Понятие и сущность местного самоуправления в Российской Федерации

№121-1,

политология

В данной статье раскрываются особенности органов местного самоуправления и их понятие и сущность.

Похожие материалы

В Конституции Российской Федерации в ч. 2 ст. 130 предусмотрено осуществление гражданами местного самоуправления непосредственно — через референдум, выборы и другие формы прямого волеизъявления, так и опосредованно — с помощью выборных и других органов местного самоуправления [1, ст. 4398].

Двойственность самоуправления проявляется в том, что с одной стороны самоуправление предполагает самостоятельность формируемых населением органов местного самоуправления, а с другой, — их функционирование осуществляется в пределах объективного права. Таким образом, их возможности ограничены нормами права, а о самостоятельности, как принципе местного самоуправления, можно говорить с оговорками — она существует в пределах компетенции, которой обладают органы местного самоуправления.

Реальным самоуправление становится тогда, когда население имеет возможность самостоятельно, независимо от государственного бюрократического аппарата организовывать собственную жизнь на определенной территории. Это происходит тогда, когда государство не создает местное сообщество, а признает его существование [2, ст. 3822].

Эта двойственность является отличительной особенностью местного самоуправления — уровня публичной власти, наиболее близкого к населению и получающее свое дальнейшее развитие в действующем законодательстве.

Сущность местного самоуправления состоит в вовлечении жителей в решение вопросов их жизнедеятельности. Следовательно, местное самоуправление представляет собой явление самоорганизации социума, демократии, важнейшую форму народовластия

Более правильно сущность местного самоуправления удалось сформулировать П. Ашлею, который понимал под ним «такой строй, при котором на местные выборные органы ложиться ответственность за то, чтобы в данной местности в соответствии с законом, но и с соображением особенностей местных условий, осуществлялось заведование важными отраслями общественного управления под наблюдением центрального правительства, для которого нормальный путь вмешательства и понуждения состоит в обращении к общим судам».

Согласно статье 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ФЗ-131), местное самоуправление это одна из форм осуществления народом своей власти, которая призвана обеспечивать под свою ответственность и самостоятельное решение населением через органы местного самоуправления и (или) непосредственно вопросов местного значения с учетом интересов населения, исторических и иных традиций [7, с. 13].

Оба способа реализации населением местного самоуправления (непосредственный и опосредованный) взаимодополняют друг друга, и в их гармоничном сочетании достигается особая эффективность решения вопросов местного значения, присущая этой форме публичной политической власти.

Но, тем не менее, местное самоуправление не является государством в государстве. Оно включено в целостную систему осуществления управления государством и обществом, хотя и играет в этой системе одну из главных ролей и обладает определенной самостоятельностью. Таким образом, пределы такой независимости четко определенны в законодательстве. Поэтому абсолютизация самостоятельности местного самоуправления невозможна.

На муниципальном уровне создаются исполнительные органы, которые называются органами местного самоуправления. Данные органы не входят в систему исполнительных органов власти и имеют негосударственный характер [2, ст. 3822].

Согласно статье 2 ФЗ-131 органом местного самоуправления называют избираемый населением непосредственно и (или) образуемый представительным органом муниципалитета орган, который наделен собственными полномочиями по решению местных вопросов.

Органы местного самоуправления имеют право самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные сборы и налоги, осуществлять охрану общественного порядка и решать иные вопросы местного значения.

К компетенции органов местного самоуправления относятся вопросы местного значения, которые дают представление о сфере и направлении их деятельности. Решение вопросов местного значения влечет за собой наделение соответствующими полномочиями органов местного самоуправления [4, с. 36].

Часть 1 ФЗ-131 содержит полномочия органов местного самоуправления различных муниципальных образований (сельских и городских поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских районов городских округов с внутригородским делением), призванные решать вопросы местного значения. В принятии устава, определении официальных символов, регулирования тарифов коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечения подготовки и проведения муниципальных выборов, местных референдумов, голосований по отзыву депутатов, членов выборных, организации теплоснабжения, деятельности по водоснабжению и водоотведению, принятия программ социально- экономического развития [6, с. 26].

Полномочия органов местного самоуправления, содержащиеся в законе, не являются исчерпывающими.

Орган местного самоуправления может быть наделен государственными полномочиями одновременно с необходимыми материальными и финансовыми средствами. Реализация полномочий, переданных органам местного самоуправления, подконтрольна государству.

Передача полномочий между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления осуществляется с обязательной необходимостью соблюдать следующие требования:

  1. Перераспределять полномочия с обязательной фиксацией в законе субъекта РФ;
  2. Перераспределять полномочия допускается на срок полномочий представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта РФ;
  3. Не допускается относить к полномочиям государственных органов полномочия органов местного самоуправления в определенных сферах: принятие устава, изменение границ территории, управление собственностью, охраны общественного порядка и так далее [5, с. 107].

