История и тенденции развития психологического консультирования в информационной сети «Интернет»

№3-1,

психологические науки

С целью раскрытия названной темы, рассмотрим общие содержательные особенности психологического Интернет-консультирования. Для этого, сначала, проанализируем понятия «классического» психологического консультирования и психологического консультирования в Интернете. Психологическое консультирование это, прежде всего, работа с эмоциями и чувствами человека. Психологическое консультирование это психологическая работа с переживаниями человека, - с тем, что психически составляет его внутренний мир.

Похожие материалы

С целью раскрытия названной темы, рассмотрим общие содержательные особенности психологического Интернет-консультирования. Для этого, сначала, проанализируем понятия «классического» психологического консультирования и психологического консультирования в Интернете.

Психологическое консультирование это, прежде всего, работа с эмоциями и чувствами человека. Психологическое консультирование это психологическая работа с переживаниями человека, - с тем, что психически составляет его внутренний мир.

Как правило, любое определение психологического консультирования как процесса интерактивной (действенной) коммуникации, понятийно основывается на общечеловеческих, гуманитарных, христианских, гуманистических (вспомним гуманистическую психологию) ценностях.

Все эти определения, характеристики «классического» (физически «лицом к лицу», - со времён З. Фрейда) психологического консультирования, в большинстве случаев, включают в себя несколько смысловых непреложных положений.

Вот данные примерные положения:

  1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
  2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.
  3. Консультирование способствует развитию личности.
  4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
  5. Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии клиент-центрированной терапии.

Основоположник клиент-центрированной терапии, известный американский психотерапевт Карл Роджерс, выделил три основных принципа этого психотерапевтического направления:

  • каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;
  • каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
  • каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения. Отметим, что все вышесказанное классиками гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и мн. др.) относилось как к индивидуальному, так и к групповому варианту психологического консультирования.

Таким образом, определения (критерии, положения, принципы) психологического консультирования охватывают собою стержневые содержательные установки психолога-консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного субъекта, за которым признается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью, - что, безусловно, уважается клиентом.

Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и адекватно действовать. Отсутствие личностного психологического давления психолога на клиента, кстати говоря, является объективным плюсом Интернет-консультирования. Причем, этот плюс имеет место как в индивидуальной, правда, в существенно меньшем количестве случаев, так и в группой вариации, психологического Интернет-консультирования, каковую мы, в основном, и подвергаем анализу.

Что касается психологического Интернет-консультирования, то пока, наверно, не существует отдельных (не «приложимых» к классическому психологическому консультированию) его определений. Тем не менее, полагаем, можно выделить отдельные специфические особенности Интернет-консультирования.

Это, во-первых, то, что процесс Интернет-консультирования имеет двустороннюю содержательную специфику относительно критерия анонимность/публичность личности (личностных проявлений) клиента. С одной стороны, процесс консультирования для клиента анонимен, что обусловлено тем, что в Интернете клиент (в подавляющем большинстве случаев) выступает под вымышленным именем («инком», «ником»). При этом, даже если клиент назовется своим настоящим именем (именно именем, а не ФИО), то, все равно, ему практически гарантирована анонимность, так как людей с одинаковыми именами в одной только нашей стране десятки и сотни тысяч. С другой стороны, процесс Интернет-консультирования для клиента публичен, так как оно происходит, как правило, «в чатах» или «на форумах», где «видны» все вопросы каждого клиента и «видны» все ответы консультанта каждому клиенту. Таким образом, создается публичность процесса Интернет-консультирования, потому что все, кто «сидит в чате» или «находится на форуме», видят, наблюдают на экранах своих мониторов весь «процесс Интернет-консультирования», - наблюдают порядок и последовательность всех вопросов и ответов и оценивают их содержание.

Во-вторых, содержательной особенностью процесса психологического Интернет-консультирования является его интерактивный характер. В процессе Интернет-консультирования, его участники (в первую очередь клиенты, но, иногда, и консультанты) могут «вмешиваться» в процесс консультирования психологом конкретного клиента, делая (интеракция в полной мере), давая свои комментарии происходящему, оценивая смысловую подоплеку обсуждаемых тем. Это происходит в режиме реального времени. Таким образом, комментарий какого-то участника к, например, совету консультанта может, даже, опередить ответ клиента консультанту. Это, конечно, известный минус Интернет-консультирования, впрочем, имеющий место, в определенной степени, и в классическом групповом психологическом консультировании.

Причем, все это может происходить как в произвольном, предумышленном, так и в «как бы» непроизвольном, непредумышленном порядке.

Что касается «непроизвольных» комментариев, то это свобода самовыражения (во всех смыслах, - и «технически» и личностно, - с точки зрения безопасности «самопроявления») участников процесса психологического Интернет-консультирования (еще одна специфическая особенность процесса Интернет-консультирования). Что же касается «произвольных» комментариев участников процесса Интернет-консультирования, то они осуществляются ими в «заданном» порядке, - тогда, когда уже известные друг другу участники (при «фиксированном» групповом варианте Интернет-консультирования) обсуждают, с помощью психолога-консультанта (пожалуй, единственное значимое отличие консультационных чатов и форумов от «обычных» форумов и чатов), общие для них всех проблемы.

В-третьих, содержательной особенностью Интернет-консультирования является его доступность. В понятие доступности Интернет-консультирования мы включаем, прежде всего, психологическое удобство и физический комфорт (клиент, в подавляющем большинстве случаев, сидит дома за своим персональным компьютером) для пользователя Интернет-консультирования. Здесь ярко проявляется возможность для клиента функционально быстро (легкость принятия решения) «войти в чат» - что не обуславливает необходимости участия в обсуждении, так как другим участникам процесса Интернет-консультирования неизвестно, кто именно «находится на чате» (максимум, известно количество человек, в режиме он-лайн «присутствующих» на чате или форуме). Все это приводит к тому, что у любого участника данного процесса, в том числе и анонимно, удовлетворяется потребность в психологической безопасности, что, безусловно, очень важно в процессе любого рода личностной коммуникации.

Кстати говоря, в случае Интернет-консультирования, в отличие от группового классического консультирования, клиент-аноним может совершенно бесплатно (он же не является «официальным», зарегистрированным участником) удовлетворять и потребность в получении новой информации по интересующим его психологическим проблемам.

Итак, мы широко и глубоко по социально-психологическому смыслу и значению понимаем доступность Интернет-консультирования.

В-четвертых, смысловую специфику Интернет-консультирования составляет его обучающий характер, так как множество людей может одновременно участвовать в данном процессе, как просто наблюдая его, так и высказываясь, комментируя и учась на «ошибках» других, - тогда, когда обсуждаются «знаемые» или просто интересные для конкретного человека проблемы. Таким образом, само участие человека («клиента») в процессе Интернет-консультирования, его «присутствие» на консультативном Интернет-форуме или в консультативном Интернет-чате, имеет обучающий, познавательный эффект. Это происходит в силу того, что информативность (информационная продуктивность) такого рода взаимодействия, для отдельно взятого человека, сравнима со «знаниевой» продуктивностью (результативностью) участия его в процессе классического группового консультирования. Этот параметр анализируемого явления соотносится с параметром реализации потребности «клиента» в новой информации, что было рассмотрено выше.

Наконец, в-пятых, существует, по нашему мнению, еще одна базовая специфическая смысловая содержательная особенность Интернет-консультирования, понимаемого нами в качестве новой технологии психологического консультирования. Имеется ввиду сама профессиональная деятельность (как таковая) психолога-консультанта, практикующего «в Интернете». Считаем возможным, сущностно (по основным свойствам) сравнить ее с деятельностью консультанта, осуществляющего «реальное», классическое групповое консультирование.

Для этого, выделим основные сходства и различия в этих двух профессионально-деятельностных парадигмах психологического консультирования. Как нам представляется, основное «внешнее» сходство этих двух консультационных парадигм в их коллективности, «массовости», которая, теме не менее, безусловно, в разы выше в Интернет-консультировании. Также, мы полагаем, что основным «внутренним» отличием Интернет-консультирования от классического группового консультирования, является различный качественный характер социальной перцепции, профессионально осуществляемой психологом-консультантом.

Если, в процессе классического индивидуального, и, во многом, классического группового консультирования психолог обязан в полной мере «… слушать, эмпатировать и ждать», - как пишет Ирвин Ялом, то в процессе Интернет-консультирования (как индивидуального, так и группового) – это вовсе не обязательно. Итак, психолог-консультант, «в Интернете», не очень глубоко личностно (эмоционально) воспринимает своего (своих) клиента (клиентов). Тем более, он может себе позволить совершенно внешне (эмоционально) не реагировать на их (клиентов) личностные проявления.

Осуществляя процесс Интернет-консультирования, психологу достаточно иметь развитую когнитивную личностно-профессиональную составляющую, для того, чтобы быть успешным консультантом. Это существенно облегчает для психолога сам процесс Интернет-консультирования, - снижает его эмоциональные затраты и позволяет концентрироваться на проблеме, а не на человеке. Это же существенно понижает продуктивность Интернет-консультирования, потому что отсутствие эмоционально-чувственной составляющей в социальной перцепции, как доказано, например, тем же Ирвином Яломом, весьма негативно сказывается на психотерапевтическом эффекте консультативного взаимодействия.

