Исследование удовлетворённости жизнью у студентов

№121-1,

психологические науки

В статье представлены результаты исследования удовлетворённости жизнью у студентов в зависимости от возраста и уровня подготовки.

Похожие материалы

Студенческий период является ключевым в жизни человека с точки зрения его личностного и профессионального становления, поскольку именно в этот период происходит формирование профессиональной направленности и идентичности, планирование своего будущего, развитие определенного мировоззрения, жизненных установок и ценностей, выработка своей жизненной позиции. Ведь процесс становления человека как профессионала и прежде всего, как личности, происходит через осмысление своей жизни. Каждый человек на основе сложившихся у него представлений о смысле жизни из всего многообразия образцов поведения выбирает те, которые считает правильными и наиболее соответствующими его ценностям.

Стоит отметить, что в период студенчества происходит формирование и всё более яркая выраженность удовлетворённостью жизнью.

Удовлетворённость жизнью являются актуальной проблемой и требуют теоретической и методологической разработки. Во многих современных психологических исследованиях совершаются попытки обнаружить зависимость удовлетворённостью жизнью от индивидуально-типологических свойств человека, возрастных и половых особенностей, от уровня образования, профессиональной направленности и т.д.

Однако, несмотря на множество исследований, посвященных проблеме удовлетворённости жизнью, где учитываются различные средовые и социально-психологические условия, недостаточно исследована их взаимосвязь с таким психологическим феноменом, как перфекционизм.

Современные исследователи придают особое значение раскрытию психологических закономерностей стремления к совершенству среди студенчества. Как уже упоминалось ранее, время обучения в вузе совпадает с юношеским возрастным этапом. Психологическими особенностями этого периода являются переход к самостоятельной жизни и становление человека как субъекта собственного развития. Эти возрастные закономерности определяют актуальность эмпирических исследований стремления студентов к совершенству. Но не только в период юношества люди становятся студентами. В современном мире всё чаще люди зрелого возраста вновь становятся студентами. Это решение принимается осознанно, желанно, без оглядок и одобрений с чье-либо стороны.

По мнению исследователей, перфекционисты склонны устанавливать для себя крайне высокие стандарты и испытывать негативные переживания и разочарование в случае недостижения этих стандартов. Перфекционизм мешает им адекватно оценивать ситуацию, заводить дружеские отношения с другими людьми, наслаждаться процессом, заставляет их ощущать недовольство собой и своими результатами. С другой стороны, многими авторами отмечается положительный эффект перфекционизма, который проявляется в положительном взгляде на жизнь, большем усердии и целеустремленности, высокой активности и мотивации на пути к достижению цели[2].

Учитывая вышесказанное целью нашего исследования является изучение удовлетворенности жизнью у студентов. Объект нашего исследования — субъективное благополучие личности. Предмет исследования — особенности удовлетворённости жизнью у студентов в зависимости от возраста.

В данной работе были выдвинуты следующие гипотезы: существуют специфические особенности удовлетворённостью жизнью в зависимости от возраста студентов и уровня подготовки, а также существует определенная взаимосвязь между перфекционизмом и удовлетворённостью жизнью у студентов.

Анализ психологической литературы по проблеме исследования перфекционизма показал, что перфекционизм является сложным и неоднозначно интерпретируемым феноменом, под которым понимают предъявление требований к себе более высокого качества выполнения деятельности, чем того требуют ситуации [2], наличие нереалистичных стандартов и важность соответствия им [3], завышенные стандарты деятельности, притязания, требования к другим [4] интегративное личностное образование с личностным, когнитивно-деятельностным, социальным компонентами [6].

Что же касается психологического субъективного благополучия, то в последние десятилетия проблема субъективного благополучия все чаще становится предметом исследования психологов. Психологи дают различные определения данному феномену, но, в целом, можно сделать вывод о том, субъективное благополучие личности — это интегральное социально-психологическое образование, включающее оценку и отношение человека к своей жизни и самому себе и несущее в себе активное начало[5].

Так же мы внимательно изучили факторы, оказывающие влияние на удовлетворённость жизнью. Как и в отношении понятий «перфекционизм» и «субъективное благополучие», в научной психологии невозможно встретить единое и точное определение термина «удовлетворенность жизнью», поскольку данное понятие достаточно широко. Но проанализировав теоретическую часть в вопросе удовлетворённости жизнью и факторов, оказывающих на неё влияние, нам более всего импонирует теория М. Аргайла о том, что факторами, влияющими на удовлетворённость жизнью, является наличие близких социальных связей, удовлетворенность работой, здоровье, наличие свободного времени для досуга, личностные качества, положительные эмоции. Менее значимыми являются материальное обеспечение и факторы, не влияющие на удовлетворенность жизнью, к которым относятся возраст и пол[1].

