Формирование основ нравственности у детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы

№66-2,

педагогические науки

В современном мире очень важно сохранить связь детей дошкольного возраста с литературой, а так же обеспечить формирование моральных принципов через взаимодействие с литературой.

Похожие материалы

Наш детский сад работает по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования , разработанной по примерной образовательной программе «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. В программе, помимо других образовательных областей, уделено внимание образовательной области «Социализация», содержание которой направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение определенных задач, одна из которых — приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми( в том числе — моральным). Знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств — все это составляет понятие нравственность. По-моему мнению, важно с самого раннего детства формировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе — поступки, соответствующие нормам нравственного поведения. Идея В.А. Сухомлинского о том, что ввести ребенка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста , по-моему мнению, по прежнему актуальна. Необходимо формировать у детей наиболее важные нравственные качества: вежливость, деликатность, чуткость, предупредительность, чувство такта, скромность, общительность, дисциплинированность. Исходя из этого, определена цель педагогической деятельности : формирование представлений о нравственных ценностях, нравственных качествах, воспитание нравственности , повышение уровня усвоения детьми нравственных норм и правил в процессе ознакомления с художественной литературой.

Задачи, которые решаются для достижения цели:

  1. систематическое ознакомление детей с произведениями художественной литературы нравственной направленности в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей
  2. разработка и апробация методов, направленных на нравственное воспитание детей 3. воспитание нравственных качеств и положительных привычек.

В учреждении созданы условия для такой деятельности: в группах достаточное количество разнообразной литературы и пособий по

теме, наглядных пособий и дидактических игр. Детям предлагаются игры-беседы с куклами-персонажами, изготовление кукол своими руками, рисование на темы прочитанных книг, игры-драматизации, эстетические беседы на основе прочитанного.

Проблемы социально-нравственного воспитания дошкольников находятся в центре внимания отечественной педагогики. Проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества, приобретает особую актуальность и значимость.

Нравственное воспитание — одна из важнейших проблем, которая решается сегодня педагогами совместно с родителями. Дошкольный возраст — это период активного познания мира и человеческих отношений, формирования личности, усвоения норм морали и социальных способов поведения. В процессе этого познания ребенок сам становится личностью, со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Воспитание нравственности осуществляется во всех видах детской деятельности.

Действенным средством ознакомления дошкольников с разнообразием поступков и оценкой их нравственной значимости является художественная литература, в которой описываются ситуации, близкие к опыту детей, действия персонажей и последствия их действий. Большое внимание уделяется изучению и анализу литературы по проблеме, определяются пути оптимизации нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой, создана система по применению средств и методов работы по теме, выявлен уровень нравственного воспитания детей в процессе наблюдения за детьми. Проведена диагностика-оценка критериев образовательной деятельности по разделу- восприятие детьми художественного текста и разделу -овладение детьми навыками общения. Более 50% детей показали низкий уровень усвоения нравственных норм и правил. Возникли вопросы: «Как развить в ребенке нравственные качества? Как подвести его к пониманию добра и зла? Какие условия позволят повысить уровень нравственных норм и правил?» и т. п. Ответить на эти и другие вопросы помогли психологические и педагогические исследования Т. И. Рудневой «Нравственное воспитание личности», Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой «Формирование нравственного здоровья дошкольника», Н. В. Микляевой «Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой» и др.

