Появление страхов у детей младшего школьного возраста в связи с новой социальной позицией

№68-1,

психологические науки

Данная статья посвящена причинам возникновения школьных страхов детей младшего школьного возраста. Данная тема является актуальной, так как в данном возрасте нарастает социальная активность, возникают чувства ответственности, долга, обязанности, т.е. обо всём том, что объединено в понятие «совесть», которое является центральным психологическим образованием данного возраста и содействует возникновению детских страхов.

Похожие материалы

Страхи — это эмоционально окрашенные ощущения беспокойства в качестве ответной реакции на реальную или воображаемую угрозу для благополучия и жизни. В ситуации действительной опасности для жизни страх имеет инстинктивный характер и представляет собой защитную реакцию [1].

При объективном рассмотрении эмоции страха, при его отрицательной окраске, можно отметить, что страх выполняет различные функции в жизни человека. Страх позволяет человеку избежать опасности, в связи с тем, что играет защитную роль. Поэтому страх можно рассматривать как естественное сопровождение развития человека [2].

По мнению В. В. Ковалева, страх является чувством внутренней напряженности, опасности для жизни, которое протекает в ожидании угрожающих действий, событий. Может сопровождаться разнообразными вегетативными расстройствами. Выражается — от неопределенного чувства опасности, неуверенности — до ужаса [3].

Страх может проявляться у человека на различных возрастных этапах: у детей от 1 года до 3 лет часто возникают ночные страхи, в 2 года чаще всего возникает страх неожиданных звуков, страх боли, страх одиночества. Для детей 3–5 лет характерны страхи темноты, замкнутого пространства и одиночества. В возрасте от 5–7 лет первостепенным становится страх смерти. Дети от 7 до 11 лет больше всего боятся того, что о нем подумают, будет ли он тем, каким его хотят видеть. Каждому ребенку характерны определенные страхи [2].

В младшем школьном возрасте переплетаются социально опосредованные и инстинктивные страхи. Инстинктивные, отмечаются эмоциональностью, формы страха — воспринимается как угроза для жизни, а социальные формы страха являются его интеллектуальной переработкой. В младшем школьном возрасте ведущий страх — это «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого ценят, понимают, уважают. Можно выделить следующие формы страха: «быть не тем», кем хотят тебя видеть, сделать не то, не так, быть наказанным и осуждённым.

Данные страхи обусловлены нарастающей социальной активности, о формировании чувства ответственности, обязанности, долга, т.е. обо всём том, что объединено в понятие «совесть», что является основным в данном возрасте психологическим образованием.

С 6–7 лет ребёнок идёт в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство долга, обязанности, ответственности, и это является одним из аспектов, которые формируют нравственные стороны личности. К моменту поступления в школу у детей количество страхов уменьшается, что обусловлено новой социальной позицией школьника, которая уменьшает инстинктивно опосредованные формы страха и эгоцентрическую направленность личности [4].

Поступление в школу — серьёзное испытание для детей. Новые требования, новое окружение, а сколько всего нужно научиться делать — концентрировать внимание, внимательно слушать учителя, уметь отвечать на вопросы преподавателя. А желание повеселиться, побегать, поиграть — необходимо подавлять. Если всё у ребенка идёт хорошо, и он со всем этим справляется — он верит в свои силы, радостен и увлечён. Если же возникают трудности — успехов нет и нечему радоваться как ребёнку, так и родителям, интерес к учёбе быстро проходит. Первоклассники, которые не могут справляться с учебной нагрузкой по разным причинам, со временем попадают в разряд неуспевающих, что приводит как к боязни школы, так и к неврозам.

Домашние задания, контрольные работы, давление родителей, ровесников и учителей, проблемы в обучении, отметки — все это способствует тому, что школа со временем может стать источником возникновения страхов, что повлияет на его здоровье и учёбу. Очень часто дети испытывают страх, когда чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля: контрольная слишком сложная, учитель несправедлив и т.д.

Ещё одна школьная проблема — волнение детей из-за возможных ошибок, а иногда из-за боязни насмешек или критики со стороны учителей, родителей, ровесников. Волнение держит младших школьников в состоянии гиперактивности или напряжения, что мешает нормальному обучению, потому так как учёба требует сосредоточенности и восприимчивости. Таким образом, в школе дети могут находиться в постоянном страхе [5].

Источником давления в основном являются контрольные работы. Они кажутся детям очень важными и даже отличники понимают, что им могут задать вопрос, на который они не в силах ответить. Волнение перед контрольной работой может плохо повлиять на способность ребёнка ответить на вопрос, даже на который он точно знает ответ, а ограничение времени, которое дается на выполнение работы иногда заставляет детей делать глупые ошибки. Из-за контрольных дети запугивают себя, когда в голове постоянно мысли о том, он может не знать правильного ответа и получить плохую отметку. От этого волнение усиливается, и в скором времени младший школьник попадает в ловушку запугивания, что мешает сосредотачиваться на задании.

Если младшие школьники не приобрели до поступления в школу необходимого опыта общения со сверстниками, они боятся не оправдать ожидания взрослых, неуверенные в себе, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед преподавателем [6].

Некоторые дети, когда готовятся к урокам, панически боятся сделать ошибку. Это возникает в тех случаях, когда родители очень драматично относятся к ошибкам и педантично их проверяют. Даже, если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание всё равно присутствует. В младшем школьном возрасте отметка — это не только оценка конкретного результата деятельности, она воспринимается ребёнком субъективно, как оценка всей его личности.

Когда ребенку говорят, что он плохой, потому что плохо учиться, он соглашается, и возникает неразрешимый внутренний конфликт. Он сопровождается чувством неопределённости, неуверенности в себе и различными страхами. В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны.

В основном подобные страхи с возрастом меняют свой характер, а иногда совсем исчезают. Но если они принимают длительный характер, то вызывают у ребёнка неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их, возникает чувство бессилия.

Таким образом, основная часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности: «боязнь быть не тем», боязнь конфликта со сверстниками, страх сделать ошибку, боязнь получить плохую отметку. Школьные страхи не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов.

Список литературы

  1. Степанова, Е.Н. Поиграем в «забавные страхи и смешные ужасы»? / Е.Н. Степанова // Дошкольное воспитание. – 1997. – №5. – С.65–68.
  2. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей / Захаров А.И. – М.: Педагогика, 1986. – 112 с.
  3. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста / В.В. Ковалев. – Москва: Медицина, 1979. – 608с.
  4. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1987. – С.40.
  5. Вайзман, Н. Реабилитационная педагогика / Н. Вайзман. – М.: Аграф, 1996. – С.74.
  6. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. – М.: МГУ, 1980. – 439 с.