Что же касается особенностей перфекционизма и удовлетворённости жизнью студентов, то здесь мы рассмотрели их через призму нашего исследования. Мы проанализировали возможную разницу между студентами в зависимости от их возраста и уровня подготовки.

Эмпирическая база исследования

В исследовании приняло участие 92 студента мужского и женского пола, в возрасте от 18 до 40 лет, которые нами были разделены на следующие возрастные группы: 18 — 20 лет (53 человека), 20 — 30 лет (27 человек), 30 — 40 лет (12 человек), из них68 студентов уровня подготовки «Бакалавриат» и 24 студента уровня подготовки «Магистратура».

Наше исследование проводилось в несколько этапов: для диагностики перфекционизма личности был использован «Дифференциальный тест перфекционизма» А.А. Золотарёвой»;для диагностики удовлетворенности жизнью были использованы тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ) (адаптация Н.В. Паниной) и методика Г.Н. Казанцевой «Диагностика общей самооценки личности». Затем мы определяем существуют ли специфические особенности перфекционизма и удовлетворённостью жизнью в зависимости от возраста студентов и уровня подготовки. Далее мы определяем есть ли взаимосвязь между перфекционизмом и компонентами удовлетворенности жизнью у студентов в зависимости от возраста и уровня подготовки.

Проведенное нами исследование уровня перфекционизма с использованием методики Золотаревой А.А. позволило установить следующие результаты. Мы сравнили между собой все три возрастные группы по уровню перфекционизма и выявили, что статистически значимых и достоверных различий по показателям «нормальный перфекционизм» и «патологический перфекционизм» у групп нет.

Затем мы разделили испытуемых на группы по уровню подготовки — «Бакалавриат» и «Магистратура». С помощью статистической обработки результатов мы выявили значимое и достоверное различие по показателю «нормальный перфекционизм» у студентов-бакалавров и студентов-магистрантов (0,005). Анализ средних значений и рангов, позволяет нам утверждать, что у студентов-магистрантов уровень нормального перфекционизма выше уровня нормального перфекционизма студентов-бакалавров. Это говорит о том, что студенты-магистранты стремятся к самосовершенствованию и адекватно оценивают свои силы на этом пути.

Следующим этапов было исследование удовлетворённости жизнью. Мы использовали методику «Индекс жизненной удовлетворенности» (адаптация Н.В. Паниной), которая позволила установить, что большинство испытуемых имеют высокий уровень самооценки (33,1). Затем мы сравнили все возрастные группы между собой и выявили статистически значимое различие у групп 1 (18-20) и 3 (30-40) по таким компонентам удовлетворенности жизнью как «согласованность между поставленными и достигнутыми целями» (0,02) и «положительная оценка себя и собственных поступков» (0,00). Студенты возрастной группы № 3 (30 в большей степени убеждены, что достигнут или способны достигнуть поставленные перед собой цели. Так же студенты этой группы имеют более высокую самооценку. У возрастных групп 2 (20-30) и 3 (30-40) так же были выявлены различия по таким показателям как «последовательность в достижении целей» (0,03) и «положительная оценка себя и собственных поступков» (0,00). Высокие показатели по шкале «последовательность в достижении целей» отражают такие особенности отношения к жизни, как решительность, стойкость, направленные на достижение целей, которые, по всей видимости, не проявляют в полной мере студенты в возрасте 20 — 30 лет, а так же, не обладают достаточно адекватной самооценкой в отличии от студентов 30 — 40 лет.

Далее, сравнив, две группы по уровню подготовки было выявлено статистическое различие по такому показателю удовлетворенности жизнью как «положительная оценка себя и собственных поступков» (0,003). Таким образом студентам-магистрантам свойственна более высокая оценка своих внешних и внутренних качеств, их уровень самооценки значительно выше чем у студентов бакалавриата. Обучающиеся в магистратуре чётче и яснее осознают: что, как и для чего делают. Какие преследуют цели и каких хотят добиться результатов в итоге.

В рамках исследования удовлетворённости жизнью мы исследовали и оценили уровень самооценки студентов. Мы считаем, что удовлетворенность жизнью и самооценка взаимосвязанные категории, одно влияет на другое и наоборот.Методика Г.Н. Казанцевой «Диагностика общей самооценки личности» помогает нам измерить и описать уровни самооценки: высокий, адекватный и низкий. Мы получили следующие средние показатели.

Таблица 1. Средние показатели уровня самооценки студентов в зависимости от возраста

возраст

низкий уровень

адекватный уровень

высокий уровень

18-20

-6,1

1,5

5,3

20-30

-5,8

1,3

5,5

30-40

0

3

5,6

Далее мы сравнили возрастные группы между собой по уровню самооценки для того, чтобы выявить статистически значимые различия и получили следующие результаты.

