Развитие системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления

№103-1,

политология

В статье рассматриваются особенности местного самоуправления. Высокую степень актуальности, приобретает задача оценки эффективности их деятельности со стороны общества в целом и государственных структур – в частности. Автор приходит к выводу, что не смотря на достаточно серьезную проработку со стороны правительства, указанная система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления имеет значительный потенциал для своей оптимизации в направлении построения комплексного механизма получения качественной обратной связи со стороны населения муниципальных образований.

Похожие материалы

Местное самоуправление, составляющее одну из основ конституционного строя Российской Федерации, представляет собой форму власти, максимально приближенную к сфере непосредственной жизнедеятельности людей. Органы местного самоуправления заняты решением локальных, насущных, зачастую рутинных проблем населения и не являются органами государственной власти. При этом местное самоуправление играет специфическую роль в устройстве современной государственной системы, поскольку представляет собой институт, который является связующим звеном между населением и государством.

Эффективная работа органов местного самоуправления закладывает фундамент базовой стабильности в обществе и является основой для его поступательного развития, причем во всех сферах — как социальной и экономической, так и духовной, и политической.

Местное самоуправление при условии добросовестного осуществления его органами своих функций и активного участия населения в решении вопросов собственных муниципальных образований катализирует социальную активность людей, способствуя тем самым формированию и развитию институтов гражданского общества в стране.

Значимость местного самоуправления для современного российского общества, его влияние на перспективы дальнейшего успешного государственного строительства в стране определяет высокую степень ответственности, которой должны руководствоваться в своей деятельности представительные и исполнительные органы данного института.

Следует отметить тот факт, что руководство страны в должной мере осознает место, роль и значимость местного самоуправления для российского общества. Так, в Российской Федерации разработан, принят и активно применяется закон, определяющий и регламентирующий деятельность местного самоуправления в стране — Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

А в целях осуществления должного контроля со стороны государства за Материалы II межрегиональной с международным участием научно-практической конференции «Тенденции, направления и перспективы развития экономических отношений в современных условиях хозяйствования» деятельностью органов местного самоуправления издан Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (в дальнейшем Указ Президента № 607) и соответствующее Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (в дальнейшем Постановление Правительства № 1317) [3], [4].

Первый из приведенных документов раскрывает основные понятия местного самоуправления, определяет место и значимость местного самоуправления в деле реализации принципов народовластия в стране, перечисляет и разъясняет права граждан в рамках местного самоуправления. Последние два документа создают правовую основу и предоставляют систему критериев для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Часть критериев для указанной оценки приведены в Указе Президента № 607 (12 показателей) [3], другая часть критериев (27 показателей) разработаны правительством в исполнение Указа Президента.

Показатели сгруппированных по основным сферам компетенций местного самоуправления: экономическое развитие; дошкольное образование; общее и дополнительное образование; культура; физическая культура и спорт; жилищное строительство и обеспечение граждан жильем; организация муниципального управления [4].

В Постановление Правительства № 1317 также представлена методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, приведена типовая форма доклада главы местной администрации городского округа (муниципального района) о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Основным источником информации для проведения мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления в постановлении правительства обозначена официальная статистическая информация. Наряду с большим перечнем официальной статистической информации одним из критериев эффективности деятельности органов местного самоуправления в Указе Президента № 607 назван такой показатель как «удовлетворенность населения деятельностью органов Материалы II межрегиональной с международным участием научно-практической конференции «Тенденции, направления и перспективы развития экономических отношений в современных условиях хозяйствования» местного самоуправления». Этот критерий, пожалуй, является единственным субъективным критерием из системы всех 39 показателей. Однако, несмотря на свой субъективный характер, фактор удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления является одним из важнейших.

Действительно, в системе местного самоуправления население играет уникальную роль — оно выступает одновременно и в качестве объекта, и в качестве субъекта управления. И именно этим определяется тот факт, что субъективная оценка людьми эффективности деятельности органов местного самоуправления (социально-психологическая составляющая оценки) в ряде случаев может оказаться более значимой, чем целый комплекс объективных статистических показателей.

