Исследование уровня физического здоровья студентов экономического факультета СФ БашГУ

№75-2,

Педагогические науки

В статье рассматривается уровень состояния здоровья студентов СФ БашГУ.С помощью таблицы экспресс-оценка уровня физического здоровья(по В.И.Белову,1995) были выявлены данные о состоянии здоровья у студентов рассматриваемых групп.

Похожие материалы

Одной из ключевых составляющих здоровья человека является физическое здоровье, которое характеризуется функционированием всех органов и систем человеческого организма [3]. Целью физического воспитания в вузе является формирование физической культуры студента как системного качества личности, неотъемлемого компонента общей культуры будущего специалиста, способного реализовать ее в учебной, специально-профессиональной деятельности и семье. Курс физической культуры предусматривает решение следующих задач: включение студентов в реальную физкультурно-спортивную практику по творческому освоению ценностей физической культуры, ее активного использования во всестороннем развитии личности; содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня общей физической подготовленности, развитию профессионально важных физических качеств и психомоторных способностей будущих специалистов; овладение системно упорядоченным комплексом знаний, охватывающим философскую, социальную, естественную и психолого-педагогическую тематику, тесно связанная с теоретическими, методическими и организационными основами физической культуры; формирование потребностей студентов в физическом самосовершенствовании и поддержания высокого уровня здоровья через сознательное использование всех организационно-методических форм занятий физкультурно-спортивной деятельностью; формирование навыков самостоятельной организации досуга с использованием средств физической культуры и спорта; овладение основами семейно-физического воспитания, бытовой физической культуры. Физическое воспитание в высших учебных заведениях проводиться на протяжении всего периода теоретического обучения [2].

Студенты относятся к той социальной группе, которая находится в стадии становления физиологической зрелости и предрасположены к высокому риску нарушений в состоянии здоровья.

В статье анализируется общее состояние физического здоровья студентов Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета. Приводятся результаты исследования физического развития, физической подготовленности и функционального состояния организм. В ходе исследования применялась экспресс-оценка физического здоровья по В.И. Белову.

Особенность методики В.И.Белова состоит в том, что она позволяет оценить не только физиологические показатели, но и двигательные качества: выносливость, силу, скоростно-силовые качества [3].

Студенты относятся к той социальной группе, которая находится в стадии становления физиологической зрелости и предрасположены к высокому риску нарушений в состоянии здоровья.

В исследования принимали участие студенты экономического факультета Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, которые отнесены по состоянию здоровья к основной медицинской группе по дисциплине «Физическая культура».

Содержание результатов исследований в баллах приведены в таблице 1. Необходимо отметить, что изначально полученные результаты были переведены в баллы, которые были суммированы и разделены на 5. Уровень здоровья оценивается по средней сумме баллов. При наличии хронического заболевания из окончательного результата вычитывается 1 балл [1].

Уровень здоровья определяется по следующему количеству баллов:

  • сверхвысокий — 5,9 баллов
  • очень высокий — 5,0-5,8 баллов;
  • высокий — 4,0-4,99 баллов;
  • средний — 3,0-3,99 баллов;
  • низкий — 2,0-2,99 баллов;
  • очень низкий — 1,0-1,99 баллов.

Таблица 1. Экспресс — оценка уровня физического здоровья (по В.И.Белову,1995).

Показатели

Уровень показателей по группам и баллы

ФК-21

БУАА-31

БУАА-42

ФК-11

ГМУ-11

1. ЧСС в покое уд/мин

2,8

2,9

2,7

2,7

2,6

2. Росто-весовой индекс

3,9

3,9

3,9

3,9

3,9

3. Бег на 2 км.

Мужчины

2

2

1,5

1

1

Женщины

3

3,2

2,4

2,6

1

4. Для мужчин подтягивание на перекладине или сгибание и разгибание рук в упоре лежа

4

4

4

3,9

3,8

Для женщин — переход в положение сидя из положения лежа на спине, число раз

3,9

3,8

3,9

3,7

2,7

5. Прыжки в длину с места см.

Мужчины

3,5

3

3,3

3

4

Женщины

3,3

3,2

3

3

2,9

По таблице мы видим, что у студентов старших курсов выявилась выносливость и у них средний уровень показателя здоровья по экспресс оценке по сравнению с 1 курсом. Идет улучшение ЧСС, например если у первого курса он составляет 2.7 то у 3 курса он уже составляет 2,9.Из этого можно утверждать об улучшении сердечно-сосудистой системы студента. Так же идет повышение по 4 показателю, это свидетельствует уже об изменении в выносливости и повышении работоспособности сердца. По показателю «Прыжки» у 1 курса наилучший результат, это характеризует что у них по сравнению с 3 -4 курсом координация и растяжка лучше. Остается неизменным только росто-весовой индекс.

Таким образом, можем сделать вывод, что правильно составленный учебно-тренировочный процесс благотворно воздействует на весь организм, за счет чего идет повышение всех показателей и повышение уровня здоровья студентов. Студенты начинают меньше болеть, активно заниматься физической культурой, улучшаются показатели физической подготовленности.

Список литературы

  1. Пустозеров А.И.,Миловидов В.К.,Сазонов Ю.И. Методы доврачебного контроля состояния здоровья физкультурников и спортсменов : учеб.-метод. пособие - Челябинск : УралГАФК, 2004. - 90 с.
  2. Лекции по физической культуре. Режим доступа: https://refdb.ru/look/2821979.html
  3. Зипунникова Т.А., Сизова Н.Н. ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА // МЕЖДУНАРОДНЫЙНА УЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ. – 2017. - № 03 (57). - С.27-29.