Глава муниципалитета и иные должностные лица могут приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности. Органы местного самоуправления, наделенные правами юридического лица, являются казенными учреждениями, которые образованы, чтобы осуществлять управленческие функции. Органы местного самоуправления должны пройти государственную регистрацию в соответствии с федеральным законом в качестве юридических лиц.

В законодательстве установлены пределы в рамках которых государственные органы осуществляют контроль за деятельностью органов местного самоуправления. Решение должностного лица и органа местного самоуправления может быть отменено самим должностным лицом и органом, либо по решению суда признано недействительным. Никто, даже государственные органы, не имеют полномочий по отмене актов должностного лица и органа местного самоуправления. Если «вышестоящий» орган наделен правом контроля над законностью решений органа самоуправления, он в случае необходимости должен обращаться в суд.

Случаи, когда орган государственной власти может вмешаться в деятельность местного самоуправления, четко регламентируются законом. К таким случаям относятся в частности: нарушение должностным лицом и органом местного самоуправления Конституции РФ, федеральных законов, конституций, законов субъектов Федерации, уставов муниципальных образований [2, ст. 3822].

В соответствии со статьей 3 ФЗ-131, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права граждан на реализацию местного самоуправления могут быть ограничены федеральными законами только при необходимости защищать основы нравственности, конституционного строя, здоровья, законных интересов и прав других лиц, безопасности государства и обеспечения обороны страны.

Кроме того, осуществлять местное самоуправление не допускается органам государственной власти и их должностным лицам.

Органам местного самоуправления Европейская хартия дает следующие права:

  • на наличие достаточных собственных ресурсов, которые можно свободно использовать для выполнения своих компетенций;
  • устанавливать в рамках действующего законодательства местных налогов, которые будут составлять часть финансового обеспечения местного самоуправления;
  • защиты, тех органов местного самоуправления, которые слабы в финансовом плане (перераспределение финансовых потоков).

Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Они вправе совершать с муниципальным имуществом любые сделки, которые разрешены законом, на основе договоров и соглашений определять условие использования передаваемых в пользование или приватизируемых объектов муниципальной собственности [3, ст. 4466].

К правам органов местного самоуправления относится создание предприятий, организаций и учреждений для ведения хозяйственной деятельности, решение вопросов их ликвидации и реорганизации. Органы местного самоуправления формируют цель, порядок и условия деятельности муниципального предприятия, организации и учреждения, утверждают их устав, назначают и увольняют их руководителя.

В обязательства соответствующих органов государственной власти входит финансирование осуществления государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законом. Предполагается компенсация органу местного самоуправления дополнительных расходов государственными органами.

Органам местного самоуправления также должны компенсировать дополнительные расходы, которые возникли в результате принятых решений органами государственной власти (ст. 133 Конституции РФ). Компенсация производится органом, который принял такое решение. Размер компенсации определяется при принятии самого решения.

Таким образом, местное самоуправление это одна из форм осуществления народом своей власти, которая призвана обеспечивать под свою ответственность и самостоятельное решение населением через органы местного самоуправления или (и) непосредственно вопросов местного значения с учетом интересов населения и местных традиций. Оба способа реализации населением местного самоуправления (опосредованный и непосредственный) взаимодополняют друг друга, а при их гармоничном сочетании достигается определенная эффективность решения вопросов местного значения, которая отличает эту форму публичной политической власти [1, ст. 4398].

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 №6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 №7-ФКЗ, от 05 февр. 2014 №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 №11-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — №31. — Ст. 4398.
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 окт. 2003 №131-ФЗ (ред. от 29 июля 2017) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — №40. — Ст. 3822.
  3. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — №36, ст. 4466.
  4. Алексеев, И.А. Добровольно взятые полномочия органов местного самоуправления / И.А. Алексеев // Государственная власть и местное самоуправление. — 2017. — №12. — С. 35 — 39.
  5. Джагарян А.А. Функционально-правовые ориентиры местного самоуправления: теоретический аспект / А. А. Джагарян // Сравнительное конституционное обозрение. — 2017. — №5. — С. 94 — 115.
  6. Уваров А.А. Перераспределение полномочий органов местного самоуправления (анализ законодательных новаций) / А. А. Уваров // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2016. — №2. — С. 23 — 27.
  7. Щепачев В.А. Развитое местное самоуправление — основа укрепления российского федерализма / В. А. Щепачёв // Российская юстиция. 2017. — №8. — С. 10 — 14.