Итак, мы выделили пять базовых содержательных характеристик психологического Интернет-консультирования.

Теперь, исходя из классических установок жанра научной работы, проанализируем степень изученности проблемы проведения психологического Интернет-консультирования на современном этапе.

Отчуждение человека от человека становится практически нормой сегодняшней жизни, в связи с развитием новых дистанционных форм электронных средств связи, которые все чаще переводят реальное общение между людьми в виртуальное информационное взаимодействие. Как следствие, – социально-психологическая проблема одиночества человека в современном мире выходит на первый план. В связи с этим, задача оказания психологической помощи для преодоления человеком беспокоящего его состояния одиночества становится все более актуальной. Парадоксальность общей ситуации заключается в том, что, с одной стороны, Интернет-технологии способствуют развитию отчужденности между людьми, а, с другой стороны, они представляют собой оперативный способ поиска информации, установления контактов, и потому широко используются людьми, страдающими от одиночества, для общения.

Простота и популярность Интернет-технологий увеличивают возможности доступа населения к психологической помощи. В настоящее время, на наш взгляд, Интернет-технологии недостаточно полно используются в практике психологического консультирования. Отметим, что психологическое Интернет-консультирование в том или ином виде уже достаточно давно присутствует в Интернете (консультирование он-лайн, дистанционное консультирование). Мы поставили перед собой вопрос: «Возможно ли в условиях Интернета действенно осуществить психологическую консультационную работу»?

В основу Интернет-консультирования были положены смысловые коммуникации, осуществляющиеся с помощью текста (в электронном виде). В связи с этим, первоначальной целью Интернет-консультирования является построение диалога между участниками коммуникаций при виртуальном общении. Для Интернет-консультирования выбираются (создаются) «форумы» или «чаты» т.е. специально организованное людьми, общепринятое в Интернете виртуальное пространство для общения. По надёжным данным, пользователями Интернета являются более 1-го миллиарда человек в мире. Россия уверенно «подбирается» к первой десятке стран - активных пользователей, «прибавляя» по 20% от общего количества пользователей Интернета в стране в год. По числу активных пользователей Интернета Россия уже «на голову» опережает любую из стран СНГ или Восточной Европы.

Имеющаяся на данный момент информация об Интернет-технологиях психологического консультирования позволяет нам высказать о них ряд предварительных положений:

  1. Технические возможности современных Интернет-технологий позволяют осуществлять психологическое консультирование в рамках Интернета;
  2. Интернет-консультирование, как правило, осуществляется в рамках личностно-ориентированной парадигмы, на процесс реализации которой накладывают отпечаток условия виртуального взаимодействия;
  3. Общий алгоритм проведения Интернет-консультирования соответствует техническим возможностям Интернет-технологий и позволяет осуществлять, даже, групповое психологическое консультирование;
  4. Комплексный предварительный фактологический анализ Интернет-консультирования позволяет сделать уверенное предположение о том, что на сегодняшний день возможно проведение индивидуального и группового психологического консультирования в Интернете при следующих условиях:
  • наличие специально организованного сайта, на котором есть форум и/или чат
  • наличие технической компьютерной поддержки во время осуществления Интернет-консультирования
  • определенный уровень компьютерной грамотности у всех участников процесса Интернет-консультирования
  • высокий уровень профессионализма психолога, практикующего Интернет-консультирование.

Становление дистанционных форм психологической работы в Интернете, в принципе, находится, в нашей стране, почти в самом начале своего пути. Полученные нами информационные данные об Интернет-консультировании как о комплексном социально-психологическом информационном явлении, позволяют сделать оптимистические прогнозы по развитию индивидуальной и групповой психологической работы в Интернете. Однако, в связи с этим, перед психологами вновь возникает проблема теоретического осмысления и интеграции различных направлений психологии и новых технических решений для развития дистанционных форм психологической помощи в Интернете, - таких как Интернет-консультирование.

Почти сразу, как только был изобретен Интернет, его потенциал для психотерапевтической коммуникации был очевиден. Одной из первых демонстраций Интернета была моделируемая виртуальная сессия психотерапии, осуществляемая в рамках Международной Конференции по Компьютерной Коммуникации, прошедшей в США в октябре 1972-го года.

Группы поддержки процесса самосовершенствования в Интернет-режиме он-лайн в США, были предшественниками т.н. «e-терапии»; успех и исследования этих групп показали потенциал такой коммуникации при консультировании по личностным и межличностным проблемам.

С 1976-го года, после введения первых персональных компьютеров, в США стали создаваться неофициальные группы поддержки Интернет-консультирования. В национальном масштабе, в США, психологическое Интернет-консультирование, как обоснованно утверждается в адекватном научном аналитическом обзоре проблемы, стало популярным со времени 1979-го года.

Невозможно точно сказать, когда психологи (психотерапевты) начали взаимодействовать с клиентами в режиме Интернет-консультирования он-лайн. Самое исторически раннее (из белее или менее известных), организованное консультирование он-лайн было «Ask Uncle Ezra» - «Задайте вопрос дяде Эзре». Студентам указанного в сноске № 14 Университета, были предложены бесплатные консультации психологов он-лайн.

Сервис «Психологические консультации он-лайн» был основан его директорами Jerry Feist и Steve Worona в сентябре 1986-го года. С этого времени, данный информационный сервис успешно работает и осуществляет психологические консультации по сегодняшний день.

Ivan Goldberg, M.D. начал отвечать на вопросы он-лайн, рассказывая о лечении депрессии, по крайней мере, с 1993-го года. Он не предлагал задавать вопросы на его собственном популярном веб-сайте под названием "Центр по проблемам депрессии", но великодушно работал неофициальным советником группы «Идущие в темноте», отвечая на информационные запросы о медицинской и психологической помощи, возникающие у пациентов при лечении депрессии.

Платные услуги психологического консультирования начали появляться в Интернете в середине 1994-го года. John Grohol, Psy. D. в 1995-м году предложил бесплатные консультации в популярном еженедельном общественном чате. Самым первым новатором современного образа Консультирования в сети Интернет был Leonard Holmes, Ph. D., который предложил "Условно-бесплатную Психологическую Консультацию", осуществляющуюся на основе очень небольшой оплаты только в том случае, если клиент «ощутил» улучшение. Ориентир был на один вопрос клиента (соответственно, на один ответ психолога). Об установлении долговременных отношений «терапевт-клиент» в то время речи никак не шло.

Американский психотерапевт Leonard Holmes говорил, что когда он только настраивал свой веб-сайт, рекламируя свою практику, он уже начал получать электронную почту от людей, запрашивающих психологическую помощь; было очевидно, что люди были готовы обратиться к психотерапевтам через Интернет. Два других веб-сайта "Help Net" и "Shrink Link" на основе денежной платы стали доступны с осени 1995-го года (оба сервиса на сегодняшний день работают).

David Sommers, Ph. D. можно считать пионером т.н. e-терапии. Он был первым, кто предложил клиентам платное психологическое Интернет-обслуживание, в котором целью было дать больше чем один ответ на единственный вопрос клиента, - он стремился установить долговременные, продолжительные отношения при консультировании, в процессе терапии он-лайн. С 1995-го по 1998-й год David Sommers работал с более чем 300-ми клиентами в режиме Интернет-консультирования он-лайн. David Sommers использовал несколько технологий Интернета для e-терапии, прежде всего электронную почту, но также и чат в реальном времени и видеоконференции.

Ed Needham, M.S. установил IRC chat service в августе 1995-го года, и был первым, кто сосредоточился исключительно на консультационном взаимодействии в процессе e-терапии через Интернет-чат в реальном времени. Он работал с 44-мя клиентами с 1995-го по 1998-й год.

Другие «ранние» практики продолжительной e-терапии, это – группа the Pink Practice из Лондона, Великобритания.

Также, нельзя не упомянуть об американских «интернетных» Samaritans (самаритянах). Это – прошедшие психотерапевтическое обучение добровольцы-консультанты кризисного центра. Они отвечают на электронные письма от людей, которые находятся в отчаянии, на грани самоубийства. Деятельность свою это объединение производит с 1994-го года, анонимно и без оплаты. Их благотворительная работа имеет огромную ценность. К 2001-му году добровольцы Samaritan ответили на электронные письма примерно от 64000 человек.

Появление коммерческих «e-клиник» в США и Западной Европе существенно повлияло на развитие e-терапии. Такие организации стремятся улучшить среду для e-терапии, предлагая возможности, которые «самые независимые e-терапевты» не могут себе позволить: высокий уровень он-лайн безопасности, услуги составления счетов, оптимизирование вопросов оплаты и другие инструменты финансового управления, рекламу и маркетинг. E-терапевты (индивидуальные психологи-консультанты, практикующие в Интернете) могут присоединиться к этим e-клиникам за скромную ежемесячную плату и также получить шаблон своей web-страницы, через которую они могут вести собственную практику e-терапии. Клиентам «е-клиник» предлагают длинный список e-терапевтов на выбор. Все e-терапевты тщательно проверяются администрацией e-клиник «на профпригодность». Другие особенности такого «e-клинического подхода» включают в себя возможность выбора клиентами своего терапевта согласно различным критериям, - в этом им помогает открытый доступ к профессиональной информации. Примеры е-клиник: HelpHorizons.com и MyTherapyNet.com.

