Организация внутреннего контроля экономического субъекта

№66-2,

экономические науки

В данной статье рассматриваются проблемы организации внутреннего контроля внутри компании. Также приводятся ряд требований и рекомендаций по разработке локальных стандартов, регулирующих данную область.

Похожие материалы

Многие специалисты в своих работах рассматривали необходимость организации внутреннего контроля. Обязательное проведение внутреннего контроля прописано в Федеральном законе от 06.12.11 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В данном документе в статье 19 указано о том, что все предприятия должны осуществлять контроль совершаемых фактов хозяйственной деятельности[1, C.13].

Понятие внутреннего контроля имеет широкое значение, и как правило, представляет собой процесс, осуществляемый органом управления организации, либо другими специалистами, для того чтобы получить информацию о выполнении определенных задач. К этим задачам можно отнести: достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, рациональность и эффективность деятельности, соблюдение законов и нормативных актов.

В зависимости от организационно-правовых форм компании, вопросы организации внутреннего контроля регламентируются определенными законодательными актами в зависимости от отраслевой принадлежности. Например, акционерные общества могут ссылаться на Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», сельскохозяйственные предприятия Федеральным законом от 08.12.1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации» и др. В данных стандартах понятия «внутренний контроль» и «ревизия» представлены как близкие по значению. Авторы многих стандартов и положений сходятся во мнении, что внутренний контроль может принимать форму ревизии.

К числу органов внутреннего контроля можно отнести[6]:

  • Ревизионная комиссия организации
  • Органы управления экономического субъекта
  • Главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которого в соответствии с действующим законодательством возложено ведение бухгалтерского учета
  • Служба внутреннего контроля организации
  • Иные подразделения компании, ответственные за соблюдение внутреннего контроля

Принимая во внимание сказанное ранее, можно сделать вывод о необходимом регламентировании и закреплении в распорядительных документах организации об обязанностях, касаемых внутреннего контроля.

В настоящее время методика оценки эффективности внутреннего контроля, как и методология ее проведения не установлены законом[2]. Поэтому это является объектом исследований многих ученых и специалистов в данной области. Далеко не во всех организациях, особенно в сегменте малого бизнеса, создаются службы контроля. Но даже в тех компаниях, где существует такая служба, не всегда проводится анализ его эффективности.

По действующему законодательству, каждый экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, должен осуществить внутренний контроль , кроме тех случаев, когда руководитель организации принял на себя обязанность ведения бухгалтерского учета. Также, внутренний контроль является одним из главных инструментов менеджмента[7]. Без этого процесса невозможно эффективное управление компанией.

Система управления любой организацией тесно связана с бухгалтерским учетом и контролем. Наличие непрерывного учета связано с необходимостью формирования информации по каждому факту хозяйственной жизни. Например, использование трудовых, материальных, финансовых ресурсов, что в свою очередь позволяет повысить эффективность финансового-хозяйственной деятельности предприятия.

Доступ к информации, которая формируется бухгалтерскими службам, имеют не все группы пользователей. В основном, неограниченный доступ к такой информации имеют собственники и администрация. Поэтому необходимо внутренний контроль образовать таким образом, чтобы все заинтересованные группы пользователей могли получить информацию, с сохранением ее полезных свойств — полноты и своевременности. Внутренний контроль может эффективно функционировать только при взаимосвязи с другими функциями управления. Наилучшим образом решить эту проблему можно с помощью взаимодействия учетного, контрольного и аналитического процессов.

Другой проблемой является отсутствие стандартов внутреннего контроля, либо недостаточной их разработкой. Многие специалисты в данной области предлагают оценку эффективности внутреннего контроля начинать с ее организации, так как эффективной может быть только хорошо организованная система. Так, выделяют следующие требования, для организации внутреннего контроля:

  • в осуществлении данного процесса должен участвовать весь персонал компании, в соответствии со своими функциями и полномочиями;
  • внутренний контроль должен осуществляться во всех подразделениях и на всех уровнях управления;
  • сопоставимость затрат на проведение внутреннего контроля с его полезностью.

