Анализ проблемы рекрутирования молодежи в деятельность общественных организаций

№67-2,

Социологические науки

В данной статье проанализированы результаты социологического исследования «Проблемы рекрутирования молодежи в деятельность общественных организаций», проведенного для выпускной квалификационной работы. Сделаны выводы о социальной активности молодежи Красненского района, предложены возможные пути решения данной проблемы.

Похожие материалы

Проблема рекрутирования молодежи в деятельность общественных организаций на сегодняшний день является одной из актуальных проблем современного российского общества. Несмотря на то, что в настоящее время существует огромное количество молодежных общественных организаций различных направлений деятельности, уровень участия молодежи в них достаточно низок и оценивается в интервале 3-7%.

Для выявления основных проблем вовлечения молодежи в деятельность общественных организаций было проведено социологическое исследование (на примере МО БРОООО «Российский союз молодежи» в Красненском районе). В нем приняли участие молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие на территории Красненского района.

Исходя из результатов проведенного социологического исследования, выяснилось, что общественная деятельность является достаточно популярной среди молодежи Красненского района, так в ней принимают участие 71% опрошенных и 51% из них являются членами различных организаций. Однако, активное участие в данной деятельности проявляют лишь 18% молодежи. Следовательно, можно предположить, что участие в общественной деятельности большей части молодых людей инициируется руководством учебных заведений, государственными структурами и т.д.

Из всех предложенных направлений общественной деятельности молодежь Красненского района больше всего готова принять участие в следующих: физкультура, спорт, пропаганда здорового образа жизни, профилактика девиаций (75%); помощь бездомным животным, зоопаркам, заповедникам (72%); охрана семьи, материнства и детства (72%); культура, искусство, художественное творчество (69%); охрана и восстановление памятников истории и культуры (зданий, сооружений), археологические раскопки (68%); благотворительность и волонтерство (67%).

Однако, больше всего респонденты не хотят участвовать в политической деятельности (39%) и в благоустройстве среды проживания и развитии инфраструктуры (подъезд/двор/улица) (36%).

Такое распределение ответов, возможно, связано с большей информированностью молодых людей о задачах построения здорового образа жизни, проблемах бездомных животных, проблемах нуждающихся в помощи семей и детей и т.д. Кроме того, сегодня деятельность в рамках данных направлений достаточно сильно популяризируется и пропагандируется в обществе.

Одним из важнейших аспектов в изучении проблем вовлечения молодежи в деятельность общественных организаций является выявление наиболее привлекательных для данной категории населения сторон общественной деятельности. В ходе исследования выяснилось, что, по мнению респондентов, люди участвуют в общественной деятельности для того, чтобы проводить свободное время интересно и с пользой (65%); общаться с интересным людьми, заводить новые знакомства, связи (61%). Также, около половины опрошенных причинами участия в общественной деятельности считают желание приобрести новые знания, умения, навыки, опыт (43%).

Среди причин, по которым молодые люди не участвуют в деятельности общественных организаций, респонденты выделили отсутствие желания, интереса (77%) и отсутствие времени (55%), а также чуть меньше половины опрошенных к таким причинам относят то, что молодежь в этой деятельности не видит для себя перспектив (38%) и не хочет брать на себя ответственность (34%). Все эти факторы необходимо учитывать при разработке технологий рекрутирования молодых людей в деятельность общественных организаций.

Для того чтобы донести какую-либо информацию до молодежи общественным объединениям в качестве каналов информирования следует использовать Интернет и социальные сети, согласно результатам исследования, 84% опрошенных узнают о мероприятиях именно из этих источников, на втором месте — друзья, коллеги (65%). И только лишь 5% опрошенных такой информацией не располагают.

Исходя из результатов исследования, 34% молодых людей желают вступить в молодежную организацию, но по каким-то причинам не делают этого. Поэтому необходимо разобраться, что препятствует данной категории молодежи стать членами организации. В ходе опроса, выяснилось, что большинство желающих затруднились ответить на вопрос о причинах, препятствующих их вступлению в организацию (37%). Поэтому, для того чтобы помочь молодежи в принятии данного решения необходимо организовать для данной категории людей встречу с руководителями молодежных организаций и ее активистами, а также, воздействовать на них через друзей, так как, наибольшую роль в вовлечении молодежи в общественную деятельность респонденты отвели друзьям — 36% опрошенных.

Среди наиболее эффективных мероприятий по привлечению молодежи в деятельность общественных организаций респонденты выделили массовую рассылку в сети Интернет, социальных сетях (44%), организацию популярных форм развлекательных мероприятий (43%), организация встреч с лидерами и активистами организации (41%), организацию образовательных мероприятий (41%). Это означает, что с помощью проведения комплекса этих мероприятий можно заинтересовать и привлечь новых членов общественной организации.

Так как исследование проводилось на примере местного отделения БРОООО «Российский союз молодежи» в Красненском районе, важно было выяснить, насколько молодому поколению известно о деятельности данной организации. Оказалось, что 22% опрошенных являются членами данной организации, 41% — что-то слышали о ней, 21% — хорошо знакомы с ее деятельностью, 17% — ничего не знают про данную организацию. Следовательно, для повышения уровня информированности молодежи о деятельности данной организации необходимо провести информационную кампанию, как в социальных сетях, так и на улицах всего района.

Таким образом, проанализировав результаты проведенного социологического исследования, можно сделать вывод о том, что молодежь Красненского района недостаточно вовлечена в деятельность общественных организаций. Большая часть молодых людей участвуют в общественной деятельности достаточно редко, либо вообще не участвуют (58% опрошенных). Молодое поколение не достаточно информирована, а значит не имеет полного представления об общественных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Красненского района. К тому же, значительная часть опрошенных молодых людей (39%) не желают вступать в данные организации.

Для того, чтобы решить данную проблему, общественным объединениям необходимо изучить факторы, мотивирующие современную молодежь к участию в общественной деятельности, усилить популяризацию и пропаганду своей деятельности, продумать эффективные методы рекрутирования молодежи в общественную организацию с учетом мнения молодежи.

Список литературы

  1. Сергеева Ю.С. Вторичный анализ материалов социологических исследований в изучении социальной активности российской молодежи. // Вестник Самарского муниципального института управления. 2015. №20. С. 98.