Особенности креативного мышления школьников

NovaInfo 86, с.187-190
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрено развитие творческого мышления у детей школьного возраста. Выявлена и обоснована необходимость, которая обусловлена интенсивными изменениями, происходящими в системе образования, которые задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях.

Ключевые слова

МЫШЛЕНИЕ, КРЕАТИВНОСТЬ

Текст научной работы

Актуальность развития творческого мышления у детей школьного возраста обусловлена интенсивными изменениями, происходящими в системе образования, которые задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. В общеобразовательной школе востребованы творческие ученики, умеющие учиться, адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. Следовательно, возникает необходимость формирования творческой личности школьников, развитию в них стремления к активному творчеству и реализации своих способностей, а также приобретению умений для формирования креативных навыков.

В современном мире очень важны креативные и неординарные способы решения проблем, востребованность людей, умеющих мыслить нестандартно, творчески. Чтобы быть успешным в дальнейшей жизни очень важно развивать неординарность мышления как можно раньше, и тогда будет больше возможностей достичь большего в жизни.

Большинство философов и психологов различают два основных типа поведения: адаптивное (связанное с имеющимися в распоряжении человека ресурсами) и креативное, определяемое как «созидательное разрушение». В творческом процессе человек создает новую реальность, которая может быть осмыслена и использована другими людьми. Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, невозможность его контроля со стороны воли разума, а также изменение состояния сознания.

Развитие мышления — психологическая готовность и фактическая способность к различным видам научения — характерная черта подросткового и раннего юношеского возраста. Склонность к экспериментированию. Тяга к самостоятельности и оригинальности мышления. Повышенная интеллектуальная активность подростков, их выраженное стремление проникнуть в суть вещей. Возникновение новых мотивов интеллектуальной деятельности. Выход предметно — познавательных интересов за пределы школьной программы. Возникновение теоретизирования и интеллектуальных обобщений. Появление избирательности и самостоятельности в учении.

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психологического процесса предложил Я.А. Пономарёв (1988). Он разработал структурно — уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. Изучая умственное развитие детей и решение задач взрослыми, Пономарёв пришёл к выводу, что результаты опытов дают право схематически изобразить центральное звено психологического интеллекта в виде двух проникающих одна в другую сфер. Внешне границы этих сфер можно представить как абстрактные пределы (асимптоты) мышления. Снизу таким пределом окажется интуитивное мышление (за ним простирается сфера строго интуитивного мышления животных). Сверху — логическое мышление (за ним простирается сфера строго логического мышления компьютеров).

Критерием творческого акта, по Пономарёву, является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складываются на низких структурных уровнях. Эти средства включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия субъекта с объектом и возникновению нового знания. Тем самым творческий продукт предполагает включение интуиции и не может быть получен на основе логического вывода.

Основой успеха решения творческих задач является способность действовать «в уме», определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действий. Эта способность, возможность, является структурным эквивалентом понятия «общая способность, или «генеральный интеллект».

С креативностью сопряжены два личных качества, а именно интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.

Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда (1967). Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку решающему задачу надо на основе множества условий найти единственно верное. Дивергентное мышление определяется как «тип мышления идущего в различных направлениях». Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.

Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.

Среди них:

  1. беглость мысли — количество идей, возникающих в единицу времени;
  2. гибкость мысли — способность переключаться с одной идеи на другую;
  3. оригинальность — способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;
  4. любознательность — чувствительность к проблемам в окружающем мире;
  5. способность к разработке гипотезы;
  6. ирреальность — логическая независимость реакции от стимула;
  7. фантастичность — полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;
  8. способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

Многие исследования показали, что мотивация достижений, соревновательная мотивация и мотивация социального одобрения блокируют самоактуализацию личности, затрудняют проявление ее творческих возможностей.

М. Воллах и Н. Коган полагают, что перенесение Гилфордом и его последователями текстовых измерения интеллекта на измерения креативности привело к тому, что тесты креативности просто диагностировали IQ как и обычные тесты интеллекта. М. Воллах и Н. Коган в своей работе изменили систему проведения тестов креативности. Упомянутые исследователи, тестируя интеллект и креативность учащихся.

Выявили четыре группы детей с разным уровнем развития интеллекта и креативности.

  1. Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, были уверены в своих способностях, имели адекватный уровень самооценки. Проявляют большой интерес ко всему новому, они очень инициативны, но при этом успешно приспосабливаются к требованиям окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.
  2. Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности стремятся к школьным успехам, который выражается в форме отличной оценки. Они очень тяжело воспринимают неудачу. Такие дети не любят высказываться вслух, сдержаны, скрыты и дистанцируются от своих одноклассников. У них очень мало близких друзей.
  3. Дети, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности, часто становятся «изгоями». Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто занимаются в кружках, где они в свободной обстановке проявляют свою креативность. Такие дети очень тревожны, страдают от неверия в себя, «комплекса неполноценности». Часто учителя характеризуют их как тупых, невнимательных, поскольку они с неохотой выполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться.
  4. Дети, с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держаться в «середняках» и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку, низких уровень их предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью, пассивностью в учебе.

Для проявления креативности необходима соответствующая (творческая ) среда. Таким образом, единственным плодотворным путем развития творческого мышления становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.

Говоря о проблеме творческих способностей, стоит согласится с мнением великого ученого Л.С. Выготского, который написал: «Творчество на деле существует не только там, где создают великие творческие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».

Читайте также

Цитировать

Тимонина, Е.А. Особенности креативного мышления школьников / Е.А. Тимонина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2018. — № 86. — С. 187-190. — URL: https://novainfo.ru/article/15342 (дата обращения: 20.01.2022).

Поделиться