Создание Международного Общества психического здоровья он-лайн, стало важным этапом в развитии e-терапии. Данное общество (сокращенно ISMHO), - общество некоммерческое, создано в 1997-м году для того, чтобы способствовать пониманию между людьми, использованию и развитию коммуникации он-лайн, а также продвижению информационной поддержки и технологий для самого ISMHO. Это общество стало неофициальной профессиональной организацией для e-терапевтов, поскольку психологи (психотерапевты), консультирующие он-лайн, ищут ответственные способы использовать Интернет для того, чтобы обеспечить своим клиентам квалифицированную помощь. ISMHO имеет свой форум, с одноименным названием, – для обсуждения всех вопросов, волнующих людей (потенциальных клиентов).

Таким образом, мы проанализировали степень изученности проблемы психологического Интернет-консультирования на современном этапе развития научно-практического знания.

Теперь, обратимся к изучению именно процессуальной специфики психологического Интернет-консультирования. С этой целью рассмотрим разнообразные модели и способы оказания психологической помощи в Интернете.

Существует несколько моделей, способов оказания психологической помощи «в рамках» Интернета. Эти способы, «формулы» определяются в зависимости от потребностей клиента. Чаще, предлагается групповое консультирование (по общей для данной конкретной группы проблеме), или индивидуальное консультирование. Либо, клиентам предлагается участие в консультативном форуме, который подбирается в зависимости от возрастной категории клиента и его личностных свойств и предпочтений. Он-лайн консультанты-психологи могут помочь человеку разобраться в себе, работают с нетяжелыми психологическими травмами клиентов, помогают им разрешать конфликтные (сложные) ситуации в их жизни и пр.

Помочь человеку (индивидууму) в Интернете, суметь в таких условиях психологически поддержать клиента, найдя для этого нужные слова и формы работы с ним, - не такая простая работа, как кажется на первый взгляд. Очень важно, чтобы консультант имел соответствующее образование, так как, в психологическую консультацию он-лайн далеко не всегда обращаются «шутки ради» или для разрешения банальных вопросов общения или каких-то только внешне трудных ситуаций. Иногда, от профессиональной корректности работы психолога-консультанта, от его умения и желания оказать помощь, зависит очень многое в жизни клиента, подчас использующего психологическую консультацию в сети Интернет как последнюю надежду в решении наболевших проблем. От работы консультанта, в подобной сложной жизненной ситуации клиента, вероятно, будет зависеть дальнейшая судьба такого клиента.

Ещё двадцать лет назад об Интернете мало кто в мире вообще имел представление. Сегодня, вследствие постоянного роста информационных технологий (НТР, НТП) и доступности компьютерной техники, число Интернет-пользователей, как мы указывали выше, перешагнуло за миллиард, - российский сектор пользователей Интернет составляет более 20-ти миллионов человек. При этом, как мы так же указывали выше, число активных пользователей сети Интернет в мире продолжает постоянно расти, - в России этот прирост составляет порядка 20% от имеющегося количества пользователей в год.

Определенные области жизни (сферы жизнедеятельности) «шагнули» в виртуальную реальность и твёрдо «закрепились» там. Некоторые сферы жизнедеятельности лишь создали в виртуальной реальности свои автономные прототипы, но не смогли в достаточной степени стать виртуально подобными объективной реальности.

Поскольку Интернет используется различными отраслями жизнедеятельности (социальными институтами), не удивительно, что «туда» «пришло» и психологическое консультирование.

То, насколько хороша воплощенная в виртуальной реальности идея психологического консультирования в Интернете мы здесь и обсудим. В дополнение к этому, исходя из уже исследованных вопросов проблематики данного рода, нами будет проведён более глубокий сравнительный анализ психологического консультирования в Интернете и реального («физического», осуществляющегося не в виртуальном пространстве) консультирования. Так же, как это было сделано выше, будут обсуждены их содержательные сходства и отличия, но, уже на основе вышеизложенного информативного материала об Интернет-консультировании.

Психологическое консультирование («в узком историческом смысле») – достаточно молодая область человеческого знания и вида психологической помощи. Своё начало она берет в первой половине XX-го века с появлением психоанализа, а затем и других ведущих психологических школ.

Психологическое консультирование представляет собой раздел практического знания, содержащий систематическое «описание» процесса оказания психологической помощи. Психологическое консультирование исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения, у клиента можно актуализировать дополнительные психологические силы и способности, что, в свою очередь, может обеспечить открытие новых личностных возможностей клиента для его деятельностного выхода из трудной жизненной ситуации.

Психологическое консультирование, как самостоятельная ветвь психологической помощи произошло «из почвы» психотерапии. Современных психологов-консультантов готовят на основе теории и методологии прогрессивных школ психологии и психотерапии. В отличие от психотерапии, психологическое консультирование - достаточно краткосрочная форма психологических услуг, помогающая человеку обрести душевную поддержку и восстановить эмоциональное равновесие посредством «исповеди», различных приёмов «релаксирования» (психологической разгрузки) и способов рефлексии (самоанализа), - с помощью психодиагностических средств и «экспресс-методов» психологической коррекции. На сегодняшний день, в России психологическое консультирование является доступной для населения формой услуг.

В случае с Интернетом, психологическое консультирование приобретает несколько иные качества, что мы и продолжим анализировать здесь, производя, как и было подчеркнуто выше, сравнительный анализ классического психологического консультирования и Интернет-консультирования. Этот анализ мы продолжим осуществлять, выделяя главное в содержании, процессе и взаимоотношениях клиента и психолога-консультанта в классическом психологическом консультировании и в Интернет-консультировании.

Понятно, что психологическое консультирование помогает разобраться человеку с собственной проблемой и найти пути её решения, или, хотя бы, снять негативное эмоциональное напряжение. Порой, даже, последнее и является целью консультирования, поскольку в большинстве случаев к психологу человека приводит именно душевное страдание, вызванное той или иной проблемой.

Теперь, соединим информационное фактологическое содержание и процессуальную специфику форм психологического Интернет-консультирования, – с целью всестороннего аналитического охвата анализируемого явления (феномена).

Рассмотрим содержательные процессуальные особенности психологического Интернет-консультирования.

Объективная «слабость» психологического консультирования в Интернете, на современном технологическом этапе, в подавляющем большинстве случаев заключается в невозможности психолога реально действенно и информативно протестировать клиента, увидеть и оценить его психическое состояние, манеры поведения, «прочитать» мимику и жесты. Иными словами, психолог не может получить достоверную вербальную и невербальную диагностическую информацию о своём клиенте.

Поскольку, в большинстве случаев, психологическая консультация в сети Internet производится по принципу вопрос-ответ, постольку клиент, обычно, не предоставляет достаточный объём информации о себе и своей проблеме. В силу этой причины, ответы (как ответы клиента на вопросы психолога, так и ответы психолога на вопросы клиента) могут быть весьма обобщёнными и поверхностными. Серьезным козырем для психолога Интернет-консультанта является профессиональная интуиция (выделение типического на основе практического опыта реальных консультаций).

Мы утверждаем, что в том, что касается профессионально-личностных (личностно-профессиональных) качеств самого психолога-консультанта (как процессуального субъекта психологического консультирования), прослеживается следующее. Наш фактологический эмпирический анализ показывает, что в том случае, если психолог пришел в Интернет-консультирование из реального «лицом к лицу» психологического консультирования, то его профессиональная продуктивность будет значительно выше по сравнению с тем психологом, который изначально работает только в рамках Интернет-консультирования.

Также, на наш взгляд, исключительно важен для эффективности Интернет-консультации как реальный, так и «виртуальный» практический опыт психолога-консультанта, позволяющий ему на основе «неявного» информационного материала (тех немногих сведений, которые сообщает ему его клиент и содержания его текстовых запросов) сделать компетентные обобщения и выводы, дать профессиональные рекомендации. Но, не личность психолога Интернет-консультанта является предметом нашего исследования, а технология психологического Интернет-консультирования. Поэтому, кратко обрисовав его основного субъекта – психолога, вернемся к изучению ее содержательно-процессуальной специфики.

Нередко случается таким образом, что проблема человека создаётся им самим на основе (из-за) отсутствия у него адекватного понимания себя и своего внутреннего мира. По этой же причине свои проблемы он будет излагать весьма туманно и выборочно. Также, весомым фактором являются психологические защиты клиента, препятствующие осознаю им собственной проблемы в более объективном социальном контексте.

Как ни странно, некоторые люди даже в сети Internet могут стесняться своих психологических проблем. Это, как правило, вызвано тем, что человек не решается сам себе признаться в личностных причинах собственных проблем. Подобные факторы могут побуждать клиента неискренно излагать свои проблемы и вести различные психологические игры с консультантом. Под психологическими играми, в данном смысловом контексте, нами подразумевается не «бёрновское» понимание, а просто неискреннее обращение клиента к психологу с целью получить от него компетентную помощь, ничем, при этом, не жертвуя, ничего в себе не меняя и не принимая ответственности за свои проблемы. Таким образом, клиент психологической Интернет-консультации в полной мере имеет в своём активе то психологическое состояние, которое со времён «дедушки» З. Фрейда принято называть «вторичной выгодой».

