Проектного управление экологическими процессами

№114-1,

экономические науки

Данная работа освещает тему экологических проблем и решения их путем проектного подхода. Тема экология на данный момент одна из ключевых в развитии стран. На примере зарубежного опыта были рассмотрены основные экологические проекты и выявлены черты, присущие экологическим проектам.

Похожие материалы

В процессе хозяйственной деятельности человека происходит изменения многих природных процессов. Происходят изменения водного, теплового, геохимического и биологического баланса, изменение климата, нарушение устойчивости экосистем. Нарушение системы «человек-природа» как единого объекта управления вызвано: отсутствием глубокого анализа причин ухудшения состояния компонентов природной среды, несовершенством правовой и нормативно-методологической базы в области экологии и охраны окружающей среды, слабым экологическим воспитанием и образованием, пример такого метода-проектный.

Решение таких проблем указывает на необходимость использования комплексного подхода к исследованию и решению вопросов управления природными процессами.

Заслуживает внимание зарубежный опыт решения вопросов в сфере природопользования, основанный на проектном управлении. Так, А.Дибо, Б.Ноубол, Л.Санчес указывают на важность применения проектного подхода при проведении кумулятивной оценки проектов, с сохранением разнообразия. Дж.Дино, С.Даниельсен и К. Кьяппино в своем исследовании отражают проектные инструменты управления, применяемые при разработке программ по переработке отходов горной промышленности Италии и Норвегии, что способствует сохранению ресурсов и увеличению утилизации отходов. С. Фест систематизирует проблемы при реализации ветроэнергетических проектов в провинции Онтарио (Канада) на основе механизмов управления в области возобновляемых источников энергии. Группа ученых под руководством Б.Гордона дает рекомендации по управлению проектами, связанными с зеленой инфраструктурой, что способствует повышению привлекательности данных территорий для инвесторов. Роль общественного понимая в оценке социального успеха для управления эколого-экономической системой на примере проекта восстановления солончака на винограднике в штате Массачусетс (США), обоснована в исследованиях Л.Джозефса и Э.Хэмфриса. Как видно проектный опыт, давно является одним из ведущих зарубежных инструментов управления.

В Российской Федерации активно используется программно-целевой метод, но по данным Счетной палаты РФ, почти треть всех государственных программ неэффективны. Требуется поиск новых организационных механизмов при их реализации, одним из которых может выступать проектно-целевое управление. Проектный подход уже показал свою эффективность в коммерческих организациях и опыте зарубежных стран, поэтому целесообразно перенести опыт и в деятельность органов государственной власти РФ, а также в деятельность госкомпаний.

В настоящее время в России осуществляется внедрение проектного формата управления эколого-экономическими и социальными процессами. Из Из анализа статьи Н.Н.Яшалова, И.М.Потравный, В.В.Гассий такие проекты имеют отличительные черты:

  1. Эконаправленность проекта: ориентация на успешное достижение экологически значимых целей, своевременное решение проблем в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования, выражение общепринятых экологических ценностей.
  2. Целенаправленность или целевая ориентация проекта: проект осуществляется для достижения измеримой цели, имеющей ограничение по времени и предполагающий определенный план действий для ее достижения. Цель должна быть измеряемой количественно.
  3. Уникальность и инновационность проекта: возможна уникальность комплекса работ и/или уникальность полученных результатов в сфере охраны окружающей среды. В идеале природоохранительный проект — это процесс, приводящий к созданию зеленых инноваций.
  4. Ограниченная протяженность во времени, каждый этап проекта ограничен временными сроками, четко определены моменты начала и завершения проекта.

Среди основных причин и факторов, которые обусловили применение проектного подхода в сфере экологического управления, можно выделить две ключевые.

Во-первых, низкий уровень бюджетного финансирования и инвестиций в охрану окружающей среды. На современном этапе в российской и международной практике довольно значительное количество открытых диалогов ведется по поводу охраны окружающей среды, однако несмотря на это, проблемы в экологической сфере приобретают все большую актуальность. Для решения задач в области природопользования требуется полноценное финансирование природоохранных и природосберегающих мероприятий. Однако если смотреть с позиции доли расходов в общей сумме бюджетных расходов, то расходы на природоохранную деятельность на протяжении 2007–2017 гг. составляли менее полпроцента, что говорит о не приоритетности осуществляемых мер по экологической политике в стране. За десятилетие меняется также основной источник финансирования природоохранной деятельности. Почти три четверти экологических расходов в 2017 г. приходятся на федеральный бюджет. С каждым годом возрастает количество субъектов Российской Федерации, являющихся регионами-реципиентами и, соответственно, их бюджеты становятся дотационными.