На начальном этапе необходимо сформулировать методику оценки эффективности внутреннего контроля в зависимости от целей, поставленных перед организацией. Однако, ввиду этих целей, контрольные мероприятия могут различаться. Вместе с тем, перечень процедур, предъявляемых в рамках каждого мероприятия, будут схожи[4, C.13]:

  • проверка арифметических записей
  • проверка и утверждение документов
  • контроль за ведением аналитических ведомостей
  • подготовка и утверждение отчетов и предоставление их руководству

Результаты, которые были получены при оценке эффективности внутреннего контроля, должны быть документально оформлены. Особых требований к оформлению этих документов нет, каждая организация разрабатывает их самостоятельно. Однако, существует минимальный перечень критериев, которым должен отвечать данный документ: понятность, простота, наглядность, нейтральность информации и т.д.

Многие авторы считают, что целесообразно проводить оценку внутреннего контроля исходя из следующих требований [3, C.40]:

  • доли выборки документов или объектов контроля
  • обоснование выявленных отклонений
  • выявление возможных причин возникновения ошибок
  • разработка рекомендаций по исправлению ошибок
  • определение степени влияния выявленных ошибок на принятие управленческих решений

Контрольные показатели, полученные на основании данных критериев, следует обобщить на специальном контрольном листе. После этого, необходимо провести оценку эффективности внутреннего контроля экономического субъекта с помощью профессионалов и независимых экспертов.

Если в ходе изучения и оценки эффективности системы внутреннего контроля будут выявлены существенные недостатки, то следует использовать следующие процедуры:

  • выявление причины и характера возникновения неэффективности
  • проведение дополнительной проверки
  • повторное тестирование системы (если проверяющий сочтет это необходимым)
  • разработка рекомендаций по устранению выявленных недостатков

При формировании рекомендаций в части устранения выявленных недостатков необходимо не только описать действия, которые исправят эту ситуацию, но и назначить лицо, которое будет ответственным за этим процессом.

Порядок проведения внутреннего контроля необходимо закрепить в локальном нормативном акте организации[5]. Например, это может быть учетная политика организации, либо другой отдельный документ. В данном внутреннем стандарте должны быть закреплены принципы проведения проверок фактов хозяйственной жизни и других объектов бухгалтерского учета. Все функции контролирующих подразделений должны быть четко определены и дополнять друг друга. Также в этом локальном акте необходимо определить показатели, которые будут использоваться при оценке эффективности внутреннего контроля. При этом следует учесть, что разработка данного документа потребует дополнительных финансовых и трудовых ресурсов.

Главной целью внутреннего контроля является выявление всех ошибок, причем как существенных, так и несущественных. Этот процесс может осуществлять не только бухгалтерская служба организации, но и другие ревизионные отделы.

В заключении следует отметить, что из-за отсутствия четко сформулированных стандартов в данной области, приходится самостоятельно формировать мнение о соответствии внутреннего контроля целям и задачам деятельности организации, а также проводить проверку эффективности по своему профессиональному суждению.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете: утв. Приказом Минфина РФ от 22 ноября 2011г. № 402-ФЗ // Фин.газ. – 2012. – 13с.
  2. Афанасьев Э.В. Эффективность информационного обеспечения управления: учебное пособие. М.: Экономика, 2009. – 112 с.
  3. Белик В.Д., Скакун Л.С. Развитие методических подходов к оценке качества деятельности субъектов внутреннего контроля // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 42. С 40-45.
  4. Остаев Г.Я., Концевая С.Р. Формирование и стандартизация внутреннего аудита в коммерческих организациях // Международный бухгалтерский учет. 2011 № 45. С 11-13.
  5. Хорохордин Н.Н. Служба внутреннего аудита: этапы создания, цели и задачи // Аудиторские ведомости. 2010. № 11.
  6. Обязанность проведения внутреннего контроля [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/77f9b18f9bb66d5b1f255b2624622b229930993a/ (дата обращения 25.05.17)
  7. Внутренний аудит и контроль в организациях [Электронный ресурс]. – http://www.riskovik.com/journal/stat/n7/vnutrennij-audit-kontrol/ (дата обращения 22.05.17)