отношения. Поэтому в таких группах адаптация проходит более беспроблемно, чем в БСГ. Однако, для членов студенческой группы их социальная группа по отношению к ним является вторичной из-за своей многочисленности, состоящей из первичных социальных групп, члены студенческой группы могут близко не знать друг друга, отсутствия близкого эмоционального контакта. [1]

Адаптация первокурсников — это сложный и многоуровневый процесс, состоящий из множества социальных ступеней.

Выделяют два вида социальной адаптации студентов-первокурсников:

  1. Cоциально-психологическая адаптация, под которой понимается приспособление индивида к группе, взаимоотношения с ней, выработка собственного стиля поведения.
  2. Социально-профессиональная адаптация — это «вхождение в специальность» и становление членом профессионального сообщества. Именно этот вид адаптации преобладает в вузовской среде.

В адаптации личности студента-первокурсника к новой для него социокультурной среде вуза можно выделить следующие стадии:

  1. «Стадия осознания». Первокурсник осознает правила и нормы поведения в новой для него социальной среде, но он еще не готов принять систему ценностей новой среды вуза, и осознано или нет, стремится придерживаться старой системы ценностей. Такая неготовность может проявляться не только в стиле поведения студента, в его лингвистических маркерах. Например, студенты- первокурсники вместо «преподаватель» говорят «учитель». В поведенческом плане студенты, только-только ставшие первокурсниками не всегда осознают тот факт, что их могут после не сдачи сессии либо отправить на пересдачу, либо вообще отчислить из вуза. Если с неуспевающих в школе дотягивали до оценки «удовлетворительно» даже в том случае, если неуспевающий был двоечником, то в вузе неуспевающим предоставление таких льгот в разы сокращается. Некоторая часть первокурсников, особенно, если в школе этот человек учился ниже среднего, а учителя им натягивали оценки, ожидают такого же отношения и в вузе. Таких студентов поступало много, когда вузы переживали демографический кризис в 2010- 2016 годах.
  2. Стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга.
  3. Стадия аккомодации, т. е. признания и принятие первокурсником основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида или группы индивидов новой социокультурной средой, в данном случае студенческой и вузовской. В процессе аккомодации первокурсник обычно оставляет нормы и ценности, которые были ему, привиты ранее, возможно, при необходимости, их модулирует, сравнивая с доминирующими в группе ценностями. Аккомодация может сопровождаться трудностями. Обычно эти трудности возникают, когда ценности индивида резко противоречат ценностям группы, когда индивид склонен к ретритизму и бунту. Склонный к ретритизму индивид отвергает социальные и культурные нормы, принятые в группе, а также методы их достижения и реализации. В процессе аккомодации в коллективе под давлением группы среди некоторых первокурсников могут проявляться тенденции к конформизму. Группа с помощью различных (социальных, психологических, лингвистических средств) может подавлять, подчинять себе индивида.

В данном случае личность в силу своих наклонностей, сформировавшихся ранее ценностей не может пройти процесс аккомодации в группе. Однако, случаи возникновения подобных проблем с аккомодацией характерны тогда, когда индивид приходит в ранее образовавшуюся группу, где уже возникли отношения и сложились обще групповые ценности. В новом коллективе такие проблемы с аккомодацией тоже возможны, но вероятность их появления ниже. Проблемы адаптации первокурсников в новой для себя студенческой среде продолжают ежегодно оставаться одной из актуальных проблем.

Именно от адаптации на ранних курсах (особенно первом) зависит дальнейшие успехи студента. А успех в учебе — это возможность стать хорошим специалистом своего дела.

Мы рассмотрим наиболее распространенные трудности, с которыми сталкиваются студенты, и попробуем найти решения этих проблем, если они, конечно, есть!

