Определение оптимальной структуры капитала корпорации на примере ПАО «Транснефть»

NovaInfo 66, с.156-159, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается структура капитала ПАО "Транснефть". Определяется оптимальное значение структуры капитала для компании методом минимизации средневзвешенной стоимости капитала (WACC), а также анализируется значение эффекта финансового рычага компании.

Ключевые слова

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА, ЭФФЕКТ ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА, ПАО "ТРАНСНЕФТЬ", ОПТИМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАПИТАЛА, СРЕДНЕВЗВЕШЕННАЯ СТОИМОСТЬ КАПИТАЛА

Текст научной работы

В теории корпоративных финансов под капиталом понимаются средства, вложенные в формирование активов предприятия, необходимых для осуществления его уставной экономической деятельности, как правило, нацеленной на получение прибыли [4]. Капитал предприятия разделяется на собственный и заемный. Собственный капитал включает в себя стоимость средств компании, принадлежащих ее собственникам, которые вложены в активы компании. Заемный капитал представляет собой внешнее финансирование, осуществляемое на условиях платности, срочности и возвратности.

Структура капитала корпорации представляет собой определенное соотношение собственного и заемного капитала. Определение данного соотношения является важным решением для корпорации, так как оно напрямую влияет на ее стоимость.

В настоящей статье будет проведен анализ структуры капитала корпорации на примере ПАО «Транснефть», а также будет определена оптимальная структура капитала для данной корпорации.

ПАО «Транснефть» является одной из крупнейших российских нефтяных корпораций, структура ее капитала представлена в таблице 1.

Таблица 1. Структура капитала ПАО «Транснефть» на 31.12.2016 [2]

Собственный капитал, тыс. руб.

183 343 090

Заемный капитал, тыс. руб.

930 173 610

Финансовый леверидж

5,07

Доля заемного капитала, %

83,5%

Данная корпорация представляет особый интерес по сравнению с остальными корпорациями нефтегазовой отрасли в связи с тем, что доля заемного капитала в структуре капитала компании очень высокая. Заемные средства составляют более восьмидесяти процентов всего капитала компании, в то время как средний показатель по отрасли составляет менее чем сорок процентов. Даже в иностранных нефтегазовых компаниях доля заемного капитала находится на уровне около пятидесяти процентов. Такая особенность может быть связана со спецификой функционирования предприятия, так как ПАО «Транснефть» является не нефтедобывающей компанией, а является российской транспортной монополией, которая осуществляет транспортировку 85% нефти, добываемой в Российской Федерации.

Расчет оптимальной структуры капитала производился путем расчета средневзвешенной стоимости капитала. В соответствии с методом затрат на капитал оптимальной структурой капитала считается такое соотношение собственных и заемных средств, при котором стоимость капитала компании является минимальной.

Стоимость заемного капитала была определена путем деления уплаченных за год процентов к общей сумме задолженности (5,48%) [2]. Изменение стоимости заемного капитала в зависимости от структуры капитала рассчитывалась способом экстраполяции. Стоимость собственного капитала компании была рассчитана с помощью модели оценки долгосрочных активов (CAPM). В качестве безрисковой ставки была взята ставка доходности по ГКО-ОФЗ, равная 9,10%. Рыночная доходность, в соответствии с доходностью индекса «ММВБ нефть и газ» за 2016 год, равняется 29% [3]. Для нахождения бетты с зависимости от структуры капитала была использована формула Хамады. Для расчета данной формулы была использована бетта без учета структуры капитала для нефтяных компаний с сайта А. Дамодарана, равная 0,94 [1].

Расчет оптимальной структуры капитала ПАО «Транснефть» способом минимизации средневзвешенной стоимости капитала (WACC) представлен в таблице 2.

