Градация исследовательских заданий по литературе: от простого к сложному

№123-1,

педагогические науки

В статье предложено рассмотрение исследовательской деятельности школьника как неотъемлемый части литературной подготовки обучающегося. При этом особое внимание уделяется видам работы, предложена градация исследовательских заданий по литературе от простого к сложному. Даны методические рекомендации к организации подобной деятельности.

Похожие материалы

Современная образовательная система нацелена на воспитание и развитие обучающихся в соответствии с меняющимися требованиями жизни общества. Вследствие этого методологической основой образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, позволяющий повысить качество процесса обучения и достижения его результатов (предметных, метапредметных, личностных). Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает исследовательскую деятельность в качестве приоритета в ходе реализации программы обучения.

Исследовательский метод — это способ организации учебного процесса, в основе которого лежит усовершенствование поисковых, познавательных умений обучающихся, путём самостоятельного решения учебных задач с использованием творческого потенциала. Суть его состоит в формировании у детей научного мышления, приобретения новых знаний при обращении к различным источникам информации. На завершающем этапе исследовательской работы ученик или группа обучающихся получает интеллектуальный продукт, представленный в стандартном виде (научная статья, устный доклад и др.) [3, c.31].

Над изучением вопроса исследовательской деятельности как элемента урока литературы работали такие методисты, как М. Г. Качурин, Н. И. Кудряшов и др.

Н. И. Кудряшов занимался разработкой видов учебно-исследовательских заданий, способствующих активизации самостоятельной информационно-познавательной деятельности учеников. Он поделил их на две группы: в первую входят задания, связанные с навыками восприятия произведения как целостного единства (видеть взаимосвязь и взаимодействие его элементов); во вторую группу входят задания, которые организуют работу с отдельным эпизодом произведения, либо требующие соотношения данного эпизода с авторской концепцией и т.д. Здесь акцент делается на сопоставление произведений отдельного автора, творчества двух писателей и т.д. [1, с. 28].

М.Г. Качурин выявил, что выбор проблем и заданий исследования определяется содержанием и формой произведения, а также возрастными особенностями школьников и задачами их литературного развития [1, с. 29].

Важно отметить, что необходимость использования исследовательского метода на уроках литературы соответствует природе изучаемого предмета. Восприятие художественного текста должно реализовываться на исследовательском уровне. Большинство обучающихся воспринимают чтение художественных произведений как простое увлечение в свободное время, что свидетельствует о рассеянном чтении, фрагментарном понимании текста [1, с. 42].

Из этого следует, что перед учителями литературы возникает важная задача — создавать условия для успешной интерпретации изучаемых на уроке произведений, детального рассмотрения его компонентов. Организация исследовательской деятельности в ходе образовательного процесса способствует осмысленному анализу литературных текстов.

Нельзя не согласиться с М. Г. Качуриным: «Дух исследования, внесенный в школьные занятия литературой, помогает учителю и ученикам ощутить себя не потребителями книг, а участниками литературной жизни, пробуждает ответственность перед словесным искусством, без чего и высокое наслаждение книгой недоступно» [1,с. 32].

Характер методики применения исследовательской работы на уроках литературы в каждом классе будет периодически трансформироваться, поскольку вводить данный вид деятельности необходимо постепенно в соответствии с возрастными возможностями учеников, учитывая их уровень литературного развития. При этом отметим, что исследовательские задания могут проводиться на всех этапах урока.

Исходя из этого, рассмотрим отличия проведения исследовательской деятельности в 6, 8, 11 классах средней общеобразовательной школы на примере изучения творчества А. И. Куприна.

С творчеством А. И. Куприна обучающиеся впервые встречаются в начальном звене (например, рассказ «Белый пудель»), затем в среднем — знакомятся с биографией писателя и его небольшими рассказами и повестями, получают необходимую базу знаний в области теории литературы и её истории развития, а также учатся осуществлять различные виды литературных анализов. В 10-11 классе ученики детально изучают художественные тексты, личность автора и определяют место его произведений в историко-литературном процессе.