Таблица 2. Результаты сравнения возрастных групп между собой по уровню самооценки

Самооценка личности

гр. № 1 (18-20) и гр. № 3 (30-40)

гр. № 2 (20-30) и гр. № 3 (30-40)

гр. № 1 (18-20) и гр. № 2 (20-30)

Значение критерия

113,5

86,5

616,0

Уровень значимости различий

0,001

0,02

0,309

Таким образом, мы выяснили, что статистически значимые различия по уровню самооценки есть между группами № 1 и № 3 (при р=0,001) и между группой № 2 и № 3 (при р=0,02). В связи с этим можно сделать вывод о том, что люди более старшего возраста, имея адекватную или высокую самооценку реалистично оценивают свои возможности и умения в контексте требований ситуации, реальной картины происходящего и ожиданий других людей.

Что касается испытуемых по уровню подготовки, то проведя статистическую обработку полученных данных мы выявили статистически значимые различия и у них (0,02). Студенты, обучающие в магистратуре, имеют более высокий уровень самооценки в отличие от студентов бакалавриата, что свидетельствуют о том, что они уверены в себе, правильно реагируют на замечания других и редко сомневаются в необходимости своих действий.

Проанализировав существует ли взаимосвязь между уровнем перфекционизма и удовлетворённостью жизнью у студентов, мы получили следующие результаты.

Таблица 3. Статистическая значимость взаимосвязи перфекционизма и удовлетворённости жизнью у студентов в зависимости от возраста

18 — 20 лет

интерес к жизни

последовательность в достижении целей

согласованность между поставленными и достигнутыми целями

положительная оценка себя и собственных поступков

общий фон настроения

НП

ПП

НП

ПП

НП

ПП

НП

ПП

НП

ПП

значения критерия

0,537

-0,497**

0,333*

-0,352**

0,347*

-0,304*

0,428**

-0,411**

0,503**

-0,468**

уровень значимости различий

0,00

0,00

0,01

0,01

0,01

0,03

0,001

0,002

0,00

0,00

20 — 30 лет

значения критерия

0,238

0,08

0,249

-0,621**

0,186

-0,64**

0,280

-0,052

0,485*

-0,426

уровень значимости различий

0,23

0,7

0,21

0,001

0,35

0,00

0,15

0,796

0,01

0,03

30 — 40 лет

значения критерия

0,705

0,018

0,866**

-0,264

-0,687*

-0,352

0,121

0,179

0,647*

-0,273

уровень значимости различий

0,01

0,95

0,00

0,41

0,01

0,26

0,71

0,57

0,02

0,4

Таким образом, мы видим, что для студентов 18 — 20 лет характерна прямая зависимость между перфекционизмом и удовлетворённостью жизнью по всем компонентам.

У возрастной группы 20 — 30 лет выявлена взаимосвязь патологического перфекционизма и такого компонента удовлетворённости жизнью как «последовательность в достижении целей». Здесь стоит сказать о том, что желание достичь целей связано с тем, что, по их мнению, идеал может и должен быть достигнут, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. Так же в этой группе есть взаимосвязь патологического перфекционизма с компонентом «согласованность между поставленными и достигнутыми целями», что говорит о способности достижения своих целей любыми путями и средствами. Взаимосвязь между перфекционизмом и компонентом «общий фон настроения» указывает на общее состояние человек, уровень оптимизма, уровень удовольствия, получаемого от жизни.

Возрастная группа 30 — 40 лет ярко нам демонстрирует, что на компоненты удовлетворённости жизнь «интерес к жизни», «последовательность в достижении целей», «согласованность между поставленными и достигнутыми целями», «положительная оценка себя и собственных поступков», «общий фон настроения» оказывает влияние нормальный перфекционизм. А на такой компонент как «положительная оценка себя и собственных поступков» вообще нет взаимосвязи с перфекционизмом. Тут можно сказать о самодостаточности и положительной оценке своих внешних и внутренних качеств, которые, в большинстве случаев, человек приобретает с взрослением.

Таблица 4. Статистическая значимость взаимосвязи перфекционизма и удовлетворённости жизнью у студентов в зависимости от уровня подготовки

