Международный опыт государственного и муниципального управления: сравнительный анализ

NovaInfo 71, с.150-154, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена вопросам государственного и муниципального управления в сравнении с зарубежными моделями построения государственного аппарата управления.

Ключевые слова

СТРУКТУРА ВЛАСТИ, ПАРЛАМЕНТ, ЧИНОВНИК, МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, АППАРАТ, ПРАВИТЕЛЬСТВО, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Текст научной работы

Государственное и муниципальное управление это первоначальная ступень для тех, кто хочет стать профессиональным чиновником. Имея соответствующий диплом и большой кругозор знаний, специалист данной области может применить свои умения и навыки в структурах административного управления.

В современном обществе роль государственного и муниципального управления необходима для более грамотного и рационального развития аппарата управления. Изучаемая нами подготовка включает в себе социальные науки, гуманитарные, экономические, предметы из области права и информационных технологий. В зарубежных странах аппарат управления различен от российского и на основе моделей органов государственной и муниципальной власти мы можем провести сравнительный анализ.

Правительство в зарубежных странах

Государственная власть и ею предписанные полномочия в Конституции в некоторых странах отсутствует. Во некоторых президентских республиках правительственных структур как юридического института не существует. Существуют несколько подходов к структуре Правительства: структура правительства не одинакова в англо-саксонских и континентальных странах.

Англосаксонские страны

Правительство (80-100) и Кабинет (20-25) — внутренний (3-5)

Правительство состоит из министров и еще включает в себя министров без портфеля (чиновники выполняющие поручения премьер-министра и имеющие право решающего голоса), руководители ведомств. Весь правительственный состав почти никогда полностью не собирается, и поэтому структурная деятельность переносится в Кабинет.

В континентальных странах различают: Совет Министров, Совет Кабинета, Президент Премьер-министр. На заседаниях совета министров обычно решаются наиболее важные вопросы. Для всех правительств характерна "диктатура" премьер-министров. Так как, состав Правительства особенно его внутренняя часть определяется лично премьер-министром. Если хоть кто-то из Правительства не согласен с точкой зрения премьера, он подает в отставку.

Бихевеаризм — двухпалатный парламент (федеративное государство). Верхняя палата состоит из представительства субъектов федераций. Некоторые унитарные государства имеют двухпалатный Парламент: верхняя палата служит консервативным сдерживателем демократизма нижней палаты. Чаще всего верхняя палата избирается косвенным путем или назначается. И только в некоторых случаях, например США, депутаты верхней палаты избираются всенародным голосованием. Преимущественными правами в процессе законодательства обладает нижняя палата Парламента, именно туда в основном поступают законопроекты. Правом вето обладает верхняя палата, причем не всегда абсолютного. В странах типа Великобритании, верхняя палата имеет право отлагательного вето, сроком на 1 год. Например в Польше простое большинство голосов нижней палаты может преодолеть вето верхней палаты. В Конституциях некоторых стран установлен перечень вопросов, которые не могут быть приняты без согласия обеих палат (Германия, Бразилия). Прежде всего, это вопросы конституционного устройства и федеративного устройства.

Великобритания

Люди получившие титул по наследству, составляли верхнюю палату лордов. Хоть и в течении 18-19 веков она неоднократно пополнялась пожизненными пэрами, которых короли и политические партии, находящиеся у власти, вводили в эту палату для создания перевеса голосов в свою пользу. Долгое время палату посещали не только входящие в нее лица (общая численность -1000 человек). Кворум для голосования — 30 человек.

Основные проблемы законодательной власти в современном мире

  1. Парламент уже не отображает интересы простого народа, теперь он выражает интересы высших слоев общества;
  2. Парламент не самостоятелен в законотворческом процессе и имеет прямую зависимость от Правительства;
  3. В современном бюрократическом обществе где власть далека от народа, Парламент не может обладать объективной и оперативной информации о положении дел в обществе, что не способствует дальнейшему развитию общества. Далеко не все из этих политических замечаний полностью соответствуют действительности.

