Управление образованием в России: исторический аспект

№69-1,

педагогические науки

Статья затрагивает вопросы развития образовательного менеджмента в России с середины XIX до конца XX столетия.

Похожие материалы

Образование является важной частью человеческой деятельности и рассматривается как самостоятельная область научной познавательной мысли.

Управление системой образования неразрывно связано со всей историей управления. Своими корнями отношения управления уходят в доисторическую эпоху. Период формирования аппарата государства становится очередным этапом развития отношений управления. Значительный вклад в развитие управленческих процессов вносит разработка теорий управления зарубежными исследователями (Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо, А. Маслоу и др.), в том числе в эпоху технической революции, а также стремление как зарубежных, так и отечественных деятелей образования перенести предлагаемые общие идеи управления в сферу управления педагогическими системами (Ф. Боббитт, Дж. Купман, У. Йох, Н.И. Иорданский, А.Н. Волковский и др.).

В России теория управления образованием зарождалась как отрасль педагогики. Основоположником гуманистических традиций отечественной педагогики заслужено принято считать великого русского ученого М.В. Ломоносова, автора целого ряда сочинений, посвященных проблемам преподавания и организации учебного процесса в гимназии и в высшей школе.

Середина ХIХ века ознаменована широким общественно-педагогическим движением. Выдающиеся русские классики, действующие педагоги, практически руководившие образовательными процессами, — К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Л.Н. Толстой, обобщая свои наблюдения, формулировали важные теоретические выводы. Значимый вклад в осознание деятельности руководителя школы в дореволюционный период внес Н.А. Корф, впервые сделавший попытку развести функции директора учебного заведения и школьного совета.

В конце ХIХ века появляется первый учебник об устройстве школы, заявивший о зарождении полноправной научно-практической отрасли знаний — школоведении. А работы И.П. Дергача и П.Н. Соломатина, раскрывающие проблемы демократизации управленческих процессов, вносят свою лепту в развитие управленческой мысли и формирование этапа «накопления знаний» в данной сфере.

В первые годы существования советской школы вопрос научного руководства не привлекал к себе внимания. Характерной чертой данного периода было стремление построить новую школу, в которой работники несут коллективную ответственность за все происходящее в школе.

События октябрьской революции меняют требования к стилю управления. При поддержке и по инициативе В.И. Ленина в систему руководства организациями вводится принцип единовластия и единоличной ответственности руководителя за состояние дел в учебном заведении.

В 1932 году ученый-исследователь Н.И. Иорданский в своей статье «Управление и руководство школой» впервые в педагогике употребляет термин «управление» и таким образом ознаменовывает новый этап развития науки.

В 30-40 годы XX столетия школоведение становится отдельной отраслью педагогического знания, охватывающей как вопросы внутришкольного управления, так и управление школой вышестоящим учреждением.

Укрупнение школ и усложнение задач требует преобразований в управленческой сфере. Возникает необходимость разделения функций управленческого труда, планирования и анализа учебного процесса. Ведущую роль в руководстве школой отводят функции контроля, о чем свидетельствуют приказы Народного комиссариата просвещения РСФСР 1934 г. и 1943 г. Данный этап развития управления образовательным учреждением получает название «школоведческий» этап, т.к. впервые в учебниках по педагогике под редакцией И.А. Каирова (1939) и П.Н. Груздева (1940) появляются специальные разделы «Школоведение», отображающие роль директора школы и направления его работы. Четко прослеживается мысль о том, что школоведение — это новый раздел педагогики, однако говорить о развитии полноправной науки управления образовательным учреждением пока еще рано, поскольку внимание уделяется в основном двум функциям управления — руководству и контролю, а исследования носят большей частью эмпирический характер.

Общепризнанной частью педагогики школоведение становится в 50-60 годы, когда под редакцией Н.И. Болдырева, А.Н. Волковского, В.Г. Каирова и М.П. Малышева выходят труды, подчеркивающие, что школоведение — часть педагогики, раскрывающая вопросы, связанные с административно-педагогической, хозяйственной деятельностью руководителя школы, деятельностью педагогического совета, а также внутренним распорядком учебного заведения.

Существенный вклад в становление основ образовательного менеджмента вносит А.Н. Волковский, который в своей статье «К вопросу о школоведении как самостоятельной отрасли педагогики» уделяет внимание проблеме определения научных основ школоведения как отдельной теоретической науки.

В период реформ 60-х годов возрастает интерес исследователей к организации школьного дела с позиции развития подходов и методов управления. В педагогической литературе активно начинают применять термины «управление школой», «внутришкольное управление», появляются исследования по проблемам организации управленческой деятельности в школе. Особая заслуга в этом отводится А.А. Орлову, В.Ю. Кричевскому, Н.С. Сунцову, Е.П. Тонконогой, В.Ю. Худоминскому, Т.И. Шамовой. Возникает новый этап в развитии науки управления школой.

70-е годы характеризуются осознанием управленческих проблем с точки зрения теории и практики управления сложными социальными системами. Активное применение результатов исследований теории системного подхода (А.А. Аверьянов, И.В. Блауберг, В.И. Кремянский, В.П. Кузьмин и др.) позволяет аргументировать использование системного подхода в управлении образовательной организацией, что впервые было сделано Ю.А. Конаржевским.

90-е годы открывают новый период в управлении образовательными системами. Кардинальные преобразования в обществе меняют цели и содержание образования, что способствует выявлению противоречий в системе управления образовательными учреждениями.

Такие перемены потребовали перестройки управленческих функций, иных отношений в системе управления. Поскольку старые нормативные требования потеряли свою актуальность, а новые еще не сформировались, в науке и практике возник интерес к научному осмыслению педагогической реальности, к поиску новых управленческих подходов.

Но несмотря на значительное расширение исследовательского поиска, использование зарубежного опыта, целостной общепризнанной структуры теории управления образованием до конца еще не сложилось, а признанные социальным управлением и западным менеджментом научные концепции и подходы требуют тщательного рассмотрения и адаптации в условиях современной России.

Анализ историко-педагогических предпосылок создания концепции управления образованием позволяет сделать выводы, что данная проблема имеет глубокие исторические и научно-теоретические корни и является актуальной для всех этапов социального развития общества. При этом новый период развития общества выдвигает перед системой образования новые цели, детерминируемые в цели управления образовательными учреждениями и образовательной системой в целом.

Список литературы

  1. Барановский, А. И. Образовательный менеджмент: актуальные проблемы становления [Текст] / А. И. Барановский // Современные наукоемкие технологии. – 2008.– № 1. – С. 25–28.
  2. Гришанин, И. П. Менеджмент образовательных учреждений [Текст] / И. П. Гришанин. – Владивосток : ДВГУ, 2002. – 65 с.
  3. Камнева, И. Ю. Становление теории управления в образовательных системах [Электронный ресурс] / И. Ю. Камнева // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление : электрон. научн. изд. – 2010. – Т. 6. – № 3(8). – С. 11–23.
  4. Новиков, Д. А. Теория управления образовательными системами [Текст] / Д. А. Новиков. – М. : Народное образование, 2009. – 452 с.