Необходимость разработки маркетинговой стратегии в муниципальных образованиях

№67-2,

экономические науки

В данной статье рассмотрены основные понятия территориального маркетинга для муниципального образования. Рассмотрены теоретические основы. Выявлена и обоснована необходимость разработки маркетинговой стратегии развития территории. На основе проведенного исследования автор раскрывает необходимость разработки стратегии маркетинга территории для развития с учетом сложившихся закономерностей муниципального образования, и прогнозировать возможные изменения

Похожие материалы

В настоящее время в научной литературе не выработано единого мнения по поводу понятия «маркетинга территории». В публикациях по территориальному маркетингу существуют различные трактовки этого понятия. Из-за этого появляется путаница в содержательном наполнении термина и его целевой ориентации. Так, одни авторы, разрабатывающие региональные проблемы, считают, что региональный маркетинг — это «маркетинг, осуществляющийся на уровне региона, отражающий и впитывающий в себя специфику и особенности того или иного региона» [1].

Мировые тенденции дают понять, что маркетинг территории становится достаточно важной составляющей социально-экономической, международной и политической политики органов государственного и муниципального управления. Маркетинг территории это одно из главных направлений инвестиционной политики региона. Это один из главных ключей для повышения конкурентоспособности муниципального образования, который может реализовать потенциал региона, расширяя доступ к инновациям, новым технологиям, ноу-хау, специализированным услугам.

Многие исследователи и практики, утверждают, что одним из главных инструментов для нормализации среды, в которой завиваются российские муниципальные образования является маркетинг территории.

Вопросы, которые связаны с улучшением технологий и методов управления социально-экономическим развитием являются одними из первостепенных последние десяти лет. После проведенной муниципальной реформы местное самоуправление получило самостоятельность и ответственность. Появилась проблема внедрения элементов и методов маркетинга в стратегическое управление на муниципальном уровне.

Под маркетингом территорий понимается деятельность, связанная с разработкой комплекса мероприятий по повышению имиджа и конкурентоспособности территории с помощью основных маркетинговых инструментов и технологий. Для отечественной экономической науки маркетинг территорий является относительно новой областью исследования.

В перечень основных приоритетных направлениями разработки стратегии, которые могут послужить фундаментальной основой для разработки является:

  1. Брендинг территории
  2. Развитие торгового маркетинга территории
  3. Развитие отношений собственности
  4. Развитие земельных отношений
  5. Реконструкция сельскохозяйственных предприятий
  6. Развитие подготовки кадров
  7. Совершенствование экономических отношений и инвестиционная политика.

Стратегия маркетинга территории на муниципальном уровне помогает руководителям и гражданам местного самоуправления долгосрочную перспективу развития своего района. Чтобы разработать стратегию муниципального образования — это видение о стратегических целях района, приоритетах политики, которую проводят органы муниципалитета, важные направления и средства реализации поставленных целей.

По мнению Полякова Т. В «для того чтобы, сформировать устойчивую площадку конкурентоспособности территории необходима разработку маркетинговую стратегию развития, которая обеспечит комплексный подход к анализу выбранной территории, учитывая ее специфику, ее преимущества и недостатки, возможности, выделяющей базовые стратегические ориентиры и «точки роста». Данный подход реализуется в рамках концепции создания программы маркетинговой стратегии развития территории. Она представляет собой самые актуальные направления, которые позволяют провести детальный анализ муниципального образования и создать эффективную программу по его развитию» [4].

Чем выше инвестиционная привлекательность территориальной единицы, тем больше инвесторы заинтересованы во вложении средств в его экономику.

Во многих субъектах Российской Федерации существуют маркетинговые стратегии территории (такие, как Волгоградская область, Тамбовская область). По результатам этих стратегий можно говорить, что стратегия принесла субъекту, положительные или отрицательные результаты. Но если о маркетинге субъектов еще можно, что-то найти, то о маркетинге районов нет ничего. Отсутствие маркетинговой стратегии развития районов является, несомненно, минусом.

Направления развития территории должны стать результатом обоснования направлений развития муниципального района с позиции интересов социально-экономической системы данной территории и интересов субъекта РФ, в состав которого он входит.

Маркетинговая стратегия территории формирует уникальные свойства региона, обеспечивает социально-экономическое развития региона в соответствии приоритетами его развития. Маркетинг территории дает возможность включить население в развитие производства, управления. В Российской Федерации во многих субъектах существуют стратегии маркетингового развития, но на уровне муниципальных образований такой практики мало.

Формирование маркетинговой стратегии района рационально сочетает отрасли территории. Определяет эффективность и целесообразность их развития, помогает рассмотреть различные варианты развития территории. Определить перспективу развития с учетом сложившихся закономерностей и прогнозировать возможные изменения.

Результаты маркетинговой стратегии могут способствовать выбору более эффективных решений, для развития экономики, улучшения уровня жизни населения территории, и в целом муниципального образования.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Применение инструментов территориально маркетинга. – // Вестник науки Сибири. 2015. №3 (18).
  2. Блайхера К. Н. Основы маркетинга территории: Учебное пособие. – М. – издательство Москва, 2014. С. 10-22.
  3. Дайан А. Маркетинг города. / В кн.: Дайан А. и др. Академия рынка: маркетинг./ Пер. с франц.; науч. ред. А.Г.Худокормов. М., Экономика, 2013. С 103.
  4. Полякова, Т. В. Территориальный маркетинг как фактор формирования благоприятного имиджа территории/ Т. В. Полякова// Изв. ВолгГТУ: межвуз. сб. науч. ст. № 4 (77) / ВолгГТУ. - Волгоград, 2011. - С. 196-203 (Серия "Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)". Вып. 11). (1 п.л.)