Масштабное использование педагогических инноваций в образовательном процессе считается важнейшей тенденцией мирового развития. В настоящее время наиболее значимой является модернизация и реформа системы профессионального образования, признающая в качестве приоритета личность и ее способность целостно воспринимать действительность, создавать картину мира в единстве со многими развивающимися явлениями и процессами, позволяющую ее субъектам комплексно освещать проблемы, понимать их связи и взаимодействия.
Развитие исторического мышления у будущих учителей, составляющего основу национальной независимости и развития, в это неспокойное время, когда все более углубляются глобальные проблемы, оказывающие серьезное влияние на историю и судьбу человечества, определяется также очень важными идеями, подчеркнутыми главой нашего государства: "За годы независимости были проведены и последовательно продолжаются масштабные работы по восстановлению древней истории и богатой культуры нашего народа, всестороннему углубленному изучению и пропаганде научных знаний., религиозное и духовное наследие великих ученых и святых, благоустройство священных мест поклонения, воспитание подрастающего поколения в духе их добрых традиций."
В развитии исторического мышления у будущих учителей средствами модернизированного дидактического обеспечения как важного фактора обеспечения преемственности и преемственности, а также межпредметной коммуникации, внедрения компетентностного подхода к этому процессу, защиты от информационных атак, оказывающих негативное влияние на историческое мышление и мировоззрение учащихся в условиях глобализации, разработки электронных программных средств формирования культуры потребления информации у будущих учителей., эффективные образовательные технологии имеют большое научное и практическое значение, а также глубокое и полное понимание студентами национального исторического наследия.
В ходе нашего исследования использовались такие методы, как сравнительное изучение и анализ политической, философской, социологической, психолого-педагогической литературы по данной теме; изучение государственных стандартов, учебных планов, учебников и школьной документации; социально-педагогические (наблюдение, беседа, анкетирование, анкетирование); педагогический эксперимент; мониторинг; математико-статистический анализ результатов
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены психолого-педагогические особенности и факторы развития исторического мышления у будущих преподавателей высших учебных заведений;
- обоснованы психолого-педагогические условия развития исторического мышления у будущих педагогов на основе компетентностного подхода (ориентация образовательного процесса на целостное развитие личности будущего педагога в единстве его когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер).;
- содержание образования структурировано на основе принципов концепции обобщения содержания и теории фундаментализации и профессионализации;
- модульное построение содержания гуманитарных дисциплин, позволяющее дифференцировать учебный материал на методологическом, теоретическом, методическом и практическом уровнях;
- разработана и апробирована модель совершенствования технологий развития исторического мышления будущего учителя при изучении гуманитарных дисциплин в образовательном процессе вуза;
- разработано программно-методическое обеспечение совершенствования технологии развития исторического мышления будущего учителя при изучении гуманитарных дисциплин в логике системного структурирования содержания и деятельностной организации учебного процесса
Практические результаты исследования заключаются в следующем:
- разработан и апробирован курс гуманитарного цикла "Основы развития исторического мышления", который может быть рекомендован педагогическим вузам для проектирования образовательных программ других гуманитарных дисциплин на основе принципов обобщения содержания, теории фундаментализации и профессионализации;
- предложен набор фреймовых схем для наглядного представления содержания дисциплины "Основы развития исторического мышления" в вузе;
- разработано учебно-программное обеспечение, результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки будущих учителей гуманитарных дисциплин в контексте модернизации системы среднего профессионального образования.