Рассмотрим наиболее распространенные проблемы студентов на первом курсе:

  1. Новый этап жизни (новая обстановка). С ранних лет дети начинают ходить в школу. Целых 11 лет они учатся в одном и том же коллективе под присмотром учителей и родителей. И вдруг их жизнь меняется. Они попадают в совершенно новый для себя мир. Новые люди, другое отношение со стороны преподавателей. Это безусловно является стрессовой ситуацией.
  2. Большие учебные нагрузки. Количество предметов в школе и училище (университете) кардинально отличаются. Достаточно сложно сразу освоить множество дисциплин в совершенно ином объёме. Особенно важно сразу начать понимать предмет.
  3. Роль преподавателя. Ситуация как в школе, когда иногда учителю больше чем нам нужна наша положительная оценка ушла в прошлое. Теперь наша успеваемость только наша проблема. «Плохой преподаватель», которого мы не понимаем — также наша проблема. Роль современного преподавателя учебных заведений — научить работать с литературой.
  4. Новый коллектив. Никто не застрахован от встречи с людьми, которым мы не понравимся. Или людьми, которые не понравятся нам. Найти общий язык нужно уметь!
  5. Дом так далеко. Всю жизнь жили с родителями? Теперь пришлось переехать в общежитие за тысячи километров от родного очага. Однозначно это большой стресс, который мешает быстро адаптироваться.
  6. «След детства». Каждый человек — личность. На её формирование влияет окружение, родители. Люди все разные. Именно воспитание влияет на способность адаптации человека к иным от комфорта условий. [2]
  7. Разочарование в выбранной специальности. Тяга к знаниям на первом курсе максимальна за все годы дальнейшего обучения. Быстрая адаптация поможет легче вникнуть в новые дисциплины и не потерять тягу к обучению по выбранной стязе.

Мы опираемся на исследование, проведенное Пензенским государственным институтом архитектуры и строительства, которое носит название «Изменение состава, жизненных приоритетов и социальная устойчивость студентов в высших учебных заведениях».

Результаты опроса показали, что 43,9% опрошенных студентов считают, что благополучность процесса их адаптации в большей степени зависит от собственного характера и темперамента, 22,6% считают, что от уровня самостоятельности, 22,8% ответивших полагают, что это зависит от особенностей студенческой группы, остальные 10,6% склонны считать, что процесс адаптации зависит от содержания и уровня развития организационной культуры в вузе. [3]

После поступления в вуз у многих студентов появляются какие-то трудности. Так, 50,9% студентов- первокурсников волнуют трудности в обучении, ведь нужно приспосабливаться к новым формам обучения. 37,7% студентов испытывают проблемы в общении со сверстниками, ведь уходят многие друзья, и приходится находить новых. А у 11,4% возникают трудности в общении с преподавателями.

Мы полагаем, что не нужно приводить примеры из жизни и пытаться их разобрать. Мы согласны с тем, что характер, который закладывается годами с раннего осознанного детства.

В процессе успешной адаптации студентов в студенческой группе важна в первую очередь работа психолога и преподавателя- куратора. Для помощи первокурсникам могут привлекаться студенты старших курсов, в особенности будущие психологи.

В Елабужском Институте Казанского Федерального Университета проводится целый комплекс мероприятий помогающих первокурсникам: от концертов до экскурсий по музеям. В институте работает социально-психологическая служба и создается хороший психологический микроклимат. В связи с увеличением количества иностранных студентов из Средней Азии работа по адаптации расширилась: были созданы специальный отдел по работе с иностранными студентами и курсы русского языка для иностранных студентов, проводится фестиваль дружбы народов.

Список литературы

  1. Ганиева Э. И., Демидова А. А., Костина К. А. «Основные социальные трудности адаптации первокурсников в малой социальной группе». В Сб.ст.: «Международный конкурс исследовательских работ молодых ученых High-level research 2018/2019» https://eee-science.ru/item-work/2019-1949/- 07. 06. 2019.
  2. Динамика социально-психологической адаптации студентов-психологов. http://majalis-vrn.ru/psixologiya/dinamika-socialno-psixologicheskoj-adaptacii_22.html- 14.06.2019.
  3. Черниковская М.В., Резник С. Р, Носова Е. В. Адаптация студентов- первокурсников к условиям обучения в университете: опыт, проблемы, перспективы., Вестник Кемеровского Государственного Университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. № 2, 2017. https://elibrary.ru/item.asp?id=29784167