Рынок услуг и его особенности в России

№66-1,

экономические науки

Данная статья посвящена теме рынка услуг, а также рассмотрению вопроса какие особенности рынка услуг существуют в России. В статье указываются проблемы в сфере услуг и способы их решения в сфере услуг. Помимо этого, рассматривается роль рынка услуг в экономике России.

Похожие материалы

Рынок услуг — это древнее явление, которое связано с формированием обмена между людьми и движением денег, включающий круг услуг, оказываемых населению. Формирование российского рынка услуг относят к половине 90х гг. XX века, так как в то время активно шел процесс реформ рынка и приватизации. До того времени деятельность предпринимателей усиленно регулировалась государством. Именно государство было основным поставщиком услуг. Переход к рынку и утрата государством монополии в ряде отраслей экономики привели к разделению, потере связей и, что немаловажно, разобщению интересов участников различных сфер деятельности. Сфера услуг в России в ходе реформирования экономики оказалась в условиях самоокупаемости и самофинансирования. В наше время сфера сервиса практически лишена финансовой поддержки со стороны государства, несмотря на активное создание в большинстве регионов специальных структур, призванных обеспечивать конкурентоспособность и развивать сервисную деятельность [1, 57 с.].

Сфера услуг все еще остается дисфункциональной в экономическом и организационном планах во многом по отношению к целому ряду общественных потребностей. Новые виды сервиса создают услуги высокодоходного характера, т. е. нацеленные в основном на небольшую часть обеспеченных и сверхобеспеченных людей. Однако, частный капитал не склонен осваивать малорентабельные сервисные производства, необходимые регионам страны и обществу в целом. На данный момент проблема заключается в том, что в руках государства и местных властей полностью или частично остается ряд направлений сервисной деятельности:

  • Жилищно-коммунальные и бытовые услуги;
  • Железнодорожный и городской транспорт;
  • Почта, телефон;
  • Образование;
  • Система здравоохранения, а так же значительная часть социокультурных услуг.

При этом в каждом из указанных отраслей постоянно растут тарифы на обслуживание, возрастает процент платных услуг. Совместно с государственным сектором услуг параллельно развивается и частный сектор. Между ними секторами усиливается конкуренция, но пока что это не приводит к снижению себестоимости сервисной продукции и снижению цен на услуги. Все это обусловливает тот факт, что на сервис потребителям приходится выделять все большую долю из своих доходов, что, естественно, не может удовлетворить основную часть населения [2, с. 187]. Однако, рынок услуг в настоящее время переживает бурное развитие, что говорит нам о растущей конкуренцией, стремлении фирм повысить свои доходы, усложнениии материального производства [3, с. 81]. Следует обратить внимание на тот факт, что сфера услуг является значительным игроком в социально- экономическом механизме общества, на которое влияет огромное количество факторов. В данный момент государство акцентирует свои действия на построении эффективной налоговой системы и создании условий для предпринимателей. Помимо этого, важно наличие квалифицированных специалистов, уровень благосостояния населения, его традиции и ментальность, которые оказывают влияние на качество обслуживания. На сегодняшний день роль рынка услуг как одного из важнейших секторов экономики очень тяжело переоценить. Это обусловлено усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, быстрым ростом НТП.

Структура и основные качественные параметры российского рынка услуг заметно отличаются от западных, прежде всего доминированием традиционных отраслей, обеспечивающих транспортировку и сбыт продукции. Так, например, в 2000 г. в структуре добавленной стоимости, созданной в сфере коммерческих рыночных услуг, преобладали такие позиции: "связь" (4%), "торговля и общественное питание" (53%), а также "транспорт" (18%), что в общем составляло более 72% от общего объема созданной добавленной стоимости.

Нужно сказать, что немалую долю в формировании структурно — функциональной специфики рынка услуг занимает региональный аспект. Низкая степень взаимодействия предприятий в региональных экономических системах, свойственных для России, при низкой централизации управления, стала одним из нескольких факторов, разрушающих региональные рынки и снижающих конкурентоспособность российских предприятий. Из-за отсутствия стратегического управления региональными системами тормозится не только рост экономики, но, помимо прочего, это влияет на качество жизни и обособление регионов. Анализируя официальные данные государственной статистики за 2009 год, можно заметить, что объем потребления многих видов услуг в Свердловской области близок к усредненным значениям по РФ и УрФО. Также, стоит сказать, что часть доли потребления коммунальных услуг россиянами превышает среднее значение по стране на 4-5 %, в то время как в сфере оказания транспортных услуг населению, показатель потребления в Свердловской области, напротив, ниже на 5%, а в Челябинской области — на 7%. [https://www.fedstat.ru]

Кроме прочего, в настоящий момент в России есть недочеты в отношении статистического учета услуг как во внутреннем производстве, так и во внешней торговле. Также имеются проблемы с классификацией услуг. Тормозом развития практической деятельности операторов рынка услуг, по некоторым данным, является разнобой в отнесении тех или иных видов услуг к экспортно-импортным операциям. Существует необходимость и уже ведется работа по формированию общероссийского классификатора видов экономической деятельности по товарам и услугам, приближенного к международной классификационной системе.

Подводя итог вышесказанному, хочется сказать, что рынок услуг, как активно развивающееся явление в современном обществе должен быть непосредственно связан с воспроизводством человеческой жизни и способствовать созданию благоприятных условий развития и размещения производительных сил разных и отдельных регионов. Ведь главная цель предприятий сферы сервиса — конкурентоспособность и прибыль, которые могут быть достигнуты лишь благодаря высокому качеству организации услуг и доведении ее до непосредственного потребителя.

Список литературы

  1. Формирование конкурентных преимуществ отраслей сферы услуг региона: монография/ Л. В. Бондаренко, ФГБОУ ВПО «Южно — Рос. Гос. ун- т. Экономики и сервиса» — Шахты, 2012–106 с.
  2. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие / Г. А. Аванесова. — М.: Аспект Пресс, 2004–318 с.
  3. Сфера услуг: экономика: учеб. Пособие/ Т. Д. Бурленко, Н. Н. Даниленко, Т. А. Туренко, под ред. Т. Д. Бурленко — М.: КНОРУС, 2007–328с.
  4. Государственная статистика [Электронный ресурс] URL: https://www.fedstat.ru (дата обращения 11.05.17)