Но фактически во всех странах последние лет десять роль исполнительной власти возрастает в законотворческом процессе, что заставляет парламентариев разрабатывать различного рода реформирование законодательной власти. Эти проблемы актуальны для республик парламентского типа.Особенно актуальны эти проблемы для парламентских республик. Тут не только законодательная инициатива принадлежит Правительству, но и возможность объективного контроля за его деятельностью сведена к нулю.

При демократическом обществе, политические силы всегда меняются что вынуждает исполнительную власть прислушиваться к парламентской критике и мнению народа, ведь в противном случае партия потерпит крах и серьезные потери на политических выборах. Направленность парламентского реформирования в странах различно. В некоторых странах Парламенты борются за больший контроль в деятельности Правительства, а в других странах добиваются усовершенствованию депутатского корпуса, внесении поправок в правовое положение депутатов и усовершенствовании методов парламентских процедур.

Местное самоуправление в зарубежных страна

Территориальные коллективы в некоторых демократических странах имеют право создавать свои представительные органы власти. Но все же не все территориальные единицы обладают подобным правом. Традиционным принято считать двухуровневые системы административно-территориального деления (графства и муниципалитеты — США, акты и общины — Дания, префектуры и муниципалитеты — Япония). Самый низкий уровень общины формируется естественным поселенческим принципом, и поэтому он всегда имеет право на самоуправление, а вышестоящие уровни формируются властью, поэтому наделение их самоуправлением остается прерогативой государства. Полицейские функции выполняет второй уровень, он создан для государственного, территориального контроля. Практически в каждой западной стране пытались внедрить реформу административно-территориального устройства, но далеко не все они завершились успешно. В странах, где история общинного самоуправления насчитывает ни одно столетие, изменить административно-территориальное деление не удалось. А в Германии, Нидерландах, Дании проведенные реформы привели к значительному сокращению административно-территориальных единиц. Далее появляются новые административно-территориальные единицы в основном в городах. Во многих странах крупные города стали самостоятельными территориальными единицами с едиными органами управления (ФРГ, Греция, Великобритания, Новая Зеландия). Третий уровень это формирование регионов. Необходимость в этом была вызвана тем, что второй уровень территориальной организации получил полномочия самоуправления и для контроля за деятельностью нужно было создавать третий уровень, образование Евросоюза и существование регионов стало необходимым для участия в общеевропейских программах.

Территориальная основа местного самоуправления развивается не только вверх, но и вниз. Во многих странах формируются органы местного самоуправления даже на самом мелком уровне внутри муниципального образования (приходы в Великобритании).

Заключение

В западных странах государственные структуры на уровне муниципалитетов более развиты нежели в восточных. А в России местному самоуправлению сейчас уже стало уделяться больше внимания чем прежде. Государственные структуры достигли своей гибкости и четкости к меняющимся политическим условиям. Но к отрицательным последствиям можно отнести уменьшение престижности государственной службы (в англо-саксонских странах), потребители государственных услуг, возможность свободно делать свой выбор не увеличилось.

Читайте также

Список литературы

  1. Барабашев Г.В. Муниципальные органы современного государства (США, Великобритания). - М., 1999.
  2. Емельянов Н. А. Местное самоуправление: международный опыт. - Тула, 2006
  3. Евдокимов В.Б. Системы местного самоуправления в зарубежных странах // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 2.
  4. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
  5. Рысаев И.Ш. Зарубежный опыт муниципального управления: учебное пособие. – Уфа: БАГСУ, 2008

Цитировать

Оганнисян, Р.А. Международный опыт государственного и муниципального управления: сравнительный анализ / Р.А. Оганнисян. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 71. — С. 150-154. — URL: https://novainfo.ru/article/13945 (дата обращения: 12.08.2022).

Поделиться