Обучение детей правилам дорожного движения

№60-1,

педагогические науки

В современном мире, существует острая необходимость в обучении детей взаимодействию с дорогой и знании правил дорожного движения.Моя статья о опыте работы а нашем детском саду ,методах и тактиках обучения детей всех возрастных групп.

Похожие материалы

Дошкольный возраст - важный период, когда формируется человеческая личность.

Определить правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недооценивают или переоценивают свои силы. Желание выглядеть сильными и смелыми перед товарищами заставляет ребенка нарушать правила дорожного движения (перебегать дорогу близко идущим транспортом, на меняющийся сигнал светофора, цепляться за автобус и т. д.) Именно поэтому детский травматизм остается приоритетной проблемой общества. С каждым годом все интенсивнее становится дорожное движение. В числе проблем, порожденных числом автомобилей, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспортный травматизм, поэтому обучению детей правилам дорожного движения необходимо уделять особое внимание.

Проблема обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время очень актуальна. Это связано с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать, что- то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах города. Поэтому появилось желание и необходимость, играя, изучать с детьми правила дорожного движения, формировать у детей навыка осознанного безопасного поведения на улицах большого города, обеспечивая тем самым здоровый образ жизни.
Перед началом работы поставлена цель: подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении. Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:

  1. создать в группе необходимые условия для обучения детей правилам дорожного движения, посредством изготовления атрибутов.
  2. уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения.
  3. научить детей своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать нужные решения.
  4. формировать у детей соответствующие знания, умения и навыки к успешному овладению азбукой дорожного движения.

Для работы подготовлен необходимый информационный материал по теме: «Знакомство с правилами дорожного движения для детей и взрослых, оформлена развивающая предметно-пространственная среда в группах игровым и дидактическим материалом. Совместно с родителями оформлены уголки по правилам дорожного движения. Подготовлены методические пособия с учетом возрастных особенностей детей: игры, сценарии развлечений, спектаклей, экскурсий, консультации для педагогов и родителей; доработан дидактический материал: настольные игры, дорожные знаки, комплексы занимательных игр и упражнений, книги, раскраски, энциклопедии. Организована интегрированная образовательная деятельность через разные виды деятельности по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. В игровой и продуктивной деятельности используются макеты по правилам дорожного движения.
В младших группах дети ознакомлены с транспортом и его назначением; значением красного, желтого и зеленого сигналов светофора. На прогулках проводятся наблюдения за движением транспорта, пешеходов, помогаем детям различать транспортные средства по названию и величине (большой и маленький), легковой автомобиль, автобус, трамвай и др. На занятиях в группе используем наглядное моделирование дорожных ситуаций. Для развития правильной ориентации детей в пространстве учим их определять место нахождения предметов и их размеров.

С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада, объясняем, что самостоятельно за ее пределы выходить нельзя. Во время прогулок за территорией детского сада расширяем знания дошкольников о транспортных средствах, их назначении и конструктивных особенностях. Показываем детям те улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, светофор. Во время игровой деятельности составляем рассказы о дорожных ситуациях, разыгрываем инсценировки. Для этого используется иллюстрированный материал: книги, плакаты с изображениями разных дорожных ситуаций. Предлагаем детям дидактический материал (задание по штриховке, обводке, дорисовке предметов).
Детей старшего дошкольного возраста знакомим с особенностями движения транспорта и пешеходов, а также с основными понятиями дорожного «словаря». Во время экскурсий по улицам города обращаем внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов, при этом, следим за тем, чтобы дети сами рассказывали, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. Во время игр в группе используем наглядный иллюстрированный материал, дидактические игры, сюрпризный момент. Интересной и эффективной формой работы стала организация игр-соревнований: «Что? Где? Когда?», «Путешествие в страну правил дорожного движения», «Знатоки дорожных правил»; инсценировок: «Мы едем, едем, едем….»; «В стране Светофории», « Школа светофорных наук». В игровой деятельности детей используются макеты «Парковка», «Улицы города», «Заправочная станция». С удовольствием дети участвуют в сюжетно – ролевых играх: «Автомастерская», «Водители и пешеходы», «Заправочная станция», «Автомойка». На протяжении всего времени стараемся превратить обучение в увлекательную игру.

Работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения проводится систематически, охватывая все виды детской деятельности.

К проведению данной работы привлекаем родителей. На родительских собраниях знакомим со значением, важностью и необходимостью обучения детей правилам дорожного движения. Регулярно проводим беседы, даем рекомендации. Также используем такие формы работы как: анкетирование, консультации, совместное изготовление атрибутов. Приглашаем родителей на открытые занятия, совместные развлечения, экскурсии по ППД.

В результате: в группах создана оригинальная развивающая предметно-пространственная среда, помогающая расширению кругозора воспитанников, повышается социальная компетенция дошкольников, культура поведения детей на улице и в общественном транспорте, укрепляется заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом, воспитанники приобретают навыки и умения безопасного взаимодействия с окружающей средой, научились оценивать, анализировать дорожную обстановку и ситуацию.
В перспективе планируем: продолжить пополнять макетную среду по ПДД в группах, улучшить автоплощадку на территории детского сада, привлечь к совместной работе школьников и сотрудников ГИБДД.

Список литературы

  1. « Три сигнала светофора» В.А. Добрякова, Н.В Борисова, Т.А. Панина, С.А.Уклонская.
  2. «Дорожные знаки для маленьких пешеходов» Г.П.Шалаева
  3. «Красный, желтый, зеленый» В.А.Воронова.
  4. «Дошкольникам о правилах дорожного движения» М.Ф. Филенко.
  5. «Азбука дорожного движения» Л.Б.Боряева
  6. «Безопасность на дорогах. Спасибо, светофор» Н.И. Маркин, М.Н. Денисов.
  7. «Безопасность на дорогах. Пешеходы – вездеходы». Н.И. Маркин, М.Н. Денисов.