Несмотря на подобный недостаток психологического консультирования в Интернете, у него, как у новой технологии психологического консультирования, есть и свои достоинства. К ним относится, в частности, так называемый «эффект попутчика», имеющий весьма конкретную социально-психологическую основу. Эффект попутчика состоит в том, что один человек может совершенно искренне «выговориться», «исповедоваться в своих грехах» и проблемах, («облегчив» тем самым свою душу, отреагировав эмоции), другому человеку, зная, что он больше никогда его не увидит. Если бы эти люди жили рядом, в одном месте, то такого откровенного рассказа бы не было. Это представление людей «об исповеди» пришло из совместных их поездок в рейсовых автобусах дальнего следования, поездок в «дальних» электричках и междугородних поездах среднего и дальнего следования, полетов в самолетах и т.п. Имеем ввиду те ситуации, когда люди, встретившись однажды, после этого никогда больше не виделись. В информационной Интернет-среде может происходить (и, в подавляющем большинстве случаев, происходит!) практически то же самое (имеет место, в принципе то же социально-психологический эффект попутчика). Есть лишь та существеннейшая разница, что в Интернете человек может «спрятать» свою персону за вымышленное имя, называющееся «ник» или «инк», и, чувствуя свою полную психологическую безопасность, полностью, в любой момент, «раскрыть свою душу». Подобная искренность человека (клиента), в основном, именно перед самим собой, уже содержит целительный психотерапевтический эффект и может вести к саморешению его психологической проблемы. Также и как таковой процесс описания человеком (клиентом) своей личной проблемы, автобиографии, характера своих переживаний, феноменологии собственной личности, - относится к продуктивным психологическим техникам, поскольку позволяет человеку более широко, глубоко и честно взглянуть на самого себя.

То же, в принципе, относится и к «излиянию себя на бумаге», или к самовыражению в виде электронного текста, письма по электронной почте. Подобный «писательский труд» тождественен творческому самовыражению, является целебным психологическим средством, ведущим к осознанию себя и своей проблемы в более широком контексте, а также к «получению» внезапных, разрешающих проблему открытий и откровений («инсайтов», озарений). Порой, даже систематизированное описание собственной жизненной проблемы может приводить к облегчению душевного состояния. Этот эффект, в социально-психологическом плане, конечно же, многократно увеличивается в условиях психологического консультирования, которое сегодня технологически осуществляется по обычной почте, по электронной почте, по SMS, по MMS, «в чатах», «на форумах» – в сети Интернет и т.д.

Опытный психолог-консультант, в том числе и Интернет-консультант, может довольно быстро установить достоверность «рассказа» клиента о своей проблеме и своей жизни, изучив его «писания», - что может происходить как в режиме on-line, так и в режиме off-line, - т.е. «в реальном времени» или «пошагово», отсрочено по времени. При этом, скажем, «наводящие» профессиональные вопросы психолога-консультанта должны попадать именно «в точку», вызывая высвобождение у клиента подавленных эмоций и осознание им собственных комплексов и самоограничений.

Продолжим изучать процесс Интернет-консультирования в плане содержательного рассмотрения взаимодействия его субъектов, - психолога-консультанта и клиента.

Психологический эффект группового консультирования в Интернете, эффект Интернет-форумов с психологическим содержанием, часто тождественен эффекту групповой психотерапии, особенно если люди (участники) учатся и научаются говорить не только свои мнения, но и высказывать свои чувства. Скорее всего, Интернет-консультирование, понимаемое нами в качестве новой технологии психологического консультирования, будет в будущем активно развиваться (по крайней мере, так происходит в настоящем времени). Для этого мы имеем (на настоящее время), как минимум, два важных фактора (условия). Первый фактор заключается в постоянном развитии и всё большей доступности Интернета. Вторым фактором является весьма заметная на сегодняшний день в подростковой, юношеской и молодежной среде социально-психологическая тенденция, выражающаяся в стремлении молодых людей именно к виртуальному общению.

Чем же может, всё-таки, обозначить себя эффективный психолог-консультант в Интернете? По-видимому, ему необходима личная Интернет-страница (web-сайт) и форум, в котором он мог бы демонстрировать свои суждения и примеры консультирования. Начинающий Интернет-консультант, в любом случае, должен будет в начале консультировать бесплатно, поскольку, на неизвестного именно в сети Intwrnet, Интернет-консультанта вряд ли «клюнут» именно Интернет-пользователи. Прежде, чем анализировать конкретные технологические вариации или модели психологического Интернет-консультирования, дополнительно рассмотрим общие позиции (формы) изучаемой нами здесь частной проблематики психологического консультирования в сети Internet.

Интернет-консультирование является дистанционной формой психологической помощи. Обращение к Интернет-психологу - это эффективный и безопасный способ выхода из психологического кризиса и метод решения психологических проблем. Для желающих решить свои психологические проблемы с минимальными потерями времени, здоровья, денег и сил, – сегодня предлагается именно психологическое Интернет-консультирование (чем не рекламный слоган?). В процедуре Интернет-консультирования клиент может решать свои личностные проблемы эффективно и в своем собственном темпе и ритме. Тогда, когда человек обращается к Интренет-психологу, он «входит» в особое психологическое пространство – пространство безопасное, способствующее увеличению его внутреннего личностного потенциала, способствующее его самораскрытию. Ведь, именно при этих условиях человек находит выход из сложных жизненных обстоятельств, принимает нужное решение, понимает и осознает свои эмоции, обретает внутреннее спокойствие и веру в свои силы.

Существует мнение о том, что психологическая помощь может быть только очной («face to face»). Конечно, у очной формы психологической помощи (психологического консультирования) есть свои неоспоримые преимущества. Действительно, стандартная процедура помощи строится на очной основе. Это, впрочем, в основном, касается тех вариаций очного психологического консультирования, когда психолог и клиент встречаются достаточно долго. Именно тогда, как правило, и «срабатывают» все известные положительные эффекты профессионального непосредственного психотерапевтического общения. Классическое психологическое консультирование основано на тех «технических приемах», которые предполагают непосредственное общение. И все же, если рассматривать психологическую помощь более широко, мы найдем всевозможные формы ее реализации: от консультирования по телефону до чтения рекомендованной кем-то или выбранной по своему желанию литературы.

Интернет-консультированием, как формой психологической помощи, может воспользоваться практически любой человек, - на современном этапе в России даже в удаленных от областных центров деревнях, в школах, являющихся в таких поселениях «центрами цивилизации», есть Интернет.

Однако, есть несколько условий, которые будут определять эффективность подобной дистанционной психологической помощи. Эффективность, продуктивность эта связана, прежде всего, с самим субъектом, запрашивающим помощь. Насколько человек готов воспользоваться ею, насколько человек готов что-то менять в себе, насколько актуальна его психологическая проблема для его же личности, насколько в человеке развита способность наблюдать самого себя, насколько человек мотивирован на познание себя и т.п. Если сказать коротко, то воспользоваться подобного рода помощью с наибольшей пользой для себя может, наверное, лишь достаточно личностно зрелый человек.

В целом рассмотрев разные модели и способы оказания психологической помощи в Интернете, осуществим анализ разнообразных технологических вариантов (приемов) психологического консультирования в Интернете.

На наш взгляд, у заочного вида психологической помощи, а в данном случае у Интернет-консультирования, есть содержательные преимущества по сравнению с другими видами психологического консультирования. Мы уже писали об этом выше, в первых частях нашей научной работы. Здесь же мы подчеркнем именно технологически-вариативные процессуальные преимущества психологического Интернет-консультирования.

Есть много личностно зрелых, здравомыслящих людей, довольно много занятых на работе, не имеющих времени для того, чтобы лично (очно) посещать психолога, да ещё и с определённой периодичностью (несколько раз в месяц). Такие зрелые личности могут четко определить те психологические задачи, которые они хотели бы решить, воспользовавшись профессиональной психологической помощью, ведь свои проблемы, в конечном счете, решает только сам человек. Именно для подобного рода людей методическая помощь (путем высылки по электронной почте сопровождающих процесс Интернет-консультирования информационных материалов) и дальнейшее обсуждение каких-то определённых, весьма важных и ускользающих от их внимания аспектов их личностной проблемы, – могли бы быть одним из тех преимуществ, о которых идет речь. Кроме того, для кого-то Интернет-консультирование может быть единственной возможностью получить психологическую помощь в силу объективных обстоятельств, например, человек «прикован к постели», или живет где-то, где очная помощь недоступна и пр.

Преимущества психологического Интернет-консультирования для лиц юношеского и молодого возраста (среди которых оно наиболее популярно) несомненны и очевидны. Заметим, что мы не рассматриваем в качестве способа осуществления Интернет-консультаций т.н. подростковые Интернет-форумы, где не осуществляется профессиональное психологическое Интернет-консультирование, а идет просто бессистемный обмен мнениями между самими подростками и/или «доморощенными» консультантами.

