Налогообложение как инструмент государственной поддержки малого и среднего бизнеса: зарубежный опыт

№55-3,

Экономические науки

В данной статье рассматривается налогообложение как инструмент государственной поддержки малого и среднего бизнеса: зарубежный опыт.

Похожие материалы

В настоящее время развитию и поддержке малого и среднего бизнеса (МСБ) не только в развивающихся, но и в развитых странах уделяют особое внимание, потому что именно малые и средние предприятия создают основу для устойчивого развития национальных экономик, они быстро адаптируются в постоянно меняющихся условиях. Как известно, именной такой бизнес является самым гибким сектором экономики, что помогает быстро реагировать на изменения на рынке и перестраиваться под них с наименьшими потерями.

Стимулирование и поддержка МСБ особо актуальны на современном этапе развития и существования государств, потому что он оказывает влияние на такие сферы как:

  • социальная сфера
  • финансовая сфера
  • бюджетная сфера
  • экономико-стимулирующая сфера
  • инновационно -инвестиционная сфера

Одним из важных направлений государственной налоговой политики современной России можно считать установление баланса между государством и налогоплательщиком. Со стороны государства необходимо формирование такой налоговой системы, которая могла бы дать возможность для развития МСБ, не снижая налоговую нагрузку.

Основным документом, регулирующим, отношения между государством и субъектами МСБ в сфере налогообложения является Налоговый кодекс РФ (НК РФ), а главным законодательным актом, который относит организации к субъектам МСБ, является Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

В НК РФ нет определений таких понятий, как «малое или среднее предприятие» и «субъект малого или среднего предпринимательства». Исходя из этого, нужно отметить, что никаких особенных условий налогообложения нет, в том числе налоговые льготы для МСБ не установлены, хотя в нем указаны особые нормативно-правовые положения, направленные на стимулирование МСБ в России. Можно выделить следующие нормативно-правовые положения:

  • установление специальных налоговых режимов;
  • введение упрощенных правил налогового учета;
  • введение упрощенной формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам.

Необходимо подчеркнуть, что в России развитие налогообложения МСБ шло очень медленно. Наша страна на своем пути развития претерпела много неудач и потрясений. С того момента, как в российском государстве осознали проблему в налогообложении, было принято множество различных нормативно-правовых актов, направленных на поддержку со стороны государства, и, в первую очередь на создание стимулов и предоставление льгот по налогообложению.

Обстановка в налоговом стимулировании МСБ стала меняться в 90-х гг. двадцатого столетия. В 1996 г. был принят закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», в 1998 г. - «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», а в 2013 г. - «О патентной системе налогообложения». Налоговая политика в отношении субъектов МСБ немного изменилась и стала развиваться по двум направлениям. Налоговое законодательство в этот период сделало огромный шаг в пользу малых и средних предприятий.

Важным шагом по стимулированию налогообложения было введение в 2001 г. в НК РФ раздела VIII «Специальные налоговые режимы»[1].

Специальные налоговые режимы для субъектов МСБ:

  1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ЕСХН)
  2. Упрощенная система налогообложения (УСН).
  3. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
  4. Патентная система налогообложения (ПСН).

Специальные налоговые режимы стимулируют МСБ на ведение своей деятельности и дают возможность развиваться, а государственный бюджет получает значительные поступления. Но нужно отметить тот факт, что льготное налогообложение может сдерживать перерастание малых предприятий в крупные из-за выгодных условий ведения бизнеса. А это может негативно сказываться на экономике страны. Несмотря на то, что налоговое стимулирование МСБ значительно улучшилось в наши дни, но существует еще некая незавершенность законодательных актов, стимулирующих деятельность такого рода бизнеса [2, с. 114–118].

Процесс налогового стимулирования за рубежом можно рассмотреть на примере трех государств таких как: США, Великобритания и Франция.

Таблица 1. Сравнительная характеристика налогового стимулирования МСБ в России и за рубежом.

Наименование страны

Налоговые стимулы

Россия

Специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН)

США

Уплата подоходного налога по более низким ставкам. Собственники малых и средних предприятий освобождаются от налогов по доходам, которые были получены от продажи акций «квалифицированных малых предприятий». Применяется прогрессивное налогообложение прибыли. Налоговые льготы предоставляются на уровне штатов, где они применяются для привлечения предпринимателей в депрессивные регионы, предпринимательские зоны

Франция

Для малых и средних предприятий предусмотрен упрощенный налоговый режим декларирования прибыли и уплаты налогов. На 40–50 % снижен налог с предприятий, осваивающих новые технологии. Предусматривается и возможность отсрочки уплаты ряда налогов при временном недостатке ликвидных средств.

Великобритания

Предприятия с доходом менее 15 000 фунтов стерлингов имеет право заполнять простую налоговую декларацию, не приводя подробных данных о своих активах и деятельности. Предприятие освобождается от авансовых платежей, если его годовые суммарные обязательства менее 500 фунтов стерлингов Временные льготы, которые вводятся на определенный период времени. Налоговые скидки на затраты по НИОКР. Налоговые стимулы для инвесторов в акции малых и средних предприятий.

Исходя из анализа политики налогового стимулирования в зарубежных странах налоговое стимулирование более эффективно, чем в России. В нашей стране понятия МСБ появились значительно позже, и развитие проходило в более быстром темпе, поэтому российскому налоговому законодательству, нужно еще претерпеть множество изменений, которые пойдут на пользу МСБ.

Российским предпринимателям не хватает профессиональных знаний НК РФ и законов. Это и является одной из главных негативных тенденций в развитии МСБ. У руководителей предприятий нет времени разобраться в тонкостях системы налогообложения, а привлечь дополнительные кадры нет возможности. Основные недостатки, которые отличают российское налоговое законодательство от иностранного и тормозят развитие МСБ:

  • минимальное количество налоговых льгот - низкая эффективность использования в интересах МСБ;
  • усложнена процедура бухгалтерского учета и отчетности предпринимателей перед налоговыми органами;
  • трудно оспорить в законодательном порядке действия налоговых органов, по-своему трактующих двойственные положения законодательства.

Чтобы улучшить положение по сравнению с зарубежными странами, несомненно, нужно продолжать совершенствовать систему налогообложени, но и сами налогоплательщики должны повышать свой уровень знаний, который поможет в успешном ведении бизнеса.

Также важно отметить, что России необходимо больше сил затратить на развитие инновационной деятельности, которой в зарубежных государствах уделяют большее значение. Успешное внедрение инноваций— это залог стабильности и успеха предприятия, и, соответственно, увеличение поступлений в государственный бюджет. Необходимо еще раз подчеркнуть, что экономика страны не может развиваться без успешного сочетания МСБ, поэтому эти сектора экономики необходимо поддерживать и стимулировать их развитие. Все это способствует стабильному развитию государства и может привести к становлению России на пьедестал ведущих мировых инновационно-развитых держав[4, с. 53].

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации
  2. Дорошенков, А. С. Налоговое стимулирование малого бизнеса в России: оценка результатов / А. С. Дорошенков // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 339. с. 114–118.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2013 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  4. Дежина И.Г. Новые инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности// Инновации. – 2015. с. 53