Образовательных технологии как необходимые средства обучения для будущих педагогов

№66-2,

педагогические науки

Обучение технологиям в педагогическом вузе способствует формирование осознанного и ответственного отношения будущих специалистов к использованию и разработке новых информационных технологий.

Похожие материалы

Современный этап развития образования ставит перед будущим учителем ряд важных задач, связанных с его готовностью работать в новых условиях перестройки содержания обучения. Говоря о технологическом обеспечении, можно выделить следующие направления применительно к образовательному процессу в ВУЗе.

Во–первых необходимо совершенствовать и оптимизировать процесс передачи возрастающего объема информации в учебных дисциплинах. В связи с этим в системе вузовского образования расширяются возможности применения педагогических технологий, как проблемного, программирования, интенсивного, модульного и интегративного обучения, технологии игрового моделирования, новых информационных технологий

Во–вторых, по прежнему актуальность имеют образовательные технологии предметного обучения. При технологизации предметного обучения важно учитывать ценностно-деятельностный аспект всех этапов изучения предмета и его профессиональную специализацию.

Образовательные технологии, используемые в педагогическом вузе будут более результативны, если они не только инструментально обоснованы, но и обеспечивают профессионально-личностный рост будущего специалиста, а также учитывают механизмы включения студентов в исследовательскую и творческую деятельность.

В–третьих, сфера педагогического образования требует новой научно-обоснованной программы подготовки специалистов, а также определение степени влияния на эти результаты новых учебных планов, образовательных программ и технологий.

В–четвертых, разработку приёмов обучения будущих педагогов к разработке образовательных технологий и способов их внедрения в образовательный процесс. Сегодня необходимо выбирать и активно применять технологию педагогической диагностики, технологии разработки образовательной программы, технологию общения с детьми, технологию стимулирования учащихся к выбору жизненной позиции (1).

В педагогике понятия: «технология», «педагогическая технология» (образовательная технология) используются в различных сочетаниях: педагогическая технология, технология воспитания, технология обучения и др.

Обучение технологиям в педагогическом вузе способствует формирование осознанного и ответственного отношения будущих специалистов к использованию разработке новых информационных технологий.

Для высшего педагогического образования проблема педагогических технологий стала столь актуальной ещё и потому, что современный вуз готовит специалистов для разных типов образовательных систем (школы, лицеи, колледжи) более гибко реагируют на запросы регионов. Поэтому дифференциация в системе подготовки специалистов может быть обеспечена не только через многоуровневость или за счет многообразия специальностей, но и путем обогащения будущего специалиста разными видами образовательных технологий в условиях вузовского обучения.

Подготовка будущих учителей к образовательным технологиям многопрофильна и отражается во взаимосвязи проблем психолого-педагогического, дидактического, технического и организационно-деятельностного характера.

В понимании сущности «образовательная технология» можно выделить следующие подходы:

Технико-инструментальный. Он характеризуется тем, что понятие «педагогическая технология» по содержанию сводится в основном к техническим средствам обучения и его инструментам.

Первоначально под «педагогическая технология»ми понимали средства, используемые педагогами для решения образовательных задач. Особое внимание было уделено таким устройствам, которые не только дополняли образовательный процесс (средства звукозаписи, учебное кино, телевидение и др.), но и могли бы влиять на ход обучения, брать на себя отдельные функции учителя.

Таким образом, сторонники технико-инструментального подхода ориентировались на выбор средств, обеспечивающих эффективность образовательного процесса. Вопрос о соотношении метода, приёмов и технологий обучения активно дискутируются психологами, педагогами и методистами.

Второй подход функционально-процессуальный. По сути, есть технологический подход к построению образовательного процесса, в котором способы, средства и условия могут выполнять разные функции при достижении образовательных задач.

В рамках данного подхода «педагогическая технология» характеризуется как процесс выбора и использования определенного набора средств, для достижения педагогической цели в определенной логике, эффективность которых будет достигаться только при определенно заданных условиях.

Технологический подход к построению образовательного процесса ориентируется на выделении таких процедур как: компонент педагогического процесса в виде системы действий; циклический алгоритм действий учителя и учащихся; возможность построения педагогической системы на основе определенного набора дидактических педагогических приемов (2).

Своеобразие технологического подхода проявляется также и в том, что он даёт не описательную, а конструктивную, предписывающую схему образовательного процесса. В технологии образовательного процесса особое место уделяется развитию технологических средств обучения, использованию их возможностей в практике работы преподавателей вуза для большего охвата семинарских занятий, индивидуализации каналов подачи учебного материала и др.

Если рассматривать педагогическую технологию с этой позиции, то их применение в большей мере направлено на создание своего рода технологической среды в обучающем процессе независимо от использования технических — организационных средств.

Совершенствование подготовки специалистов связано и с созданием условий для осознанного восхождения личности к более высокому уровню компетентности, а затем и к профессионализму.

Список литературы

  1. Бабаев Д.Б., Марон А.Е. Основы профессиональной подготовки учителя физики в процессе непрерывного образования. СПб,1993,223с.
  2. Подготовка специалиста в области образования (Технология образования)СПбБ1997.- С 7-9.
  3. Селевко Н.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие – М.:1998. -С.30-31.