Современное состояние и перспективы развития спортивных комплексов в свердловской области

№66-1,

экономические науки

В данной статье проведен анализ показателей данных статистической отчетности за последние три года, приведены аспекты современного состояния и перспективы развития спортивных комплексов в Свердловской области.

Похожие материалы

Физическая культура и спорт это одно из самых значимых направлений развития в Свердловской области и в России в целом. В современных условиях жизни нашего общества физическая культура выступает как национальная программа здоровья народа, а массовое развитие физической культуры и спорта, представляет собой основу государственной политики в формировании и осуществлении здорового образа жизни населения России.

Физическая культура и спорт являются одним из главных резервов общества и власти в решении первоочередных задач, стоящих перед Россией сегодня и направленных на объединение российского народа, а так же на совершенствование и развитие человека, его нормальной жизнедеятельности и улучшением качества жизни.

Для успешного развития и дальнейшего функционирования физической культуры и спорта в нашей стране необходима постройка материально-технической базы, основу которой составляют спортивные сооружения.

За последние годы количество спортивных комплексов в нашей стране значительно возросло. Одна из причин — это проведения зимних олимпийских игр в 2014 году. Тем не менее, эти улучшения не значительно затронули среднестатистических жителей, которые порой вообще не имеют возможностей для занятия спортом, ввиду того, что большинство спортивных объектов и многофункциональных комплексов предназначены для тренировки профессиональных спортсменов.

Для представления современного состояния и перспектив развития спортивных комплексов в Свердловской области сделаем микроанализ данных статистических отчетов за 2014, 2015 и 2016 год, которые размещены на сайте Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области [3].

Таблица 1. Кадры

Год

Всего штатных работников физической культуры (человек)

2014

11473

2015

11483

2016

12122

Анализируя первый раздел статистического отчета «Кадры» за 2014-2016 годы можно наблюдать рост штатных работников в учреждениях физической культуры. По сравнению с 2014 годом количество штатных единиц увеличилось на 5,7%. Этот фактор говорит о положительной динамике развития физической культуры и спорта, привлечении в учреждения спорта новых молодых кадров.

Таблица 2. Физкультурно-оздоровительная работа

Год

Всего учреждений, предприятий, объединений, организаций (единиц)

2014

4895

2015

4909

2016

4759

Если рассмотреть второй раздел «Физкультурно-оздоровительная работа», то можно отметить сокращение с 2014 года по 2016 год учреждений, предприятий, объединений и организаций, занимающихся физкультурно-оздоровительной работой на 136 единиц.

Причиной тому может быть закрытие спортивных комплексов и объектов ввиду экономической нецелесообразности. Многие предприятия и организации отказываются от содержания спортивных и физкультурно-оздоровительных объектов, сокращают ставки инструкторов физической культуры. Многие спортивные объекты используются не по назначению.

Таблица 3. Спортивные сооружения.

Год

Всего спортивных сооружений

В том числе по форме собственности

Введены в эксплуатацию в отчетный период

Федеральной

Субъектов

Муниципальной

Другой

2014

8565

376

480

6945

764

111

2015

8694

373

470

7047

804

104

2016

8594

355

436

7040

763

72

Так, из раздела 3 «Спортивные сооружения» видно, что в 2014 году было введено в эксплуатации на 39 объектов больше, чем в 2016 году. Основная причина, это дефицит бюджетных средств, выделяемых на строительство и реконструкцию спортивных сооружений и комплексов. Размер и динамику финансирования можно проанализировать по данным раздела 4 «Финансирование физической культуры и спорта».

Таблица 4. Финансирование физической культуры и спорта

Фактически выделено бюджетных средств

Год

Из федерального бюджета

Из областного бюджета

Из муниципального бюджета

2014

386 852,7

4 390 178,7

4 224 589,8

2015

213 207,8

1 690 293,7

4 686 084,3

2016

175 366,0

1 891 774,2

4 012 933,4

За последний год, основным источником финансирования являются средства муниципальных бюджетов, так их доля в средствах консолидированного бюджета составляют 66%, доля областного бюджета 31%, доля средств федерального бюджета 3%.

По сравнению с 2014 года, средства областного бюджета в 2016 году сократились на 57%.

Доля средств на строительство и реконструкцию спортсооружений в общем финансировании, а также капитальный ремонт составляет всего 12%.