Адаптировать обучающихся к самостоятельной поисковой деятельности на уроках литературы следует, начиная с 5-6 класса, чтобы переходя на следующую ступень обучения, дети могли воспроизводить полноценный исследовательский анализ литературный явлений и процессов.

Данный этап обучения очень ценен, с точки зрения литературного образования, поскольку дети, постепенно приспосабливаясь к новым условиям и видам учебных действий, ещё не достаточно опытны как читатели. Поэтому целесообразней приобщать их к исследовательскому методу изучения материала на уроке литературы, включая в привычные для них формы работы элементы поисково-исследовательской деятельности. Здесь она будет проводиться в коллективно-индивидуальной форме. Поскольку дети этой возрастной группы не всегда могут выявлять проблематику произведения, четко ставить проблемные вопросы, в таком случае учитель направляет и координирует деятельность обучающихся на всех этапах выполнения исследовательских заданий.

При изучении в 6 классе средней общеобразовательной школы произведения А.И. Куприна «Чудесный доктор» исследовательское задание может строиться так: учитель ставит перед учениками вопрос «Как вы думаете, почему данное произведение имеет такое название?», затем обучающиеся излагают свои предположения. После этого организуется самостоятельная поисково-исследовательская работа по тексту, для того чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, в это время учитель выступает в роли координатора, который обращает внимание детей на время действия рассказа (канун Рождества –символ чуда) и сопоставление «спасителя» в тексте с образом ангела и т.д. В конце исследования результаты обобщаются, и ученики приходят к общему выводу.

В 8 классе средней общеобразовательной школы исследовательская работа может носить коллективный, групповой или индивидуальный характер. Как правило, на этой ступени образования объект исследования обучающиеся могут определить самостоятельно, но ход исследования по-прежнему контролирует учитель. Например, при изучении произведения А. И. Куприна «Куст сирени» исследовательское задание может быть на проведение сравнительного анализа данного произведения и рассказа И.А. Бунина «Кавказ» для того чтобы проследить как у каждого автора раскрывается тема любви, какие приёмы и средства они для этого использовали. Выполнить данное задание ученики могут самостоятельно в устной и письменной форме (в виде таблицы, либо с помощью Колец Венна — выявить общее и уникальное).

Исследовательская деятельность в 11 классе средней общеобразовательной школы может быть организована как индивидуально, так и в группах. Задания направлены на самостоятельное выполнение и создание новых оригинальных решений. Определив для себя тему, цели и задачи исследования, ученики делятся на три группы: первая — работа над образом Олеси (по повести «Олеся»); вторая — работа над образом Веры Николаевны (по повести «Гранатовый браслет»); третья — работа над образом Верочки (по рассказу «Куст сирени»). Обучающиеся самостоятельно разрабатывают перечень вопросов, которые должны освещаться в исследовательской работе (например, «Как автор описывает портрет главной героини?»; «Какая символика влияет на раскрытие данного образа?»; и т.д.), готовят проект, сопровождающийся созданными учениками видеороликами, рисунками, презентациями. В конечном результате, проанализировав исследовательский материал и полученные данные, ученики приходят к выводу о характере героинь и об отношении к ним автора [2, с. 240].

Таким образом, постепенное включение исследовательских заданий в образовательный процесс гарантирует достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Кроме того, степень сложности заданий будет варьироваться и обуславливаться возрастными особенностями обучающихся и их уровнем сформированности литературных знаний, умений и навыков.

Список литературы

  1. Басманова, Л. В. Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы в 5-6 классах : монография / Л. В. Басманова. — Уфа : Гелем, 2016. — 124 с. — ISBN 978-5-88185-324-2 . — Текст : электронный.
  2. Белоусова, Е. И. Организация исследовательской работы по литературе в профильной школе / Е. И. Белоусова. — Текст : электронный // Филология и культура. — 2012. — №3. — С. 237–241.
  3. Проектно-исследовательская деятельность: развитие одарённости : монография / И. А. Подругина, И. В. Ильичева; под редакцией А. А. Алексеевой. — Москва : МПГУ, 2017. — 300 с. — ISBN 978-5-4263-0463-5. — Текст : электронный.