Проблема физического развития студентов ЕИКФУ

№85-1,

педагогические науки

Физическая культура выступает в виде необходимой составляющей образа жизнедеятельности студентов, поскольку она представляет неотъемлемую область общечеловеческой культуры, считается сферой удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной деятельности, обеспечивает средства и методы реализации стратегической задачи становления гармонической личности, а именно физического совершенства, играя одну из первостепенных ролей в решении проблем развития и рационального применения свободного времени студентами.

Похожие материалы

Предметом деятельности Елабужского института КФУ считается подготовка кадров по образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования на основании потребностей социума и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, нравственном и культурном развитии. Процесс физического воспитания студентов в Елабужском институте КФУ выстроен на основании Государственных образовательных стандартов ВПО, в которых по различным направлениям и специальностям ВУЗ в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин предусмотрено выделение 408 ч. на дисциплину «Физическая культура» в обязательном курсе на весь период обучающего процесса. Одной из более распространенных моделей распределения учебных часов по предмету считается следующая: 1-2 курс 2 занятия в неделю (около 144 ч. на курс), 3-4 курс — 1 занятие в неделю (около 72 ч. на курс) [3].

Учебные занятия по физической культуре проходят на базе Елабужского института Казанского федерального университета, который включает учебно-спортивный комплекс, спортивно-игровой и гимнастический залы, лыжную базу, легкоатлетический парк, тир и спортивно-игровые площадки. Учебно-практические занятия проводятся в СОЛ «Буревестник», а практические занятия проводятся в СОК «Единая Россия», который включает плавательный бассейн, легкоатлетические манеж и стадион, ледовый дворец. При кафедре действует спортивный клуб во главе с доцентом, к.п.н., заслуженным тренером Республики Татарстан О.А. Разживиным. Коллективом кафедры совместно со спортивным клубом ведется активная спортивная деятельность, включая секционную работу по бадминтону, баскетболу, боксу, гиревому спорту, лыжным гонкам, легкой и тяжелой атлетике, пауэрлифтингу, фитнес-технологиям и футболу. Каждый год проводятся вузовские соревнования по волейболу, легкой атлетике, лыжным гонкам, пауэрлифтингу, плаванию, футболу и шахматам. Студенты и преподаватели Елабужского института КФУ часто становятся победителями и призерами Первенств и Чемпионатов Татарстана, РФ, Европы и мира [3].

В настоящий период, по данным ВОЗ, молодые люди составляют 30% населения земного шара — 1 млрд. 445 млн. человек. К молодежи большинство исследователей относят людей в возрасте 16 — 29 лет. Здоровье каждого нового поколения по всем параметрам обязано быть лучше, чем предшествующего. Вместе с тем на новые поколения людей, их здоровье и работоспособность действуют такие факторы, о существовании которых несколько десятилетий назад и не подозревали. При этом разные факторы внутренней и внешней среды, которые провоцируют появление или неблагоприятное течение разных болезней, начинают интенсивно действовать уже в молодом возрасте и обозначаются в виде факторов риска [1, с.17].

Распространение патологических состояний среди молодежи имеет ряд закономерностей, которые связаны с функциональным состоянием организма, особенностями образа жизнедеятельности молодежи и организацией медицинской помощи. Среди лиц в возрасте от 15 до 19 лет более часто распространены болезни нервной системы и органов чувств, а также пищеварения и дыхания.

Студенческая молодежь выделяется в качестве особой профессиональной группы. Информационные и эмоциональные перегрузки, которым они подвергаются на общем фоне ухудшения социальных условий и понижения долей физической активности в распорядке дня, приводят к появлению разных преобразований в состоянии здоровья молодежи.

В настоящий период, абитуриенты, которые поступают в ВУЗ «тестируются» на вступительных экзаменах лишь интеллектуально, без учёта состояния здоровья и физического развития. В данной ситуации физическая подготовленность личности нивелируется, в итоге чего набор студентов достаточно неоднороден по состоянию здоровья.