Таким образом, исходя из данных статистических отчетов за 2014, 2015 и 2016 год Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области, можно выделить главный фактор регресса развития физической культуры и спорта — отсутствие достаточного выделения средств из федерального бюджета, сокращение средств областного бюджета. Не достаточно средств направлено на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт спортивных комплексов.

Таблица 5. Основные показатели за 2014-2016 годы.

Год

2014

2015

2016

Фактически выделено бюджетных средств, все источники

9 001 621,2

6 589 585,8

6 080 073,6

В том числе:

Проведение спортивных мероприятий

968 375,6

456 159,2

852 191,5

Приобретение спортивного оборудования и инвентаря

628 397,7

286 542,8

189 055,0

Капитальный ремонт сооружений

126 497,0

141 956,3

149 421,1

Инвестиции на реконструкцию и строительство спортивных сооружений

820 162,3

543 901,6

583 546,9

Заработная плата работников физической культуры

3 808 530,1

3 560 399,4

3 214 750,5

На содержание спортивных сооружений

495 446,6

886 037,8

531 698,0

Другое

2 190 211,9

714 588,7

559 410,6

Из таблицы видно, что за три года финансирование физической культуры и спорта, в общем уменьшилось. Так в 2016 году из средств консолидированного бюджета было выделено на 32,5% меньше денежных средств, чем в 2014 году. Финансирование спортивных мероприятий уменьшилось на 12%, приобретение спортивного оборудования на 70%, реконструкция и строительство спортсооружений на 29%.

Тем не менее в настоящее время правительство настроено к совершенствованию и обновлению спортивных комплексов в России, а так же в Свердловской области. Ведь именно благодаря развитию массового спорта и физической культуры Россия сможет вырастить и воспитать здоровое население. Массовый спорт выполняет развивающие, воспитательные, патриотические, коммуникативные функции, объединяет и координирует индивидов и социальные группы, развивает нацию.

За 2014-2015 год в Свердловской области были введены в эксплуатацию такие спортивные объекты как: лыжные базы в городе Сысерть, Реж, Первоуральск, р.п. Арти, п. Ребристый, открыты плоскостные спортивные площадки в р.п. Малышева, г. Ирбит, р.п. Ачит. Произошла реконструкция стадиона «Уралмаш» в г. Екатеринбург, а также здания ГБОУ ДОД СО ДЮСШ по хоккею «Спартаковец» в г. Екатеринбург. В 2016 году уже были введены в эксплуатацию следующие объекты: спортивное ядро стадиона «Ураласбест» в Асбесте, физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК) с ледовой ареной на стадионе «Металлург» в Серове, ФОК в Нижнем Тагиле, хоккейный корт «Синие камни» в Екатеринбурге, ФОК с плавательным бассейном в Красноуфимске, ледовая спортивная арена «Неоплан» в Екатеринбурге [1].

29 октября в 2013 году Правительством Свердловской области подписано постановление №1332-пп «Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года" [2].

Благодаря этой программе мы можем судить о дальнейших перспективах развития физической культуры и спорта в Свердловской области. Главной целью этого документа является: развитие и реализация потенциала молодежи в интересах Российской федерации и Свердловской области.

В перспективе в Свердловской области планируется реализация следующих крупномасштабных спортивных проектов:

  • строительство теннисной академии имени первого Президента России Б.Н. Ельцина;
  • реконструкция стадиона в городе Екатеринбурге к проведению мероприятий чемпионата мира по футболу 2018 года;
  • реконструкция стадиона "Уралмаш";
  • строительство физкультурно-спортивного центра по волейболу им. Н.В. Карполя в городе Екатеринбурге;
  • строительство легкоатлетического манежа в городе Екатеринбурге; строительство уральской шахматной академии;
  • строительство биатлонного и лыжного стадионов Центра зимних видов спорта;
  • строительство Центра адаптивного спорта "Родник".

Список литературы

  1. Информационно-аналитический портал: http://ekaterinburg.bezformata.ru/listnews/sverdlovskoj-oblasti-postroeno-10-obektov/52622357/
  2. Министерство Физической культуры, спорта, и молодежной политики Свердловской области. Постановление правительства Свердловской области от 29 октября 2013 г. N 1332-ПП: http://minsport.midural.ru/tmp_file/file_54dd8287ad6aa.pdf
  3. Министерство Физической культуры, спорта, и молодежной политики Свердловской области. Статистические отчеты: http://minsport.midural.ru/index.php/fiz_stat/45