Главными помощниками в работе стали книги, которые, погружая дошкольника в вымышленный мир, одновременно учат его нормам поведения, допустимым и недопустимым поступкам. Использовалась художественная литература нравственной направленности в соответствии с интеграцией всех образовательных областей. Работу по приобщению детей к художественной литературе для воспитания нравственности, начинали с использования в течение дня в речи педагогов отрывков из произведений нравственной направленности, которые так или иначе соответствовали ситуации, эмоционально ее характеризовали и окрашивали. Действие по правилу сопровождалось словами из произведений известных авторов. Например: К. Чуковского «Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам — стыд и срам»; В. Маяковского «Буду делать хорошо и не буду плохо»; Е. Благининой «С добрым утром, с ясным днем! — Вот как славно мы поем!»; С. Михалкова «Когда живется дружно, что может лучше быть! И ссориться не нужно, и можно всех любить!» и др. Художественные тексты позволили использовать яркие образы для того, чтобы объяснить детям, как нельзя поступать и как можно. Повседневную уборку игрушек мы превратили в увлекательную игру с помощью стихов и считалок. Например: «Раз, два, три, четыре, пять, игрушки я иду искать». С помощью художественного слова я обращала внимание на то, что некоторые дети часто капризничают: «Что стряслось на белом свете? Что за топот? Что за крик? Это Пете, это Пете не купили грузовик!» (Л. Яковлев). Такие вопросы, как: «Кто-нибудь хочет походить на Петю? Почему не хочется быть похожим на этого мальчика?» помогали детям оценить свои поступки.

Огромное внимание уделено сказкам, т.к. это один из благодатных и ничем не заменимый источник нравственного воспитания, в них отражена вся реальная жизнь с добром и злом, счастьем и горем. Они открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах сказочных героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Знакомство со сказками проводится с помощью следующих методов: чтение, рассказывание, дидактические игры на материале знакомых сказок, театрализованная деятельность, беседа, викторина, рассматривание иллюстраций и т.д.). Для эффективности используется метод совместного рассказывания, приемы, взятые из трудов Н. В. Микляевой, Е. Ф. Черенковой, З. А. Ефановой и др.

В содержание совместной деятельности включено знакомство с русскими народными потешками, русскими народными и зарубежными сказками, рассказами К.Ушинского, поэтические тексты нравственной направленности. Содержание бесед направлено на формирование у детей культуры поведения, разумных потребностей, общения с взрослыми и сверстниками, воспитание культуры речи, культуры трудовой деятельности, представлений о том, как нужно себя вести и заботиться о близких. Большое внимание в уделяется разнообразным видам игр, для побуждения детей к активной деятельности, развития самостоятельности в выборе игры, в осуществлении задуманного, к соблюдению элементарных правил поведения. Широко используются в работе с детьми коллективные игры, игры- сказки, игры- ситуации, сюжетно- ролевые игры. Например: «Ласковые дети», « Волшебный стул», «Смелый и робкий лисенок», « Поможем зайке» и т.д. В играх побуждаем детей к использованию вежливых слов, это облегчает усвоение вежливых форм общения в повседневной жизни. Также используются карточки индивидуальной работы с детьми, составляется план — задание по устранению низкого уровня нравственных норм и правил на каждого ребенка.

Для самостоятельной деятельности детей организован книжный и театральный центры, подобраны дидактические игры.

В процессе работы активно взаимодействуем с родителями, привлекая их к важной теме нравственности. На родительских собраниях рассказываем о направлении своей деятельности по воспитанию нравственных качеств у детей с помощью художественной литературы. Провели анкетирование родителей на предмет эффективности ознакомления дошкольников с художественной литературой. Оказалось, что родители осознают роль литературы в развитии детей. Но затрудняются в описании дифференциации ее нравственной и эстетической функции, более ориентируясь на познавательную и развлекательную функции. Предложили вниманию родителей доклады по теме, например, «Роль семейного воспитания в формировании у детей личностных качеств», опираясь на труды Я. А. Коменского и Н. И. Новикова. Рекомендуем родителям методическую литературу, например, «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» Е. А. Алябьевой и списки детской литературы нравственной направленности. Предлагаем беседовать с детьми на темы добра и зла, что хорошо и что плохо. Такие беседы служат установлению эмоционального контакта между детьми и родителями. Регулярно обновляем материалы по теме в родительском уголке, выставки в приемных, например, «В человеке все должно быть прекрасно — и душа, и одежда, и мысли». На стендах — фотографии детей и родителей, где они заняты своими увлечениями (чтением книг, рисованием, изготовлением поделок, уходом за животными, совместным трудом дома и на даче и т.д.). Родители заинтересовались, вместе с этим определились и единые подходы в организации нравственного воспитания детей через приобщение к детской художественной литературе. Итоговый материал взаимодействия с родителями –совместные развлечения: «Сказки», «Хорошее настроение», «Волшебные слова» и др., викторины: «Добрые слова», «Ты пришел в гости», «Что видел Незнайка» и др. Последующее анкетирование родителей показало высокий уровень понимания значимости художественной литературы в нравственном воспитании.

