Муниципальные финансы в трансформационной экономике

NovaInfo 74, с.146-150, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается главная задача государства - создание экономических, политических, административных условий, стимулов и обязанностей, а также формирование бюджетов.

Ключевые слова

ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА, МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Текст научной работы

Из созданных экономических условий зависит степень отношения силовых структур к улучшению экономической ситуации, безопасности общества, а в этом процессе особое место занимает местное самоуправление, его способность решать вопросы государственного и местного значения зависит о наличии реальных экономических и финансовых возможностей.

Для эффективного применения денежных механизмов, рычагов и стимулов в качестве условия для улучшения финансов муниципального образования требуется значительное внедрение конкурентных принципов в управление местной экономикой и в то же время рассматриваемые рыночные ограничения для тех фактов, в которых отсутствует координирующая способность рынка.

Под трансформацией понимают преобразование структур, форм и способов экономической деятельности, изменение ее целевой направленности.

В России в конце XX и начале XXI века, на наш взгляд, можно выделить следующие этапы трансформационной экономики:
1) переход от планово-административной экономики к рыночной экономике;
2) переход от бюрократически-олигархической формы капитализма к модели социального государства, основу которого составляют свободы и справедливость для граждан в условиях рыночной экономики. Данная модель нацелена на структурную перестройку промышленности, на создание высокотехнологического сектора экономики, базирующегося на научных исследованиях. Например, Хуаси-это необычная деревня в Китае, где живут исключительно миллионеры. Здесь процветает коммунизм и равенство, и у каждого жителя есть миллионные счета в банке, дорогие машины, виллы, квартиры и прочие блага, недоступные среднестатистическому китайцу.
Еще примерно полвека назад эта деревня ничем не отличалась, от других в Китае. Значительная часть земли была отведена под грядки и жители выживали только за счет сельского хозяйства. В те тяжелые для хуасийцев годы, местный житель У Женьбао, обычный фермер, но с хорошими политическими задатками занял пост секретаря сельского парткома. Используя свое положение, в 1969 году он содействовал появлению в деревне текстильного завода.В течение десяти лет текстильное производство активно развивалось и приносило хороший доход, а значит, нужно было расширяться. И тогда на территории Хуаси начали появляться новые металлургические и текстильные предприятия. Деревня стала плавно переходить от фермерства к производству и постепенно увеличила свою территорию.
Каждая семья Хуаси живет в роскошной квартире, имеет не менее одного автомобиля, а также акции кооператива «Хуаси» стоимостью от 0,5 до 1,5 млн. долларов. На банковских счетах у каждого из жителей лежит в среднем по 250 тыс. долларов. Но если кто-то решает уехать из родной деревни — он лишается всего. Бюджетом села распоряжается администрация, она же по итогам года 20% общего дохода деревни распределяет поровну между всеми жителями Хуаси, учитывая даже маленьких детей. К тому же каждый местный житель ежегодно получает пособие на жизнь в размере около 500 долларов. А если кому-то из сельчан исполняется 100 лет, то все члены семьи долгожителя получают примерно по 1,5 тыс. долларов. По сути хуасийцам не на что тратить свои деньги, поскольку население Хуаси имеет право на бесплатное образование и медицину. Они получают страховку по старости, субсидии на продукты питания и каждый совершеннолетний местный житель имеет право на бесплатное жилье.Но, разумеется, люди здесь живут не за просто так, жители работают семь дней в неделю.

Государственное регулирование финансирования местного самоуправления в настоящее время представляет собой коммерческий интерес, предопределенный трансформацией экономических и валютных отношений, развитием бюджетного федерализма в России. Была принята программа обновления бюджетного федерализма в России, которая предусматривает реформирование и значительное расширение межбюджетных отношений. Был принят Федеральный закон «Об общих законах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым необходимо внести поправки в Налоговый и бюджетный кодекс. Актуальность проблемы построения существующих денежных отношений отражена в работе общероссийских и международных научно-практических конференций.

Основные вопросы экономической системы государственного сектора, механизмы государственного управления, исследования процессов стабилизации экономики и финансов в рыночных условиях были выражены в работах: Такшира К. И., Пороховского А. А., Ясина Е., Горегляда В. , Сенчагов В., Осипова Ю. М. , Якобсон Л. И., Мамедова О. Ю.

Повышение производительности государственного регулирования социально-экономических процессов новой России — Игнатова Т. В. Из зарубежных авторов следует перечислить Аткинсон Е. Б., Стиглиц Дж.

В то же время, несмотря на все внимание отечественных исследователей к рассматриваемой теме, в области монетарных основ местного самоуправления по-прежнему решаются нерешенные методологические, теоретические и практические вопросы. Прежде всего, это касается материальной поддержки, улучшения межбюджетных отношений, строительства финансово-инвестиционного комплекса муниципального образования, распределения полномочий по управлению материальными ресурсами.