Итак, что же конкретно может получить человек (клиент), обратившийся на соответствующий информациооный Интернет-ресурс за платной психологической Интернет-консультацией?

Любая консультация - это, прежде всего, работа с запросом. Исходя из этого, деятельностно и строится профессиональная психологическая консультация, которая процессуально учитывает все возможные варианты решения проблемы клиента, с учетом характеристик личности человека, обратившегося за помощью. Не существует одинаковых проблем и одинаковых решений, так как (первая заповедь психолога-консультанта!) «ВСЕ ЛЮДИ РАЗНЫЕ» (!). Поэтому, каждому, кто обратился за психологической помощью в Интернет-консультацию, как правило, высылается в электронном виде определенный набор методических материалов (анкеты и пр.), которые помогают консультанту структурировать (классифицировать) проблему клиента, а также, способствуют его знакомству с личностью клиента. Человек (клиент), работая с этими материалами (имеющими определённую содержательную типологизацию, зависящую от первичного запроса клиента), сразу же начинает «работать со своей проблемой». Далее он (клиент) получает от психолога Интернет-консультанта собственно психологическую консультацию, которая, наиболее часто, осуществляется «на форуме» или «в чате» профессионального консультационного веб-сайта, в режиме он-лайн или офф-лайн. Собственно психологическая консультация также включает в себя методические приемы решения проблем клиента. Методические рекомендации строятся с учетом как проблемы, так и личности консультируемого.

Психологические консультации через Интернет - объективно имеющий место способ получения квалифицированной психологической помощи. Некоторым людям намного легче общаться на расстоянии, дистанционно, чем в кабинете у психолога, тем более, что в привычной домашней обстановке человек чувствует себя гораздо более комфортно и защищённо, нежели чем в кабинете у психолога. Если в данный период жизни человек переживаете стресс, он устал, запутался в своих проблемах, или не уверен в правильности своих решений, то ему современные информационные технологии предлагают не только традиционную встречу с психологом. На сегодняшний день людям активно предлагаются и приобретающие все большую популярность психологические консультации, проходящие на профессиональных консультационных web-сайтах в сети Internet в режиме on-lane. Таким, не самым обычным способом, человеку (клиенту) Интернет-психологи-консультанты предлагают помочь разобраться в собственных чувствах, обрести уверенность в себе и мн. др. Путем специальным образом организованных бесед и обсуждения ситуации, посредствам ICQ или по e-mail, Интернет-психолог-консультант помогает своему клиенту прийти к верному способу решения его психологических проблем.

Интернет-консультирование – это новая психологическая услуга, которая стала возможной практически с момента «физического» появления Интернета. Одно из несомненных преимуществ данной технологии психологического консультирования заключается в том, что возможно осуществить проведение консультирования на очень удаленных пространственно расстояниях психолога от клиента, иногда настолько удалённых расстояниях, что физически, лицом к лицу, психолог-консультант и клиент никогда бы не встретились!!! Наряду с этим, общение психолога-консультанта и клиента происходит, как правило (в ), полностью анонимно, или может обсуждаться в (на) консультационном Интернет-форуме – только по желанию (!) клиента. Психологическое Интернет-консультирование динамично развивается на данный момент.

Среда Интернета - это не только и не столько взаимосвязанные компьютеры и компьютерные сети, сколько взаимосвязанные и активно действующие в этой среде люди вместе с продуктами их активности. Имеем ввиду такие интеллектуальные продукты как информационные сообщения, web-странички, разнообразные записи (текстовые, звуковые, изобразительные, мультимодальные), информационные каталоги, архивы разных записей, блоги и т.п. Как таковая, информационная электронная среда Интернета представляет немалый интерес для всех специалистов, профессионально изучающих человека и многообразные виды его активности. И действительно, виртуальная (имеющая вполне реальную финансовую выраженность) деятельность человека (огромных масс людей) в Интернете довольно давно уже стала предметом изучения специалистов по информационным технологиям, философов, социологов, психологов, историков, лингвистов, культурологов, педагогов, "коммуникативистов" (имеются в виду специалисты в области communication science), маркетологов, рекламистов, политологов и других социально ориентированных специалистов.

Психологические консультации в Интернете существуют, как уже показано в данной научной работе, практически с момента его «основания». Психологическое консультирование в сети Internet, - отрасль сравнительно молодая, так как Интернет появился относительно недавно (исторически – «позавчера»), а посему психологическое консультирование в сети Internet ещё пока мало научно изучено. Тем не менее, несмотря на это, немногочисленные научные печатные публикации, посвященные исследованию становления психологической помощи в Интернете, все же имеются. Например, Рубцов В.В. и Лебедева С.В. в своей работе (работа опубликована в 2002-м году), посвященной виртуальной психологической службе, пишут, что использование Интернет-пространства для оказания различных типов услуг, в том числе и психологической помощи, стало технически возможным и экономически рентабельным в России только в последние годы (на сегодняшний момент – 8-10 лет). С технической точки зрения, это явление связано с возникновением новых форм передачи данных по информационным сетям, с внедрением высокоэффективного и относительно недорогого телекоммуникационного оборудования, с появлением целого ряда организаций, оказывающих техническую поддержку в разработке модульных элементов Интернет-содержания и т.п. При этом, основной проблемой для эффективного и успешного оказания услуг в среде Интернет, является задача проектирования и последующей реализации специализированных «человеко-машинных» систем, способных решать разнообразные профессиональные деятельностные задачи.

Теперь, после рассмотрения общих «технологических позиций» анализируемого явления, изучим, как и было заявлено нами выше, технологические варианты или модели оказания психологической помощи в Интернете, - «в узком смысле».

Если рассматривать психологическую службу в Интернете с научно-аналитических позиций Рубцова В.В. и Лебедевой С.В., т.е., если понимать психологическую службу в Интернете как тип человеко-машинной системы, когда оказание психологических услуг и сам акт взаимодействия психолога и клиента опосредованы Интернет-средой, то, согласно этому подходу, ведущим фактором в данном феномене является совместная информативная деятельность людей, в которой машинный компонент выступает лишь средством эффективной реализации этой совместной деятельности людей (обмена информацией, коммуникации). Последнее означает, что эффективность любой человеко-машинной системы зависит от того, каким образом согласуются различные ее компоненты или каким образом машинные, а в случае работы в Интернете – информационные и телекоммуникационные электронные компоненты вписываются в целостную коммуникативную информационную деятельность людей, насколько вписываются эти компоненты в потребности, мотивы, цели и действия людей. Анализ данной проблематики, проведенный Рубцовым В.В. и Лебедевой С.В. на момент ноября месяца 2002-го года, уже «исторически» доказал (что только снова и снова подтверждается сегодня, – восемь лет спустя после этой публикации), что потенциальные пользователи – клиенты ВПС (Виртуальная психологическая служба) преследуют целый ряд целей.

Во-первых, это цели, связанные с оказанием психологического консультирования (группового и индивидуального) для решения разных психологических и социально-психологических проблем.

Во-вторых, это цель обучения через Интернет различным практическим интеллектуальным навыкам (развитию восприятия, внимания памяти и т.п.), что в Российской Федерации осуществляется на современном этапе, например, через посредство известного на всю страну детско-подросткового информационного портала «Мир Бибигона», являющегося социальной сетью, имеющей множество различных развивающих программ.

В-третьих, - это оказание целого ряда «безумно» разнообразных информационных психологических услуг.

Однако, форма удовлетворения (реализации) данных целей зависит от возраста клиентов виртуальной психологической службы (ВПС), которая рассчитана на разные возрастные группы пользователей. Системой информационных технологий ВПС изначально предполагается (учитывается) привлечение клиентов детского, подросткового, юношеского, молодёжного и взрослого возрастных сегментов.

Детский сегмент (возрастные рамки: 5-6―12-13 лет). В настоящий момент в России наблюдается тенденция к снижению минимального возраста пользователей Интернета. Таким образом, можно предположить, учитывая лавинообразно нарастающие темпы «интернизации», что в самом скором времени до 50% наших детей данного возраста будут регулярно выходить в Интернет. Конечно, количество пользователей Интернета в России будет зависеть от множества факторов, но такой прогноз, на наш взгляд, является достаточно разумным. Клиенты этой детской категории в основном не обращаются с семейными проблемами (детско-родительские отношения). Но, многие дети отстают в школе из-за несформированности познавательной сферы и слабости развития познавательных процессов, поэтому для них на искомом сайте (например, «Мир Бибигона») размещены развивающие игры и тесты-задания (развитие внимания, памяти, воображения, мышления и т.п.). Например, на описываемых сайтах имеется множество увлекательных детских тестов-заданий, направленных на развитие графического интеллекта.

Все эти развивающие игры и упражнения содержательно предполагают собою как индивидуальную работу, так и коллективную деятельность ребят (в том числе, вместе со взрослыми). Фактически, в этой возрастной группе, основные задачи, решаемые виртуальной психологической службой, – это создание учебных классов задач, когда потенциального пользователя ВПС можно научить какому-либо навыку или умению (например, решать графические, геометрические задачи).