Не лучше обстоит ситуация с инвестициями природоохранного характера: за 2007–2017 гг. их объем в сопоставимых ценах уменьшился почти на 9 %. При этом предприятия увеличили инвестирование на 24,21 %, а вот бюджеты всех уровней сократили объем инвестиций в 3,5 раза. В целом, по данным Росстата, удельный вес экологических инвестиций к общему объему инвестиций основной капитал за 2017 г. составил 0,96 %, что говорит о низкой инвестиционной привлекательности экологических проектов.

Во-вторых, основные экологические показатели во многих субъектах Российской Федерации остаются неудовлетворительными. К примеру, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды разрабатывает ежегодный Приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы. По данным за 2017 г. в этот перечень попало 21 муниципальное образование страны с общим числом проживающих в них 5,1 млн чел. Население двадцати российских регионов проживает в районах высокого и очень высокого загрязнения воздуха. Крайне негативно обстоят дела в области обращения с отходами производства и потребления: с 2007 г. по 2017 г. их количество, по данным Росстата, увеличилось с 3,9 до 6,2 млрд т, то есть больше чем в полтора раза. Порядка 4 млн га территории страны покрыты мусорными свалками. К серьезным экологическим и климатическим проблемам также можно добавить увеличение выбросов парниковых газов. Одним из последствий глобального потепления, вызванного деятельностью человека, является рост числа опасных гидрометеорологических явлений. Помимо вышеперечисленных проблем, в список можно добавить низкое качество питьевой воды, вырубку лесов, рост энергопотребления в российских регионах и пр. Для преодоления этих экологических угроз необходимо повысить эффективность обоснования и принятия управленческих решений в сфере экономики природопользования путем использования методологии проектного управления.

На основе данных проблем в России начал реализовываться проект «Экология» на период до 2024 года (установлен Указом Президента России от 7 мая 2018 года № 204), который включает 11 федеральных проектов, направленных на выполнение актуальных целей по охране окружающей среды и рационального природопользования. Достижение целевых показателей по данному проекту позволит России выполнить ряд Целей устойчивого развития 2030, разработанных ООН. А.М. Авдонина в статье «Национальный проект "Экология": робкие шаги к реализации» отмечает, что наличие проекта в системе других проектов свидетельствует о том, что впервые в новейшей истории развития России предпринята попытка сбалансированного решение социально-экономических задач. Данное направление является приоритетным для Российской Федерации.

Список литературы

  1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года //Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420355765
  2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Режим доступа: http://base.garant.ru/71937200/
  3. Паспорт национального проекта «Экология»; Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). Режим доступа: http://mnr.gov.ru/activity/directions/
  4. В.Н. Краснощеков; Д.Г. Ольгаренко «Оценка эффективности реализации национального проекта "Экология"». Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-realizatsii-natsionalnogo-proekta-ekologiya/viewer
  5. И.М. Потравный, Н.Н. Яшалова, В.В. Гассий, К. Йе. Чавез Феррейра «Проектный подход в управлении экологически-ориентированным развитием экономики региона». Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnyi-podhod-v-upravlenii-ekologicheski-orientirovannym-razvitiem-ekonomiki-regiona/viewer
  6. Dibo A.P.A., Noble B.F., Sánchez L.E. Perspectives on Driving Changes in Project-based Cumulative Effects Assessment for Biodiversity: Lessons from the Canadian Experience // Environmental Management. — 2018. — Vol. 62(5). — P. 929–941.
  7. Dino G.A., Danielsen S.W., Chiappino C. Recycling of rock materials as part of sustainable aggregate production in Norway and Italy // Quarterly Journal of Engineering Geology and Hydrogeology. — 2017. — Vol. 50, iss. 4. — P. 412–416.
  8. Fast S. Assessing public participation tools during wind energy siting //Journal of Environmental Studies and Sciences. — 2017. — Vol. 7, iss. 3. — P. 386–393.
  9. Gordon B.L., Quesnel K.J., Abs R., Ajami N.K. A case-study based framework for assessing the multi-sector performance of green infrastructure // Journal of Environmental Management. — 2018. — Vol. 223. — P. 371–384.
  10. Josephs L.I., Humphries A.T. Identifying social factors that undermine support for nature-based coastal management // Journal of Environmental Management. — 2018. — Vol. 212. — P. 32–38.