Хотелось затронуть тот факт, что суть муниципальных финансов заключается в том, что они покрывают эту часть денежных отношений о местоположении и перераспределении стоимости валового внутреннего продукта, который в установленном размере накапливается в руках местных органов власти для возмещения расходов, необходимых муниципалитету для достижения своих целей. Местные бюджеты являются одним из основных каналов предоставления конечной продукции населению. Через них государственные средства потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов финансируется определенная деятельность по расширению сфер производства, в первую очередь в местной и пищевой промышленности, и общественному производству, продукция и услуги которого также являются важным компонентом обеспечения жизни населения. Местные бюджеты имеют большое значение для реализации национальных экономических и социальных проблем в первую очередь в распределении государственных средств для поддержания и изменения социальной инфраструктуры общества. Органы местного самоуправления лично заказывают средства из местных бюджетов. Сумма превышения надбавок над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит ликвидации федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Обратимся к вопросу о проблемах переходной экономики. Создание экономической теории современного типа, которая преодолевает недостатки предыдущего плана и обеспечивает рост производительности управления, является довольно запутанным процессом. Сложность обусловлена не только масштабностью задач реформирования существующей экономической теории, но и необходимостью одновременно преодолевать сложные экономические события, унаследованные от планово-административной экономики, и усугубляться из-за выхода общества в экономику переходного периода.

Эти явления (резкое ограничение промышленного производства, рост безработицы, рост инфляции и т. д.) в определенной степени обусловлены деформацией экономического механизма, который функционирует в плановой системе. Они основаны на твердых возражениях, накопленных в плановой экономике на протяжении десятилетий.

Дисбаланс экономики и, согласно конституции общественного продукта, сопровождался растущим товарно-денежным дисбалансом, который внешне принимал форму дефицита товаров и услуг. Именно дисбаланс товарных денег был основной силой инфляции в плановой экономике. В условиях строгой централизованной ценовой политики он был выбран обычной формой проявления через механизм цен, а затем оказался таким завуалированным.

В то же время необходимо решить проблему преобразования экономической теории в сторону развития экономической независимости и инициативы во всех их проявлениях. Весь предыдущий эксперимент показал, что одним из основных препятствий для повышения эффективности управления было лишение инициативы и предпринимательства, из-за чего система не могла быстро адаптироваться к меняющимся экономическим условиям.

Важно установить пути решения проблем переходной экономики. Все разнообразные проблемы и задачи, которые необходимо решить в течение переходного периода, могут быть перенесены на три группы. Это, во-первых, задачи особого типа, связанные с критической ситуацией в экономике и других сферах общественной жизни; во-вторых, задачи перехода от плановой системы управления к рыночной системе; в-третьих, задачи долгосрочного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной экономики.

В заключение можно сделать вывод о том, что в контексте экономических реформ возрастает важность финансирования. С их помощью можно активно влиять на элементы внешней среды — производственную и непроизводственную сферы, состояние рынков, инновации, инвестиционные процессы, занятость и государственное регулирование экономики для достижения программных целей развития производства и социальных задач.

Бесконечность и постоянство роста потребностей человека всегда ограничены доступными ресурсами для их удовлетворения. В этих условиях возникает проблема оптимального, более эффективного использования ограниченных ресурсов экономической деятельности и управления этим процессом с целью достижения максимально возможного удовлетворения растущих потребностей человека и общества.

Несоответствие потребностей и возможностей для их удовлетворения является постоянно возникающим противоречием, поэтому общество всегда должно определять, следует ли направлять ресурсы и сколько, какой приоритет следует выполнять. Эта проблема решается, в частности, с помощью финансов. Поиск выгод для общества, населения и отдельных лиц, принимающих решения, является движущей силой экономической деятельности.

Государство разрабатывает нормы, процедуры, условия использования финансовых ресурсов на всех уровнях социально-экономической системы. Особую роль играет регулирование движения бюджетных средств. Федеральный, региональный и местный бюджеты накапливают до 50% национального дохода во всех странах и используются для удовлетворения многочисленных потребностей государства. В этой связи я изучила возможности повышения эффективности общественного производства, содержания финансовых отношений, структуры, механизма накопления и распределения средств, которые чрезвычайно важны для понимания процессов управления.

Читайте также

Список литературы

  1. Астапов К. Л. Методы учета доходов и расходов федерального и регионального бюджетов // Финансы №5. 2002. С. 9-12.
  2. Бухвалъд Е. М., Игудин А. Г. Межбюджетное регулирование в России: время альтернатив бюджетного федерализма // Федерализм №4. 2000.
  3. Горегляд В. Формирование современной модели бюджетного федерализма в России: вопросы методологии // Федерализм №1. 2002.
  4. Гришин В. И. Региональная экономическая политика и межбюджетные отношения // Финансы №4. 2005. С. 50-55.
  5. Едронова В. Н., Кавинов А. А. Проблемы повышения устойчивости региональных финансовых систем // Финансы и кредит №15. 2005. С. 2-7.
  6. Игонина Л. Л. Принципы организации муниципальных финансов // Финансы №8. 2003. С. 15-19.
  7. Кудрин А. Л. Бюджет-2002 - сбалансированный и реалистичный // Финансы №1. 2002. С. 3-6.
  8. Кынина Н. А. Теоретические основы муниципальных финансов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях №7. 2004. С. 28-32.
  9. Маркина Е. В. Проблемы и перспективы развития государственных и муниципальных финансов // Финансы и кредит № 6. 2005. С. 2-4.
  10. Морунова Г. В. Теория, законодательство и практика организации муниципальных финансов в трансформационной экономике / Г. В. Морунова. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2016. – 153 с.

Цитировать

Лаврова, А.П. Муниципальные финансы в трансформационной экономике / А.П. Лаврова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 74. — С. 146-150. — URL: https://novainfo.ru/article/14165 (дата обращения: 25.06.2022).

Поделиться