Работая в данном направлении, получены следующие результаты:

  • с помощью художественного слова дети научились воспринимать тексты произведений, сочувствовать героям. У детей развита эмоциональная отзывчивость на литературный текст, они научились испытывать и выражать грусть, печаль, радость, извлекая из этого положительный опыт сопереживания и любви.
  • у детей произошел большой сдвиг в нравственном воспитании: они научились вежливо общаться, здороваться, у них сформировалась культура поведения, умение уважительно относиться к окружающим.
  • дети овладели умением договариваться между собой, действовать согласно правилам.
  • у дошкольников сформировались такие нравственные качества, как скромность, доброта, правдивость, чувство такта. Дети умеют дружно играть, делиться игрушками, использовать в речи вежливые слова, извиняться за неправильные поступки, культурно вести себя за столом и в коллективе.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию нравственных качеств у детей посредством художественной литературы позволила добиться высоких результатов.

Этическая беседа «О дружбе»

Цель: помочь детям углубить их представления о товарищеском отношении к друзьям, о бескорыстии и порядочности как необходимых качествах настоящего друга.

Ход этической беседы.

(Играет песня о дружбе, например «От улыбки»).

Влспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами поговорим о дружбе. Как вы думаете, что такое дружба? (Дети предлагают свои варианты). А как, по-вашему, какими качествами должен обладать настоящий друг? (Дети перечисляют качества). Тогда, как бы вы поступили в этой ситуации? (Детям предлагается такой рассказ).

«Сашу пригласил его любимый друг Петя на день рождения. Саша очень обрадовался, но тут же огорчился: где взять подарок? Ведь это его лучший друг, значит, и подарок должен быть самым лучший, самый дорогой. А мама утром говорила, что денег до зарплаты осталось совсем немного. Что же делать? Может быть совсем не пойти, раз нет подарка?».

(Воспитателем выслушиваются точки зрения детей и вместе с ребятами анализируются).

Воспитатель: Правильно, ребята, что вы считаете так: не важен подарок, а дорога дружба. Итак, подведём с вами итоги по нашей беседе: дружба — это (перечисляете точки зрения учеников). Надеюсь, что у вас будет много настоящих и верных друзей!

В заключение занятия, давайте вспомним, какие песни о дружбе вам знакомы и споем их вместе.

Этическая беседа «Поведение за столом»

Цель беседы: на материале примеров образцового и неправильного поведения за столом, выражений приглашения, благодарности, извинения сформировать представление об этикете.

Некоторые установки:

В русских семьях принято угощать гостя чаем. Нину Михайловну угощает бабушка. Она старшая в доме. У нее старинное имя и отчество. Гостеприимство — национальная черта русских. Хорошо, когда чувствуешь себя в гостях легко и свободно. Но и гость должен быть вежливым. Угощение принято хвалить. Постарайтесь ввести детям в привычку выражение благодарности за угощение (за завтрак, обед, ужин).

Нина Михайловна, удивленная поведением Феди, спрашивает: «Знaeт мальчик или нет, что такое этикет?» Эти кет — это правила поведения дома, в детском саду, в школе, на улице, в театре и других местах. Правила нужно знать и соблюдать.

Этикетные правила должны стать нормой поведения, войти в привычку. В этом случае говорят о хороших манерах. Когда человек постоянно нарушает правила, говорят, что у него дурные (плохие) манеры.

