Местное самоуправление в РФ: особенности становления

NovaInfo 18, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы местного самоуправления, основы законодательства, а также отмечается различие между государством и местным самоуправлением.

Ключевые слова

УПРАВЛЕНИЕ, ДЕМОКРАТИЯ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, MUNICIPALITY, МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, ADMINISTRATION, DEMOCRACY, RUSSIAN CONSTITUTION, MUNICIPAL SERVICE, КОНСТИТУЦИЯ РФ, МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА, LOCAL GOVERNMENT

Текст научной работы

Самоуправление — это вид управленческой деятельности, заключающейся в сознательном воздействии на волю людей с целью направления их поведения, организации их деятельности. Если же управление это совокупность отношений между теми, кто управляет, и теми, чье поведение подвергается управлению, то самоуправление это процесс, в котором управляют и выступают в качестве управляемых одни и те же лица. Общество, управляемое аппаратом чиновников, является самоуправляющимся, если оно основано на трех началах: разумном соотношении профессионально- властного управления и форм непосредственной демократии, наличии у граждан средств заявления и отстаивания своих интересов, выявлении, справедливом согласовании и осуществлении органами власти значимых запросов людей. При этом граждане через формы непосредственной демократии (выборы, референдумы) вправе решать наиболее важные управленческие вопросы (формирование представительных органов власти, принятие юридически обязательных решений.)

Муниципальное образование в системе местного самоуправления — это городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, отдельные территории городов федерального значения.

В российском обществе одну из главных ролей выполняют органы местного самоуправления. В повседневной жизни именно к ним гражданин обращается чаще всего. Одни из главных задач органов местного самоуправления состоит в том, чтобы предоставлять населению качественные услуги с соблюдением законодательства, принципов разумности и справедливости. Эта задача требует от муниципальных властей эффективного управления ресурсами и процессами, относящимися к ее компетенции.

На общий взгляд авторов новый импульс изменений в системе местного самоуправления дала Конституция РФ. Необходимо подчеркнуть, что заложенные в ней принципы местного самоуправления, которые вобрали в себя положительное содержание предшествующего законодательства, поначалу серьезно искажались в нормативных актах субъектов Российской Федерации. Более эффективно процесс восстановления самоуправленческих начал на местах и их совершенствования пошел после принятия Федерального закона от 28 августа 1995г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Именно на его основе сложилась новая организационно- территориальная структура местного самоуправления. Органы местного самоуправления были наделены публично-властными полномочиями (проявление государственной теории), но не рассматривались как органы государственной власти и не находились в прямом подчинении последних.

Несколько позже был принят Федеральный закон от 11 апреля 1998г. «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления». Так в плеамбула Хартии закрепляет ряд важных принципов. Например: органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя, полномочия местного самоуправления должны быть реальными и обеспечивать эффективное и приближенное к гражданам управление, местное самоуправление должно строиться на принципах демократии и централизации власти.

Дальнейшее совершенствование местного самоуправления подтолкнула законодателя к новому масштабному реформированию местного самоуправления — к принятию Федерального закона РФ от 06.10.2003г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В ст.2. говорится, что местное самоуправление осуществляется в пределах, установленных Конституцией РФ и федеральными законами, и лишь в отдельных случаях регулируется законами субъектов РФ.

Концептуальное наследие отечественных мыслителей позволяет выделить главные критерии эффективного функционирования органов местного самоуправления: насколько соответствуют они национальной культуре и традициям, насколько позволяют реализовывать потребности и защищать интересы граждан без вмешательства государства, насколько создают условия для институционального оформления структур гражданского общества.

Важно отметить различие между государством и местным самоуправлением. Различие в том, что местное самоуправление — это право граждан управлять общественными делами на местном уровне. Государство же является гарантом исполнения прав граждан. То есть, местное самоуправление это право гражданина, гарантируемое государством. Граждане имеют право на жизнь, здоровье, собственность, свободу слова, и иное, что прописано в декларации прав человека. Для обеспечения этих прав государство, с одной стороны, содержит армию, суд, таможню, социальную систему, а с другой — собирает налоги. Таким образом, государство принимает решения и обеспечивает защиту прав и интересов граждан.

Различия в правовой природе местного самоуправления и государства заставляет по-разному смотреть на порядок их функционирования. Государство за счет налогов обеспечивает нам исполнение прав. Местное самоуправление не гарантирует и не обеспечивает нам никаких прав, так как само, по сути, является правом, обремененным некоторыми полномочиями.

В настоящее время местное самоуправление в Российской Федерации в не является частью государственного управления и самостоятельно по отношению к нему. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Муниципальная служба обособлена от государственной службы. Вопросы местного значения, выступая как публично властные предметы ведения муниципальных образований, не имеют государственной природы и не могут рассматриваться как государственные полномочия.

Читайте также

Список литературы

  1. Федерального закон от 28 августа 1995г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 11 апреля 1998г. «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления».
  3. Федерального закона РФ от 06.10.2003г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
  4. Бардакова С.М. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления.//Государство и право. 2009. С.4.
  5. Юдахина И.В. Становление местного самоуправления в РФ.// Вестник военного университета. 2009.№ 4. С.161.
  6. Степанищев А.Т. История России: От российской государственности до Российской империи. М., 2007. С. 28-30.

Цитировать

Адилова, Н.А. Местное самоуправление в РФ: особенности становления / Н.А. Адилова, Л.А. Каменских, Г.Н. Копятина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2013. — № 18. — URL: https://novainfo.ru/article/1868 (дата обращения: 25.03.2023).

Поделиться