Подростково-юношеский сегмент (возрастные рамки: 12-13―17-18 лет). Основные проблемы, в этой группе клиентов, – поиск смысла жизни, проблематика общения, профориентация, суицидальные намерения, сексуальные отношения, психологические взаимоотношения с противоположным полом, школьные проблемы и т.п. Старшие подростки и юноши стоят перед задачей выбора будущей профессии, и в виртуальной психологической службе им помогут определиться в своих предпочтениях. Для этого возрастного сегмента ВПС успешно решаются задачи оказания профессионального психологического консультирования, опосредованного средой Интернета. Кроме того, не следует забывать и о большом количестве учебных задач, которые могут решаться с использованием компьютера (например, освоение некоторых понятий и знаний в области истории, географии, физики, алгебры, геометрии). Эту группу пользователей также могут интересовать и другие информационные услуги, которые предоставляет ВПС.

Молодёжный и взрослый пользовательский сегмент (большинство клиентов – возраста 17-18―30-35 лет, хотя в некоторых информационно-консультационных программах системы ВПС предусмотрены возрастные рамки для клиентов до 45-ти лет). Клиент данного рода имеет доступ в Интернет, что отчасти отражает его принадлежность к определенному социальному кругу и его «продвинутый» «технологический уровень». «В основном», подобного рода клиент – житель крупного города, с высшим или средним специальным образованием. Клиент такого рода, в подавляющем большинстве случаев, психически здоров, в полной мере обладает такими чертами, как способность к рефлексии, самоуважение, самосознание. Он бережно относится к своему внутреннему миру. Клиент обращается в виртуальную психологическую службу, так как исчерпал внутренние резервы самостоятельного решения своей, как правило, именно социально-психологической проблемы. Такой «типический» клиент обращается в ВПС с теми же проблемами, с какими он обратился бы и к «невиртуальному» психологу: поиск смысла жизни (внутриличностный мотивационный конфликт и т.п.), детско-родительские отношения, межличностные проблемы, смерть близких, физическая травма, неполная семья, проблема общения, одиночество, адаптация, проблема веса, застенчивость и др.

Так же, данные клиенты обращаются к «виртуальному» психологу с теми проблемами, с которыми некоторые клиенты стесняются или боятся (в общем – не хотят) обращаться к «реальному» психологу. Среди них, например, сексуальные проблемы, неудовлетворенность личной жизнью. Так же в рассматриваемой проблематике «широко представлены» различного рода зависимости: зависимость от разных вредных психоактивных веществ (ПАВ), алкоголизм, табакокурение, игровая зависимость, «сектанство» и т.д. Нередки случаи обращения с проблемами нетрадиционной половой ориентации, обращаются и с проблемами, связанными с физическим и/или сексуальным насилием и т.д. Кроме того, информационные услуги ВПС могут удовлетворить потребности данного сегмента клиентов Интернет-психологов в самотестировании (например, IQ-тесты), в популярной информации по психологии и пр.

Конечно, не следует забывать о том, что имеет место определённая специфика работы в Интернете, которая определяет способ/форму решения стоящих перед клиентами психологического Интернет-консультирования технических проблем. Основная особенность работы в Интернете, когда человек «переходит» от одной Интернет-страницы к другой или «заходит» на какую-либо Интернет-страницу постоянно, – это необходимость ориентации на огромное количество очень быстро меняющихся условий информационной работы (деятельности). В частности, это явление выражается в том, что в процессе, скажем, «групповой дискуссии», «разговора» с кем-либо в процессе Интернет-конференции, - постоянно возникают новые вопросы, темы дискуссий, появляется новая информация и т.д. При этом, управление появлением этой информации и ход дискуссии не всегда поддаются контролю и далеко не всегда могут быть направлены Интернет-психологом (имеющим практически те же технические возможности что и клиент) по определенному информационному вектору. Организация совместной работы – это фактически единственный способ фиксирования, регистрирования и создания некоторого постоянного Интернет-пространства, где будет возможна адекватная обработка информации.

Совместная работа предполагает формирование определенного климата доверия и взаимопонимания между людьми в решении их проблем, создание условий для естественного дополнения их позиций.

Для проектировщиков ВПС, относительно каждой из рассмотренных нами выше возрастных групп, объективно осложняются условия решения психотерапевтических задач. В этой связи, необходимым условием работы ВПС является такая организация ее структуры, в которую встроены механизмы «естественного» контроля за решением той или иной задачи. «Естественный» контроль, в процессе решения генеральной психотерапевтической задачи в Интернет-среде, возникает исключительно в том случае, когда происходит дополнение позиций различных участников совместной работы, ориентированных не столько на выявление характеристик какого-либо совета, сколько на то, каким образом данный совет был получен, как разработан, т.е. на способ его получения. Иными словами, речь идет о выявлении способов организации работы различных групп клиентов друг с другом и способов построения совместной работы между клиентом (клиентами) и психологом.

Психологическое консультирование в Интернете рассматривается, как тип человеко-машинной системы, когда оказание психологических услуг и сам акт взаимодействия психолога и клиента опосредованы Интернет-средой. Рубцов В.В. и Лебедева С.В. в ходе проведенного анализа рассматриваемого явления убедительно показали, что потенциальные пользователи – клиенты ВПС преследуют целый ряд целей. Именно в зависимости от целей клиента, виртуальному психологу (как и «реальному» консультанту) следует определять метод решения стоящих перед клиентами проблем.

Видами психологического консультирования в Интернете, подвергаемыми нами системному анализу, являются групповое и индивидуальное психологическое Интернет-консультирование.

В «рамках Интернет-консультирования», являющегося новой технологией психологического консультирования, предоставляется профессиональная психологическая помощь. Клиент может общаться с психологом в режиме on-line – приватно/индивидуально, в режиме off-line – по электронной почте и пр. Клиент описывает свою проблему с помощью специальной анкеты на Интернет-сайте психологической помощи, которая предоставляется ему при «захождении» на соответствующую Интернет-страницу. При этом, наличие и заполнение анкеты выступают в качестве элемента рефлексии потенциального пользователя психологической консультации в Интернет, – относительно самоанализа им спектра его возможных проблем. Далее, в случаях профессионально организованной деятельности, продолжает происходить следующее. После заполнения анкеты, клиент виртуально «перенаправляется» «на консультирование» в соответствии со спецификой запроса к психологу, специализирующемуся по данной проблеме. Если клиент хочет консультироваться анонимно (что, в частности, обязательно указывается в анкете), то ответ отсылается по электронной почте или в режиме закрытого/приватного чата, если нет, то вопрос и ответ «публикуются» на «психоконсультационном» сайте.

Существует некоторая специфика группового психологического Интернет-консультирования. Так вот, «отдельно имеется» коммуникативно-операциональная среда (т.н. форумы) для обсуждения, согласования различных позиций и принятия решений по наиболее насущным проблемам потенциальных пользователей в режиме реального времени, - с последующим сохранением текста дискуссий для дальнейшего их чтения и анализа.

Имеет место несколько категорий подобных информационных «сред», наиболее адекватных потребностям различных групп клиентов.

«До 16 и старше» – специализированный форум для подростков и юношества, где обсуждаются волнующие данные возраста проблемы. Ведущий (модератор) задает проблемную ситуацию, которую участники форума должны разрешить сообща, работая в команде, фактически дополняя свои позиции в процессе совместной работы. Для наиболее профессиональной и эффективной работы, ведущий обеспечивает согласование всех этих позиций, взаимопонимание различных групп участников, общение между участниками, планирование общих способов работы и взаимную рефлексию.

«Е-форум» (по аналогии с проанализированной выше «е-терапией»), – здесь происходят круглосуточные общедоступные дискуссии по решению психологических проблем. Участниками форума являются молодые и взрослые люди. Основная задача форума – эмоциональная и информационная поддержка участников. «Е-форум» – это вариант групповой работы, во время которой клиент сталкивается с различными мнениями участников форума по обсуждаемой проблеме. В такой работе очень многое зависит от «ведущего» («модератора», «медиатора»). Его основная задача состоит в отслеживании ситуации и ведении дискуссии, в направлении ее к разрешению проблемы. Ведущий «управляет форумом» так, чтобы не дать участникам «уйти в сторону», «перескочить» к обсуждению другой проблемы. Для того, чтобы работа форума проходила организованно, виртуальной психологической службой разработаны «Правила общения участников "Е-форума"».

Принципиальное отличие «Е-форума» от форума «До 16 и старше», – не только в возрастной категории пользователей, а ещё и в том, что участники этого «Е-форума» сознательно используют его как инструмент обеспечения рефлексии относительно собственной позиции/ проблемы.

Имеется еще одна технологическая форма группового психологического Интернет-консультирования, носящая название «Группы по интересам». Список группы составляется заранее, желающие участвовать в обсуждении «записываются» в «Книге предложений». Дискуссию (как и на форуме) ведет опытный специалист. Отличие подобных групп от «Е-форума» заключается в следующем: число членов группы намного меньше (6 – 10 человек), в основном это люди, остро интересующиеся конкретной обсуждаемой проблемой. Беседа проходит в приватном информационном режиме, т.е. ― только для зарегистрированных членов данной группы. Архив информации по данной группе остается доступным только для членов данной группы. Все это социально способствует единению малой группы, - как если бы такая работа происходила в реальности.