Текст для чтения:

Простите, пожалуйста!
Бабушка угощает чаем:
Пожалуйста, чай, конфеты,варенье.
Потом мы послушаем Нюшино пенье.
Извольте откушать домашний пирог,
Отведать печенье, пирожное, сок.
Все садятся к столу. Мама разливает чай.
Нина Михайловна хвалит угощение:
- Спасибо хозяйке — Марии Донатовне.
Как говорят, угощение знатное:
Тают во рту и пирог, и печенье,
Вышло на славу и ваше варенье.
Очень красива посуда чайная ...

В это время Федя опрокидывает вазочку с вареньем на платье Нины Михайловны. Он бросается к гостье и, слизывая варенье, случайно задевает чашку. Горячий чай проливает-ся ...

Нина Михайловна вскакивает со стула. Она испуганно смотрит по сторонам и строго спрашивает:

- Знает мальчик или нет,
Что такое этикет?!

Федя пожимает плечами. Он никогда не слышал слово этикет.

- Наверное, это милиционер, который следит за порядком. Сейчас его вызовут. Что я натворил! Нужно попросить прощения. Какие слова я должен сказать?... Сейчас вспомню…

Бабушке стало стыдно за внука. Она очень смутилась:

- Нина Михайловна, не надо сердиться.
Проказнику следует извиниться.
Вместо него я прошу извинения
За Федино глупое поведение.

Нина Михайловна и бабушка уходят в ванную. Через некоторое время они возвращаются. Федя подходит к гостье, виновато склоняет голову:

- Я был неловок. Прошу извинения.
Я виноват. Я прошу прощения ...

Нина Михайловна:

Что ж, Федя, тебя от души я простила.
Пятно уничтожили содой и мылом.
Пусть Нюша служит тебе примером:
Хорошие у нее манеры.

Взрослые остаются за столом, а Федя с Нюшей уходят в детскую.

Беседа:

  • Какими словами бабушка предлагает гостье угоще ние? (Мария Донатовна говорит так, как принято было в старину: Извольте откушать пирог, отведать печенье. Эти слова выражали почтение, уважение к гостю. Нам и сейчас приятно их слышать. А какими словами сейчас принято сопровождать угощение? (Кушайте, пожалуйста. Попробуйте этот пирог и т. д.)
  • Как нужно благодарить за угощение?
  • Почему бабушке стало стыдно за Федю? Как вы думаете какие манеры у Феди?
  • Почему Нина Михайловна сказала, что у Нюши хо рошие манеры? (Нужно поговорить с детьми о том, что такое хорошие и плохие манеры.)
  • Когда Федя вел себя как воспитанный мальчик? Почему Нина М ихайловна простила его? (Если этикетное правило нарушено, следует принести извинение. Когда девочка или мальчик искренне, от дyши извиняются, их прощают.)
  • Знаете ли вы, что такое этикет? Как сначала понял это слово Федя?
  • Что оно означает на самом деле? Почему каждый — и взрослый, и ребенок — должен соблюдать правила этикета? (Соблюдение этикета помогает людям быть предупредительными, вежливыми и не обижать друг друга.)

Игровые ситуации.

Давайте поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры.

Пусть Ира будет мама, а Дима и Лера — ее дети. Вы собираетесь в гости. «Maмa» должна объяснить «детям» как нужно и как нельзя вести себя в гостях.

Поиграй дома с мамой в гости. Представь себе, что ты ждёшь гостей. Они первый раз придут к тебе в дом. Какими словами ты встретишь гостей?

Предложи им чай. Подумай, о чём можно поговорить за столом. Расскажи смешную историю.

К бабушке в гости пришла ее старая знакомая. Она принесла тебе шоколадку. Какие слова нужно сказать, принимая подарок? Постарайся произнести эти слова вежливо. Послушаем Аню, Славу ...

Сладости, а иногда и вещи, которые дарят, называют ещё гостинцами. Вспомните, в каких сказках встречается это слово? Как герои сказок благодарят за гостинец?

Количecтво играющих «троек» и пар определяет воспитатель. Группа может быть разделена на играющих без остатка; часть группы может выполнять роль арбитра.

Этическая беседа «С друзьями надо делиться»

Воспитатель читает детям рассказ «Урок дружбы» М. Пляцковского.