Большинство ученых, которые изучали здоровье студентов, отмечали более высокие показатели и темпы прироста заболеваемости, распространения отрицательных тенденций в образе жизнедеятельности, недостаточный уровень гигиенического воспитания студентов первого года обучения в ВУЗе.

На формирование физического развития и здоровья студентов в ходе обучающего процесса воздействует большое количество факторов, условно разделенные на 2 группы. Первая группа включает объективные факторы, которые непосредственно связаны с учебой, а именно с продолжительностью учебного дня, учебной нагрузкой, которая обусловлена расписанием, перерывами между занятиями, состоянием учебных аудиторий и пр. К данным факторам принадлежат факторы, определяющие воздействие образовательного пространства учебного заведения на здоровье студенческой молодежи, потому что 70% времени бодрствования молодежь проводит в образовательном учреждении. Вторая группа факторов содержит субъективные и личностные характеристики, а именно режим питания, двигательную активность, организацию досуга, наличие или отсутствие вредных привычек и пр. [1, с.18].

В реальных условиях обучающего процесса и быта именно вторая группа факторов, которая характеризует образ жизни студенческой молодежи, в большей мере воздействует на здоровье. Роль молодых людей в поддержании и укреплении собственного здоровья в настоящий период минимальна. Формируется совершенно необоснованная уверенность в том, что здоровье гарантировано само по себе молодым возрастом, что различные запредельные нагрузки, грубые нарушения питания и режима дня, недостаточная физическая активность, стресс и прочие факторы риска «по плечу» молодому организму, что он справится со всеми испытаниями. Изучение особенностей образа жизни молодежи показало, что из всех опрошенных студентов 27% имеют вредные привычки, из которых 9% — представители женского пола. Только 7% занимаются спортом и ежедневно делают физзарядку, 20%, посещают спортивные секции, 2% — закаливают свой организм. При этом, примерно 30% студентов мало бывают на свежем воздухе, 83% суточного времени студенты находятся в состоянии относительной неподвижности. 75% стараются прислушиваться к своему организму, к состояния его здоровья. Основной причиной, препятствующей заниматься физическими упражнениями являются: недостаток времени — 8%, слабая сила воли — 29%, отсутствие необходимых условий — 23%, финансовые трудности — 11% [2, с.47].

Целью физического воспитания в ВУЗе считается содействие подготовке гармонично развитых высококвалифицированных специалистов. Для достижения данной цели следует решить целый ряд задач, среди которых приоритетными считаются — укрепление здоровья и обеспечение высокой умственной и физической работоспособности студентов. На протяжении последних десятилетий многих специалистов волнуют проблемы физической подготовленности студентов. Несмотря на постоянное улучшение системы физического воспитания в вузах, она остается нерешенной, причиной этого считается бурный рост научно-технического прогресса, который существенно снизил двигательную активность людей. Характеризуя студенческий возраст, стоит особо сказать о самовоспитании. К данному процессу студентов обязывают самостоятельное планирование бюджета времени, средств, требования учебного процесса и другое. Лишь в этой ситуации станет возможным наиболее эффективное формирование личности, которое даст возможность соединить воедино внешние и внутренние воздействия. Через самовоспитание, так как оно связано с самостоятельным активным продумыванием правил, норм, законов, системы человеческих отношений и пр., лежит путь к превращению взглядов в убеждения, что относится и к области физической культуры [2, с.48].

Таким образом, состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия социума и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков и молодежи.

Список литературы

  1. Ваганова Л.И. Динамика состояния здоровья и образа жизни студенческой молодежи // Учащаяся молодежь России: прошлое, настоящее, будущее. - 2016. - №3. - С. 17 - 18.
  2. Кучеренко В.З. Отношение студенческой молодежи к спорту // Проблемы управления здравоохранением - 2017. - № 3. – С.47 - 48.
  3. Официальный сайт Елабужского института (филиала) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» // kpfu.ru.