Таким образом, существует несколько базовых технологических способов психологической помощи в Интернете. Данные технологические приемы определяются и оцениваются в зависимости от потребностей клиента. Чаще всего, клиентам Интернет-консультаций предлагаются групповое и/или индивидуальное консультирование, либо участие в соответствующем форуме, который выбирается Интернет-консультантами, как правило, в зависимости от возрастной категории клиента, в зависимости от типа клиентской проблемы и в зависимости от личностных предпочтений и запросов клиента.

На сегодняшний день, как мы выявили выше, сформировалась огромная целевая аудитория (целевая макрогруппа) клиентов, которая при появлении у неё самых разных психологических проблем будет, прежде всего, искать помощи именно «в Интернете». В этой связи, психологическое консультирование он-лайн в Интернете просто обязано иметь место, - это не мода, а общественная (социальная) необходимость.

Что же касается самих консультантов, то, хотим снова подчеркнуть, что Интернет дает психологу новые богатые возможности для самопрезентации и самоактуализации. Это значит, что его потенциальный клиент заочно может познакомиться с ним (к примеру – на его персональном сайте), узнать о нём побольше, почитать его публикации, ознакомиться с описанием случаев из его профессиональной практики, вникнуть в общий стиль и процессуальную манеру его работы, и даже посмотреть (буквально – прочитать тексты и увидеть и услышать в записи), как он решает проблемы других людей. Это позволяет потенциальному клиенту на самом деле выбирать «своего» психолога Интернет-консультанта.

Итак, когда-то, «очень давно» (а исторически – «вчера»), для того чтобы получить психологическую консультацию, к психологу нужно было (только и можно было) прийти на очный прием. Потом – появилось психологическое консультирование по телефону. Теперь – психологические Интернет-консультации в режиме он-лайн. Любой человек может задать психологу интересующий его вопрос на специальных бесплатных или платных «консультационных» web-сайтах. Но, насколько можно доверять этим советам и самой форме электронного психологического консультирования? Какие есть недостатки и достоинства у Интернет-консультирования как у технологии психологического консультирования? Именно на эти вопросы мы и отвечали в данном нашем научном исследовании.

В заключение, исходя из нашего информационного фактического анализа всех названных выше и многих других Интернет-источников, основываясь на истории становления ВПС и на современных данных о системе ВПС, мы можем привести список наиболее распространенных психологических проблем клиентов Интернет-консультаций.

Это: личные психологические проблемы; самопознание и желание разобраться в себе; трудности в общении и неуверенность в себе; одиночество; заниженная самооценка; депрессия; стрессы; тревога; панические приступы; навязчивые страхи; конфликтность и агрессия; кризис среднего возраста и другие, более ранние возрастные кризисы; затруднения при принятии важных решений; поиск работы и профориентация; сложности на работе или в собственном бизнесе; обостренное чувство вины или чувство долга; снижение веса; неразделенная любовь; потеря близкого человека; психологические травмы; семейные и сексуальные проблемы; добрачное консультирование и анализ партнерской совместимости; конфликты и отсутствие взаимопонимания в семье; измена, ревность; развод, расставание; незарегистрированный брак; повторный брак; дисгармония в интимной жизни; проблемы сексуальной ориентации; конфликты с детьми; конфликты с родителями.

Как видно, «виртуальные психологи» занимаются достаточно большим спектром проблем, который практически совпадает с тем спектром проблем, с которым работают «реальные психологи». Он-лайн психологи-консультанты помогают людям разрешать мотивационные конфликты, работают с неглубокими психологическими травмами, помогают клиентам разрешать конфликтные ситуации на работе, наладить межличностное общение и т.д.

Мы полагаем, что психологическое консультирование в Интернете представляет собой, в наше время, некую структуру или, даже, систему. Стать специалистом, представленным на профессиональном психологическом консультационном сайте, в принципе, может каждый человек, желающий помогать людям, используя безграничные информационные и технические возможности и средства Интернета, имеющий психологическое образование и опыт консультаций.

Мы не считаем, что система он-лайн консультирования может заменить очное консультирование, но система он-лайн психологического консультирования – это неоспоримое веяние века технологий и наше мнение таково, что «присутствие» доступных (!) для консультаций психологов в Интернете, на современный период как никогда необходимо, в связи с напряжёнными социальными условиями во всём мире. Возможно, кто-то, после консультирования в Интернете, решится пойти к специалисту «очно», – что практически и является одной из целей психологического консультирования в Интернете. Для этого специалисты разных психологических центров, работающие «face to face» всегда могут оставить информацию о себе и о своем центре на соответствующих профессиональных психологических консультационных web-сайтах.

Ценностью Интернет-консультирования для самих специалистов-психологов является уникальный опыт дистанционного общения, возможность понимания психологии людей без очного контакта, возможность психологической оценки клиентов на основании лишь скудных информационных данных и т.д.

Ценность психологического Интернет-консультирования для клиентов – его быстрота, доступность, конфиденциальность. Данная система отношений помогает клиентам избежать лишних затрат времени. Достаточно лишь подойти к своему персональному компьютеру и «зайти» на определённый web-сайт. Система психологических Интернет-консультаций призвана помочь людям, не имеющим возможности воспользоваться очными консультациями и/или боящимся первой в своей жизни психологической консультации. Мы не призываем пользоваться психологической Интернет-консультацией постоянно, - очные консультации, в общем и целом, как нам представляется, намного эффективней, мы лишь подчёркиваем плюсы Интернет-консультирования, понимая его объективные минусы. При большом желании клиента психолога Интернет-консультанта и при желании этого специалиста-психолога, – они могут потом «встретиться очно».

Психологическое Интернет-консультирование позволяет осуществлять интеграцию специалистов разных направлений психологии даже на одном профессиональном консультационном web-сайте, - в целях оказания быстрой, квалифицированной психологической помощи «широкому спектру» клиентов. Система психологического он-лайн Интернет-консультирования позволяет участвовать в консультационных Интернет-проектах большому количеству специалистов, возможно из разных регионов, даже из разных стран, работающих в русле различных психологических школ и течений. Клиенты имеют возможность выбрать того профессионала, который им ближе по стилю (содержанию) работы. Система психологического Интернет-консультирования открыта и доступна каждому, - как специалистам, так и клиентам. Одновременно на одном профессиональном психологическом консультационном web-сайте могут консультироваться несколько десятков людей. Система он-лайн Интернет-консультирования, в общем плане, представляет собой группу информационных и технологических программ и проектов, позволяющих, наряду со сказанным выше, организовать и закрытые, индивидуальные консультации в рамках приватных отношений клиент-специалист. Все профессиональные специалисты-консультанты проходят супервизию. Вся информация от клиентов остаётся конфиденциальной. Вопросы о форме (способе) психологических консультаций клиенты могут задавать «на форуме» («в чате»), и/или получить предварительную информацию, заполнив соответствующую информационную анкету на профессиональном консультационном web-сайте в графе «контакты».

Одно из главных преимуществ Интернета - это возможность для людей общаться между собой на очень отдалённых расстояниях, при желании, - с полной анонимностью. Причем, благодаря возможностям Интернета, это общение может проходить и в режиме реального времени – on-line, а не только в режиме off-line, – «пошагово», в форме электронных писем-вопросов и электронных писем-ответов. Ценность для клиентов возможности общения с консультантом на дистанции, но в реальном времени, «здесь и теперь», «здесь и сейчас», on-line – трудно переоценить. Если не углубляться в технические тонкости того, как это происходит, то факт налицо, - любой человек сел за компьютер, зашел в «мировую информационную паутину» и общается с «кем хочет» и «как хочет», - получает (в том числе бесплатно!) любые психологические консультации и т.д. и пр. и т.п.

Психологические проблемы «присутствуют» у всех людей, - у кого-то – «больше», у кого-то – «меньше». Но не всегда у человека есть возможность обратиться к хорошему специалисту-психологу. Даже если такая возможность имеется, то человек просто зачастую не знает, как найти хорошего психолога и что это вообще на самом деле такое – «психологическое консультирование». Тем более, у многих людей существуют опасения, что если близкие или знакомые узнают, что «у тебя есть какие-то проблемы», «ты, оказывается, ходишь к психологу», то отнесутся к этому с подозрением. Например, мужчины часто не решаются идти к психологу, потому что расценивают это как признак слабости. Даже близкие люди, не говоря уже о коллегах по работе, – не всегда поддерживают человека, решившегося на психологическое консультирование.

В нашей стране культура обращения на очные консультации к психологу недостаточно пока сформирована. Тогда, на помощь приходит психологическое Интернет-консультирование. Человек может получить консультации психолога анонимно: никто не будет знать его фамилию, имя, отчество, он может придумать себе псевдоним, скрыть («изменить») свой пол, возраст, профессию и пр.