«Жили два воробья — Чик и Чирик.Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», — подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.

Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

  • Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
  • Не надо... Зачем?.. — стал отмахиваться крылышками Чик. — Ты нашел — ты и клюй!
  • Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. — А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
  • Ты, наверное, прав, — ответил Чик.

Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зернышек.

И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка».

Воспитатель выясняет, как дети поняли произведение, их отношение к сказке (понравилась или нет, что понравилось, что непонятно и т. д.).

  • Что сделал Чик, когда получил посылку от бабушки? (Он сам склевал целый ящик пшена и не угостил друга.)
  • Почему он так поступил? (Он боялся, что ему мало достанется.)
  • А как поступил Чирик, когда нашел несколько зернышек? (Он поделился с Чиком.)
  • Обрадовался ли Чик угощению друга? (Нет, он начал отказываться от угощения.)
  • Почему Чик все же склевал зерно? (Он не хотел признаться, что поступил плохо.)
  • Что чувствовал Чик? (Ему было стыдно.)

Затем можно предложить детям нарисовать одного из героев произведения или инсценировать сказку. В беседе по данной теме можно использовать также стихотворение Я. Акима «Яблоко»:

Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.

Этическая беседа «Спешите делать добро»

Цель: формировать у детей стремления совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства, желание изменить мир к лучшему.

Задачи:

  1. Учить размышлять над нравственной сутью поступков.
  2. Дать детям почувствовать, что добро — это радость для окружающих и самого себя.
  3. Воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу, окружающим, стремление прийти на помощь.
  4. Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

Ход беседы:

1. Этический заряд.

  • Ребята, я очень рад видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь!

2. Вступительная беседа.

  • Наша сегодняшняя встреча посвящена добру, доброте (добрым словам и добрым поступкам), она так и называется “Спешите делать добро”. Доброта… Что означает это слово? (Ответы детей).
  • Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: “Доброта — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”. И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, допропорядочный, добросовестный.

Наверное, по — настоящему добрый человек, обладает всеми этими качествами.

Итак, ребята, вспомните, пожалуйста, какую-нибудь ситуацию, когда вас, вашего близкого друга (подругу) или родственника кто-то обидел? (Дети рассказывают).

  • Скажите, а какие чувства вас охватили в этот момент? (Дети описывают свое состояние). Как вы считаете, справедливо с вами поступили? (Ответы детей)
  • А сейчас расскажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни такие случаи, когда вы сами обидели кого-либо? (Ответы детей).
  • Поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же? (Дети могут не отвечать, а промолчать).
  • Есть одно очень важное правило: “Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе”.
  • Ребята, пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый из нас, живущих на земле, хочет, чтобы окружающие люди любили нас, заботились о нас, относились к нам с пониманием и уважением.

Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. Один известный человек (Ф.П. Гааз) очень давно сказал такие слова: «Спешите делать добро». Пусть эти слова станут правилом, девизом вашей жизни.

  • Только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И только у такого человека есть верные, надежные друзья.
  • Ребята, скажите, пожалуйста, трудно ли быть внимательным, вежливым, добрым друг к другу? (Ответы детей).
  • Да, я думаю, что совсем не трудно уступить место в автобусе пожилому человеку или женщине с ребенком, первому поздороваться, быть вежливым с родителями и друзьями.
  • Давайте сейчас каждый скажет, какое доброе дело, поступок вы можете сделать сегодня в садике или дома, а может по дороге домой. (дети отвечают)

3. Обобщение.

  • Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.
  • Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела. На память о нашей сегодняшней встрече я дарю маленькое сердечко — символ частички моего сердца.

4. Рефлексия. Звучит песня “Если добрый ты”.

Детям предлагается встать в круг и рассказать о том, какие чувства возникли у них сегодня на занятии, что запомнилось и почему.


Этическая беседа по рассказу Ю. Ермолаева «Навестили»

Цель: формировать умение справедливо оценивать поступки своих сверстников.

Задачи: учить размышлять над нравственной сутью поступков.