Следует отметить, что в Постановлении Правительства № 1317 существует ряд положений, регламентирующих порядок оценки удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления. Так, в частности, в постановлении правительства имеется два специальных раздела, касающихся рассматриваемого вопроса: «Правила оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований, а также применения результатов указанной оценки (утв. постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317)» и «Критерии оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований (утв. постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317)».

Однако, не смотря на звучность названий последних двух документов, их содержательное наполнение является явно недостаточным. Так в «Критериях оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления…» предложены всего лишь три критерия: — удовлетворенность населения организацией транспортного обслуживания в муниципальном образовании; Материалы II межрегиональной с международным участием научно-практической конференции «Тенденции, направления и перспективы развития экономических отношений в современных условиях хозяйствования» — удовлетворенность населения качеством автомобильных дорог в муниципальном образовании; — удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами: уровнем организации теплоснабжения, водоснабжения (водоотведения), электроснабжения и газоснабжения [4].

Анализ «Правил оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления…», выявил ряд существенных проблемных зон документа. Так в указанных «Правилах» при оценке населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления ставка делается на опросы, которые следует проводить на официальном сайте субъекта Российской Федерации и официальных сайтах муниципальных образований. Документом также допускается проведение социологических опросов (при этом последняя мера носит не обязательный, а рекомендательный характер). Полагаем, что такой подход никак не может способствовать получению репрезентативной выборки в опросе, что резко снижает достоверность его результатов.

В «Правилах» также указывается, что опрос должен проводиться в течение всего календарного года, следующего за отчетным. Это значит, что ряд отзывов будет получен спустя полгода, а то и год, что неминуемо приводит к снижению оперативности, а, значит, и актуальности полученных данных. Обращает на себя внимание и тот факт, что в документе не предусмотрены механизмы информирования населения о возможности и необходимости участия в опросах, что может приводить к недостаточному количеству отзывов для получения качественной и достоверной обратной связи.

В целом, результатом анализа системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления является вывод о том, что, не смотря на достаточно серьезную проработку со стороны правительства, указанная система имеет значительный потенциал для своей оптимизации в направлении построения комплексного механизма получения качественной обратной связи со стороны населения муниципальных образований. Именно в рамках такого вектора должна вестись дальнейшая исследовательская и законотворческая работа по развитию системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317 (ред. с изменениями от 28 апреля 2018) «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»» // Собрание законодательства РФ, 24.12.2012, №52, ст. 7490.
  2. Критерии оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований (утв. постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317)
  3. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 18. – Ст. 2003.
  4. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»: Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. N 1317 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 52. Ст. 7490.
  5. Казаченко А.Н. Современная методика оценки эффективности органов местного самоуправления// В сборнике: Проблемы управления, экономики, политики и права в глобализирующемся мире Сборник тезисов докладов Фестиваля науки ЮРИУ РАНХиГС. Южно-Российский институт управления — филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЮРИУФ РАНХиГС). 2017. С. 21-23.
  6. Лексин В.Н. Результативность и эффективность действий региональной и муниципальной власти: назначение и возможности корректной оценки // Регион: экономика и социология. 2017. № 1 (73). С. 3.
  7. Методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/191419/ (дата обращения: 07.02.2019).
  8. Методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/193208/ (дата обращения: 07. 20.2019).
  9. Преснякова Т.С. Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления // Фундаментальные исследования. 2017. № 8-5.
  10. Материалы II межрегиональной с международным участием научно-практической конференции «Тенденции, направления и перспективы развития экономических отношений в современных условиях хозяйствования»
  11. Тоглоева Д.П. Совершенствование региональной методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления // Вестник Бурятского государственного университета. 2016. – №2.
  12. Хашева И.А., Ковалева А.В. Оценка населением эффективности деятельности органов местного самоуправления как фактор развития гражданского общества // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика сборник материалов XXV Международной научно-практической конференции г. Новосибирск, 28 сентября, 25 октября 2016 г. С.57.