Организация кросскультурного взаимодействия молодежи в вузе (на примере НИУ «БелГУ»)

№67-2,

Социологические науки

Статья посвящена изучению кросскультурного взаимодействия, анализу законодательной базы РФ и нормативно-правовой базы Белгородского государственного национального исследовательского университета в организации кросскультурного взаимодействия.

Похожие материалы

Кросскультурное взаимодействие — пересечения разных культур, требующий, как понимания и уважения исключительной культуры народов, их жизненных норм, так и осознания необходимости взаимопонимания между людьми, становление нравственной толерантности.

Роль и значение толерантности в обществе вытекает из ее сути. Она считается одной из ключевых многоцелевых ценностей прогрессивного общества, многосторонность которой связана с усилением интеграционных направленностей, с одной стороны, и рвение к сохранению государственной идентичности, с другой. Стремительно развивающиеся кумулятивные процессы открывают инновационные возможности для стремительного развития взаимоотношений в мире, создаются благоприятные условия для усиления мобильности, стираются экономические и этнические границы — все это требует изучения новых подходов к пониманию толерантности, создания прогрессивного открытого и понимающего общества. Как только возникшая проблема всего мира толерантность в настоящее время прекратила быть задачей только одной какой-либо сферы социальной жизни, она заполучила статус масштабной социокультурной проблемы, проявляющейся во всех сферах жизнедеятельности.

Привлекая внимание к всей проблематике организации кросскультурного взаимодействия молодежи в рамках вуза, определяется ее потребность преодоления кризисного порога состояния общества, которое вызвано конфигурацией социально-экономических, институциональных, социокультурных причин жизнедеятельности, стремительно расширяющимся информационным пространством, поиском общества иных форм взаимоотношений между культурами, народами, социальными группами, отдельными индивидами.

В числе актуальных проблем кросскультурного взаимодействия студенческой молодежи выступают следующие:

  1. Неустойчивое студенческое социокультурное пространства;
  2. Недостаточность знаний и навыков владения иностранным языком;
  3. Низкий уровень межкультурной толерантности;
  4. Доминирование ранговых соотнесений (лучше — хуже);
  5. Низкий уровень востребованности кросскультурных взаимоотношений;
  6. Несоблюдение ценностей и норм коммуникативного этикета.

Организация кросскультурного взаимодействия в вузе регулируется государственной программой «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы. Целью программы является популяризация русского языка как фундаментальной опорой гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многокультурной России и его эффективного международного диалога.

На уровни субъектов федерации принимаются специальные законы, положения в которых определяется основная специфика обучения иностранцев с учетом региональных особенностей. На территории Белгородской области в Белгородском национальном исследовательском государственном университете при организации кросскультурного взаимодействия используются такие нормативно-регламентирующие документ, как: положение «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам для иностранных граждан»; приказ «Об утверждении требований к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке» № 34732 от 17.11.2014 г.; положение «об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам для иностранных граждан».

Положения регламентируют основные цели, задачи и направления, которые определяют всю дальнейшую работу с иностранными гражданами. Для самоосуществления организации кросскультурного взаимодействия и формирования ее на базе вуза, координатор реализует направленную деятельность согласно Законодательству и Конституции Российской Федерации.

Организация кросскультурного взаимодействия необходима для социокультурного пространства вуза, она способствует не только обогащению личностного потенциала участника, но и содействует развитию и возникновению профессиональной деятельности и компетенции. Кросскультурное взаимодействие помогает молодежи вливаться в культурное многообразие мира, принимать и формировать ценности и нормы, принимать из другой культуры поддерживающие обогащению, собственной. Поэтому вуз должен своевременно реагировать на возникающие проблемы и грамотно организовывать межкультурное взаимодействие учитывая особенности культур принимающий в студенческой социокультурной среде вуза.

В модернизуемом обществе сосуществование культур невозможно без солидарности и диалога между ними, что предполагает под собой становление и принятия такой формы бытия, как культурное многообразие, олицетворяющий собой адаптацию человека к иной культуре без отказа от своей собственной, поэтому в вузе существует целая система по организации кросскультурного взаимодействия, она ориентирована на активное вовлечение иностранных студентов во все сферы жизнедеятельности вуза.

Список литературы

  1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 – 2020 годы»: постановление правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295. [Электронный ресурс] / Электронный фонд // Режим доступа к изд.: http://xn--80abucjiibhv9a.xnp1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/4106 – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
  2. Бахарев В.В., Жукова Т.В. Формирование условий эффективной кросскультурной коммуникации студенческой молодежи // Педагогические проблемы высшей школы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2007. – С. 155-163.