Магистратура

интерес к жизни

последовательность в достижении целей

согласованность между поставленными и достигнутыми целями

положительная оценка себя и собственных поступков

общий фон настроения

НП

ПП

НП

ПП

НП

ПП

НП

ПП

НП

ПП

значения критерия

0,367

0,225

0,233

-0,228

-0,163

-0,690

-0,287

-0,298

0,711**

-0,159

уровень значимости различий

0,08

0,29

0,27

0,28

0,45

0,00

0,2

0,16

0,00

0,46

Бакалавриат

значения критерия

0,421*

-0,418**

0,374

-0,412**

0,340

-0,393**

0,343**

-0,375

0,453**

-0,446**

уровень значимости различий

0,00

0,00

0,002

0,00

0,005

0,001

0,004

0,002

0,00

0,00

Из данных, полученных после проведения статистического анализа для выявления взаимосвязи между перфекционизмом и удовлетворенностью жизнью у студентов по уровню подготовки, мы видим, что у студентов магистратуры есть взаимосвязь перфекционизма с таким компонентами как «согласованность между поставленными и достигнутыми целями» и «общий фон настроения». Стоит так же отметить, что в исследуемой группе есть респонденты в возрасте от 20 до 30 лет, что, возможно, и повлияло на показатель «согласованность между поставленными и достигнутыми целями», т.к. именно по этому показателю есть взаимосвязь у этой возрастной группы в статистическом анализе по возрасту.

Что касается группы «Бакалавриат», то мы видим, что по всем компонентам выявлена взаимосвязь между перфекционизмом и удовлетворённостью жизнью. Это может говорить, о том, что для студентов, только окончивших школу и получающих своё первое образование, студенческий возраст характеризуется утверждением самостоятельности и независимости личности, но всё еще попытками доказать родителям, сверстникам и себе, что может давать высокие показатели работоспособности, проявлять эффективность в решении деловых проблем, самостоятельно и независимо принимать решения. На деле же мы видим, студенту-перфекционисту характерно наличие внутренних противоречий. В состоянии общей неуверенности в себе и внутренней зависимости от общественной оценки студент-перфекционист старается внешне демонстрировать личностное благополучие — силы личности, стремление к независимости, доминированию и свободе.

Анализ эмпирических исследований, посвященных изучению перфекционизма, его компонентов, а также удовлетворённости жизнью и её факторов позволил нам выдвинуть предположения о взаимосвязи этих двух категорий.

Результаты корреляционного анализа подтвердили выдвинутую нами гипотезу о взаимосвязи составляющих перфекционизма с компонентами удовлетворённости жизнью. Мы разделили всех наших испытуемых на группы по возрастному признаку и на группы по уровню подготовки. Нам хотелось выяснить влияет ли на перфекционизм удовлетворённость жизнью и как это зависит от возраста и от уровня подготовки.

Студенты, которые только окончили школу, характеризуются утверждением самостоятельности и независимости личности, формированием собственных мировоззренческих позиций, выработкой ценностных ориентацией, и устремленностью в будущее. Несмотря на всё это они всё ещё могут быть не уверены в себе, оглядываться на одобрение со стороны родителей, сверстников, педагогов. Быть, по их мнению, перфекционистами, а на деле иметь низкую самооценку, внутренние противоречия и неудовлетворенность в жизни.

Что касается студентов более зрелого возраста, студентов, получающих не первое высшее образование, то это люди, которые проживают жизнь для себя, без попыток кому-то что-то доказать. Их обучение в ВУЗе направлено на реализацию своих потребностей, на развитие, на воплощение в жизнь своих задумок. Их уровень нормального перфекционизма всегда выше чем у их юных коллег, а уровень патологического перфекционизма всегда ниже младшей возрастной группы.

В связи с этим стоит вопрос о том, что нужно подробнее изучать данный феномен, обратить внимание на исследование перфекционизма вместе с факторами удовлетворённости жизнью и субъективного благополучия. Устранение противоречий и восполнение существующих пробелов является самостоятельной научной задачей, решение которой предполагает всестороннее изучение структуры данного феномена и разработка инструментов для его диагностики.

Список литературы

  1. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. / Общ. ред. М. В. Кларина. — М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
  2. Гаранян Н.Г. Типологический подход к изучению перфекционизма // Вопросы психологии. 2009. № 6. С. 52-60
  3. Демина А.А. Психологический формат изучения проблемы перфекционизма [Электронный ресурс] / А.А. Демина // Журнал SCI-ARTICLE.RU. — 2014. — № 6. — Режим доступа: http://sci-article.ru (дата обращения 1.05.2017).
  4. Золотарева, А.А. Перфекционизм и саморегуляция / А.А. Золотарева // Материалы IV Международной конференции молодых ученых «Психология — наука будущего» 17-18 ноября 2011 г., Москва / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014.
  5. Лучшева В.В., Кашенкова О.В. Оценки качества жизни и уровня удовлетворенности жизнью // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2018. — № 3 (109). — С. 21-28.
  6. Оплетина И.А., Шульга О.В. Удовлетворенность жизнью и оценка субъективного благополучия // В сборнике: Векторы психологической безопасности современного общества: доверие и субъективное благополучие. — 2016. — С. 64-66.
  7. Рахимгараева Р.М. Психологические факторы удовлетворенности жизнью. Казанский педагогический журнал. Издательство: Институт педагогики психологии и социальных проблем (Казань)