Воспитатель выразительно читает рассказ Ю. Ермолаева «Навестили».

  • Что вы думаете о мальчиках Алике и Косте? (ответы детей)
  • Из добрых ли чувств ребята пришли навестить товарища? (ответы детей)
  • Что обидело Толика? (ответы детей)
  • Как можно назвать поступок Алика и Кости?
  • Почувствовали ребята, что они обидели Толика? (в одном их ответов звучит слово «нечуткие»)
  • Вы правильно сказали «нечуткие». А еще как их можно назвать? (Дети затрудняются ответить, экспериментатор старается помочь им, знакомит с синонимом этого слова — «равнодушный».
  • Когда человеку безразлично горе другого человека, как о нем говорят? (ответы детей)
  • Итак, дети, вы сказали, что Костя и Алик оказались нечуткими, нечестными, трусами. Почему же автор рассказа сравнивает мальчиков с пустыми колосьями среди спелой пшеницы? (Экспериментатор конкретизирует свою мысль, предлагает детям представить поле со спелой пшеницей, колосьями, налитыми зерном, а среди них несколько пустых колосьев.)
  • Подумайте, дети, пустые колосья нужны ли людям. (ответы детей)
  • Какой вывод вы сделаете в связи с обсуждением прочитанного рассказа? (ответы детей)

Воспитатель обобщает детские высказывания. Затем детям предлагается вопрос: «Что в дружбе важно, о чем всегда надо помнить?»

Предполагаемые ответы детей:

  • Надо всегда помогать товарищу.
  • Надо быть чутким.
  • Нельзя быть равнодушным к горю товарища.
  • Быть честным в дружбе и искренним.
  • Нельзя хвастаться хорошими поступками.
  • Не надо менять друзей.
  • Надо быть постоянным в дружбе.


Этическая беседа «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»

Программное содержание:

  • развивать представления о добре и зле;
  • формировать понимания важности, вежливого отношения к окружающим;
  • воспитывать стремление совершать добрые дела.

Материалы: игрушка Солнышко, коробочка «Добрых дел», плоскостные сердечки для неё, сюжетные картинки «Добрые поступки», музыка «Улыбка», «В мире много сказок», для фона, домик с лисой, кубики-кирпичики, изображение домика с окнами, фотографии детей по размеру окошек в домике, клей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках. (Солнышко).

Воспитатель: Солнышко хочет с вами познакомиться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.

Игра «Солнышко»
Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит
Дружба — солнечный привет.

Воспитатель: Вот мы и познакомились с солнышком. А сейчас давайте сделаем подарок нашим гостям. Подарим им нашу улыбку.
Воспитатель: Ребята, а что вы увидели? (Гости нам тоже улыбнулись).

Музыка «Улыбка»

Воспитатель: Солнышко приглашает нас в страну чудес. Чтобы туда попасть, надо пройти через ворота. Но пройти сможет только тот, кто назовёт ласковое, вежливое слово.

Дети проходят через ворота, называя ласковые, вежливые слова, и оказываются в стране чудес.

Воспитатель: Вот мы и пришли на поляну добрых дел. Посмотрите, коробочка «Добрых дел» пуста. Надо наполнить её добрыми делами.
Как вы думаете, вы — добрые дети? (Ответы детей)

Как вы думаете, каких людей называют добрыми? (Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на эту картину.

  • Кто нуждается в помощи?
  • Какой добрый поступок может совершить девочка?
  • Давайте ей подскажем.

Ответы детей: поднять палочку, положить досточку, проводить домой, предложить зонтик.

Воспитатель:

Молодцы, вы помогли девочке, подсказали ей, как поступить.
Давайте в коробочку положим сердечко.

Воспитатель: А теперь посмотрите на вторую картину и скажите:

  • Какое доброе дело совершает девочка здесь?
  • Какое настроение у бабушки?
  • Что делает девочка?
  • Чему радуется бабушка?

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, ещё на одну картину.

  • Что делает белочка?
  • Почему она решила поделиться шишкой с дятлом?
  • Чему радуются бельчата и солнышко?