Может быть, человек обижен на родителей, которые назвали его не тем, как ему кажется именем, - например, он хотел бы быть Сережей, а его назвали Пашей. Общаясь «интерактивно» с психологом, такой человек может «быть Сережей», а «может быть и Пашей». Как ему заблагорассудится. Человек (клиент) может смело «говорить» о своих трудностях, проблемах, фантазиях, которые кажутся окружающим его в реальном мире людям сумасшедшими, - поэтому он ни с кем ими не делится. Но все это мучает его, не давая покоя. «По жизни» он ходит, улыбаясь, «задрав нос», - с виду успешный, счастливый человек, - а в глубине души он полностью несчастлив, либо всё-таки счастлив, но как-то «наполовину». При этом, он не решается кому-либо и своего микросоциума сказать о своих психологических проблемах, активно покупает книжки по популярной психологии из серии «Сам себе психолог», начинает их читать, даже пытается что-то делать, чему-то следовать. Но далеко не всегда это, к сожалению, помогает.

Основываясь на своем личном и профессиональном опыте, мы можем сказать, что без помощи специалиста, человеку «разобрать» свои проблемы очень сложно, и он ходит «как заговоренный» по одному и тому же кругу. На это «хождение» («самокопание» и т.п.) у такого «проблемного» человека уходит очень много времени, которое он мог бы посвятить намного более интересным и продуктивным для себя вещам.

И действительно! Если у человека болит зуб, - он же (в подавляющем большинстве случаев) не пытается сам его лечить, к тому же покупая при этом книги по практической стоматологии. Человек, как правило, не пытается решать юридические вопросы без консультации юриста, - иначе это может привести к плачевным последствиям. Если мы говорим о душе человека, - то это намного более тонкая материя, это не зуб и, даже, не подача иска в суд.

Душа человека - это смысл жизни, страх смерти, удовлетворенность/неудовлетворенность жизнью, мучащая ревность, предательство, чувство вины и/или стыда, неразделенная или (это тоже может быть психологической проблемой) разделенная любовь, утрата близких... Такие проблемы «с наскока» или «в одиночку» не решаются. Они составляют сущность жизни человека. Поэтому, когда человек перестает «убегать» и/или «прятаться» от своих проблем, он «останавливается» и понимает, - «что-то не так». Таким образом, если человек хочет решить свои психологические проблемы быстрее и качественнее, - то ему целесообразно обратиться к профессиональному психологу-консультанту.

В ходе Интернет-консультирования, так же как и в процессе классического психологического консультирования, психолог помогает человеку (клиенту) разобраться в его психологических проблемах (вопросах).

Минусы заочного (в нашем случае – «виртуального») консультирования очевидны, и, надеемся, достаточно подробно были рассмотрены нами выше (так же как были подвергнуты конструктивному анализу многими другими исследователями). Здесь же нам хотелось бы снова обратить внимание на, наверное, самое большое преимущество психологического Интернет-консультирования перед классическим («лицом к лицу») психологическим консультированием. Это анонимность. К тому же, все мы знаем «очистительную роль исповеди». Может быть, у человека (как уже было сказано) есть какие-то «страшные тайны», которые мучают его, и он боится поделиться ими с кем-либо «в реальной жизни». Тут на помощь ему может прийти Интернет-психолог.

Может быть, формата Интернет-консультирования будет достаточно, чтобы разрешить проблемы человека (клиента), если нет, - тогда Интернет-психолог сможет ему подсказать, к кому следует обратиться на очную консультацию. Конечно же, Интернет-консультирование не способно разрешить довольно многие психологические проблемы клиентов, - у него, как у любой заочной (дистанционной) формы психологического консультирования, есть существенные ограничения. Об этих объективных минусах недостатках психологического Интернет-консультирования мы подробно рассказывали в нашем научном исследовании. Здесь же, мы хотим снова подчеркнуть детально проанализированный нами в нашем исследовании качественный плюс психологического Интернет-консультирования, имеющее обратную сторону основное преимущество Интернет-консультирования – его полнейшую анонимность. А именно: психолог-консультант в ходе on-line и в процессе off-line общения не может, как правило, физически видеть клиента, не в состоянии «считывать» его невербальные реакции. К тому же, клиент может сознательно обманывать психолога, «предоставляя» ему заведомо ложную информацию о себе, которую консультант, опять же, не в силах проверить из-за дистантной формы взаимодействия с клиентом.

Итак, мы всесторонне проанализировали Интернет-консультирование в качестве новой технологии психологического консультирования.

  1. Например, в консультативном чате, «где», как правило, и осуществляется психологическое Интернет-консультирование.
  2. Специфика психологического Интернет-консультирования еще и в том, что оно географически огромно.
  3. Причем, вопросы конкретного клиента всегда «идут» именно под его конкретным «инком» («ником»).
  4. Кавычки условны, так как для этих лиц, в большинстве случаев, виртуальная реальность не менее реальна, чем «буквальное», материальное их окружение в физической реальности.
  5. «Интеракция» - обмен участников коммуникации какими-либо действиями. Пример, - интерактивное телевизионное шоу, в процессе которого осуществляется активное взаимодействие между всеми его участниками и телезрителями, могущими одним телефонным звонком изменить течение всего действия.
  6. Описываем именно содержательные стороны изучаемого явления, так как, его «материальные» аспекты, например, дешевизна, тоже являющаяся специфической особенностью «электронных» консультаций, представляются нам не содержательными условиями, а, в данном примере, финансовым фактором.
  7. Кавычки условны, так как в этом процессе имеются две базовые стороны общения, понимаемого в качестве деятельности (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, А.И. Донцов), - коммуникация и интеракция.
  8. Здесь понятие «парадигма» приведено в его классическом значении, - «путь развития».
  9. Социальная перцепция – восприятие и понимание партнера по общению.
  10. Ялом И. Дар психотерапии / Пер. с англ. Ф. Прокофьева. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  11. Ялом И. Лжец на кушетке / Пер. с англ. М. Будыниной. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.
  12. Эти информационные данные озвучены известным деятелем в области Интернет-технологий Биллом Гейтсом в его докладе, сделанном им на международной конференции в области сотрудничества в сфере высоких технологий, прошедшей в Москве в ноябре 2006-го года.
  13. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). Издание второе, переработанное и дополненное. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет. Центр прикладной психологии, 1996.
  14. Название в честь Ezra Cornell, – основателя Университета в Итака, Нью-Йорк, University in Ithaca, NY.
  15. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). Издание второе, переработанное и дополненное. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет. Центр прикладной психологии, 1996.
  16. Там же.
  17. Группа он-лайн психологической поддержки лицам, страдающим от депрессии.
  18. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). Издание второе, переработанное и дополненное. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет. Центр прикладной психологии, 1996.
  19. Там же.
  20. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). Издание второе, переработанное и дополненное. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет. Центр прикладной психологии, 1996.
  21. Рубцов В.В., Лебедева С.В. Виртуальная психологическая служба // Психологическая наука и образование. 2002. №1.
  22. Там же.
  23. Рубцов В.В., Лебедева С.В. Виртуальная психологическая служба // Психологическая наука и образование. 2002. №1.
  24. Там же.
  25. Рубцов В.В., Лебедева С.В. Виртуальная психологическая служба // Психологическая наука и образование. 2002. №1.
  26. Рубцов В.В., Лебедева С.В. Виртуальная психологическая служба // Психологическая наука и образование. 2002. №1.
  27. Там же.
  28. Содержательные особенности были подвергнуты анализу выше. Хотя, безусловно, содержание процесса и формы его проведения (осуществления), в данном случае, жестко взаимосвязаны и будут интегрировано рассматриваться и дальше.
  29. Научно-техническая революция, научно-технический прогресс.
  30. Данные приведены Биллом Гейтсом на международной конференции в области сотрудничества в сфере высоких технологий, прошедшей в Москве в ноябре 2006-го года.
  31. Где, по своему желанию, клиент может быть анонимом («выступать» под т.н. «инком», «ником»), что, в подавляющем большинстве случаев, и происходит.
  32. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., МГУ, 1979.
  33. Интернет-пользователи имеют привычку интересоваться мнением других пользователей по интересующим их вопросам (на специальных тематических форумах и чатах). Поэтому, любая услуга, предлагаемая в Интернете (так же как и вне его), нуждается в определенной рекламной известности.
  34. Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи: Альфред Адлер, Карен Хорни, Карл Густав Юнг, Роберто Ассаджиоли: Учебное пособие. - М.: "Ось-89", 2004.
  35. Рубцов В.В., Лебедева С.В. Виртуальная психологическая служба // Психологическая наука и образование. 2002. №1.
  36. Рубцов В.В., Лебедева С.В. Виртуальная психологическая служба // Психологическая наука и образование. 2002. №1.
  37. Там же.
  38. Рубцов В.В., Лебедева С.В. Виртуальная психологическая служба // Психологическая наука и образование. 2002. №1.
  39. Данный вероятностный прогноз прироста детской аудитории пользователей Интернет в России, сделан Биллом Гейтсом в ходе международной конференции в области сотрудничества в сфере высоких технологий, прошедшей в Москве в ноябре 2006-го года.
  40. Донцов А.И. Психология коллектива. М., МГУ, 1984.
  41. Рубцов В.В., Лебедева С.В. Виртуальная психологическая служба // Психологическая наука и образование. 2002. №1.
  42. Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи: Альфред Адлер, Карен Хорни, Карл Густав Юнг, Роберто Ассаджиоли: Учебное пособие. - М.: "Ось-89", 2004.
  43. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., МГУ, 1979.
  44. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: "Ось-89", 2005.