Таблица 2. Расчет оптимальной структуры капитала ПАО «Транснефть»

Доля СК

Доля ЗК

Бетта

Стоимость СК

Стоимость ЗК

WACC

0%

100%

-

-

-

-

5%

95%

15,23

2,5553562

0,0781229

18,71%

10%

90%

7,71

1,3383772

0,0613823

17,80%

15%

85%

5,20

0,9327175

0,0558021

17,79%

20%

80%

3,95

0,7298877

0,053012

17,99%

25%

75%

3,20

0,6081898

0,0513379

18,29%

30%

70%

2,69

0,5270578

0,0502219

18,62%

35%

65%

2,34

0,4691064

0,0494247

18,99%

40%

60%

2,07

0,4256429

0,0488268

19,37%

45%

55%

1,86

0,3918379

0,0483618

19,76%

50%

50%

1,69

0,364794

0,0479898

20,16%

55%

45%

1,56

0,3426671

0,0476854

20,56%

60%

40%

1,44

0,324228

0,0474318

20,97%

65%

35%

1,34

0,3086257

0,0472171

21,38%

70%

30%

1,26

0,2952523

0,0470332

21,80%

75%

25%

1,19

0,283662

0,0468737

22,21%

80%

20%

1,13

0,2735205

0,0467342

22,63%

85%

15%

1,07

0,2645722

0,0466111

23,05%

90%

10%

1,02

0,256618

0,0465017

23,47%

95%

5%

0,98

0,2495012

0,0464038

23,89%

100%

0%

0,94

0,2430961

0,04633157

24,31%

Расчет средневзвешенной стоимости капитала компании показывает, что минимальное значение стоимости капитала для компании находится на уровне заемного капитала в 85%. В настоящее время ПАО «Транснефть» имеет долю заемного капитала равную 83,5%, то есть у исследуемой кампании структура капитала является оптимальной. Расчеты показывают, что компания при необходимости может еще увеличить количество заемных средств в своей структуре капитала, при этом изменения средневзвешенной стоимости капитала будут минимальны. В случае уменьшения доли заемных ресурсов компанией общая стоимость ресурсов будет возрастать, так как заемный капитал обходится для компании гораздо дешевле, чем собственный капитал. В современных исследованиях совместно с расчетом средневзвешенной стоимости капитала определяется значение эффекта финансового рычага (финансового левериджа). Для ПАО «Транснефть» значение эффекта финансового рычага в 2016 году равняется 11,99%, что означает, что компания может увеличить рентабельность собственного капитала за счет привлечения дополнительных заемных ресурсов.

Основываясь на всем вышесказанном можно сделать вывод о том, что ПАО «Транснефть» имеет структуру капитала, сильно отличающуюся от среднеотраслевых соотношений собственных и заемных средств, в силу особенностей своей деятельности. Однако данная структура капитала является оптимальной для компании, что доказывает минимальное значение средневзвешенной стоимости капитала, а также компания имеет возможность за счет увеличения заемных средств увеличить рентабельность собственного капитала, что доказывает значение эффекта финансового рычага.

Читайте также

Список литературы

  1. Бетта без учета структуры капитала [Электронный ресурс] URL: http://pages.stern.nyu.edu/~adamodar/New_Home_Page/datafile/Betas.html (дата обращения 14.05.2017).
  2. Годовая бухгалтерская отчетность ПАО «Транснефть» за 2016 год [Электронный ресурс] URL: https://www.transneft.ru/investors/323/ (дата обращения 12.05.2017).
  3. Значение и структура индекса «ММВБ нефть и газ» [Электронный ресурс] URL: http://stocks.investfunds.ru/indicators/view/250/ (дата обращения 15.05.2017).
  4. Корпоративные финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, А.И. Вострокнутовой – СПб.: Питер, 2011. – 592 с.

Цитировать

Бакулин, В.В. Определение оптимальной структуры капитала корпорации на примере ПАО «Транснефть» / В.В. Бакулин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 66. — С. 156-159. — URL: https://novainfo.ru/article/13178 (дата обращения: 07.10.2022).

Поделиться