Виды рисков и способы управления рисками в деятельности туристического предприятия

№75-2,

Экономические науки

В статье рассмотрены основные виды рисков, с которыми сталкиваются туристические организации, представлена их классификация и выделены основные функции. Также раскрыты основы риск-менеджмента, как основного способа снижения уровня риска туристического предприятия.

Похожие материалы

Туристическая индустрия на сегодняшний день считается одной из самых динамичных и быстро развивающихся отраслей экономики. В российской экономике туристическая деятельность за последнее время получила серьезное развитие. Поэтому деятельность туристического предприятия находится под действием непрерывной конкуренции, а также постоянного изменения уровня спроса на рынке. В связи с этим туристический бизнес имеет достаточное количество угроз и рисков, которые необходимо учитывать в процессе деятельности. В противном случае предприятие может потерять место на рынке, лишиться ресурсов или разориться.

Для того, чтобы избежать негативных последствий деятельности, необходимо понять, что такое риск и как он воздействует на предприятие. В своей деятельности предприятие сталкивается с большим количеством рисков, однако основной интерес представляет финансовый риск.

Финансовый риск — это риск, связанный с вероятностью потерь финансовых ресурсов (денежных средств) [1].

В деятельности туристического предприятия под риском понимают:

  • вероятность потери части ресурсов предприятия;
  • недополучение доходов;
  • возникновение дополнительных расходов.

Как показывает практика, туристическая деятельность постоянно связана с риском, это значит, что предприятие всегда несет угрозу, связанную с потерей ее ресурсов. Но, в свою очередь, риск — это возможность получить дополнительный доход, поэтому многие предприятия сознательно идут на риск.

Принято выделять несколько функций рисков:

  1. регулирующая — когда риски позволяют избавиться от консерватизма или наоборот побуждают к появлению авантюризма;
  2. инновационная — когда риск может привести к более эффективной деятельности предприятия, за счет поиска инновационных способов решения проблем;
  3. аналитическая — когда риски требуют точного изучения и анализа ситуаций;
  4. защитная — когда риски вырабатывают устойчивость к неудачам.

Многие предприятия терпят неудачу ещё в начале своей деятельности. Для того чтобы предотвратить удержаться на рынке, в условиях жесткой конкуренции, при создании туристического предприятия следует учитывать и оценивать внутренние и внешние риски.

Внутренние риски:

  • форма бизнеса;
  • специализация;
  • сезонность;
  • расположение офиса;
  • персонал;

Внешние риски:

  • выбор и отношения с посредниками;
  • непредвиденные обстоятельства.

Рассмотрим подробнее внутренние риски. В первую очередь это выбор формы бизнеса. Под формой бизнеса подразумевается выбор между покупкой готовой фирмы или франшизы, или же создание собственной компании с нуля. При покупке готовой фирмы предприниматель снимает с себя множество рисков, которым мог бы подвергнуться при создании предприятия. Например: новая компания требует огромных расходов на рекламу и раскрутку, а готовое предприятие не требует много финансовых вложений.

Следующие риски связаны со специализацией предприятия. Перед созданием предприятия следует изучить деятельность и специализацию конкурентов. Достаточное количество предприятий не удерживают место на рынке из-за высокой конкуренции, связанной с неправильной специализацией. Чем выше будет уникальность направление деятельности предприятия, тем ниже уровень прямой конкуренции на рынке.

Важное место в деятельности туристического предприятия играет сезонность. На стадии разработки бизнес-плана предприниматель должен учитывать фактор сезонности. Открывать предприятие желательно во время сезона, что поможет покрыть множество расходов, которые замедляют развитие нового предприятия. Но вне сезона фирма теряет значительную часть доходов и рискует разориться. Поэтому следует разработать план действий на внесезонный период.

Так же для любого туристического предприятия важно правильное место расположения офиса. Если месторасположение предприятия подобрано неправильно, то есть вероятность потерять значительную часть клиентов и испортить репутацию.

В сою очередь, для того чтобы продать продукт нужен квалифицированный персонал, знающий специфику деятельноти, обладающий умением общения и взаимодействия с клиентами. Персонал обязан предоставлять необходимую информацию о продукте для клиента, а также уметь привлечь его и доказать, что именно данный продукт является лучшим и стоит его внимания.

На внешние риски, предприятие не может оказать влияние. Такими рисками могут являться природные катаклизмы, теракты, войны и подобные явления, не прогнозируемые предприятием. Однако неправильный выбор посредников, тоже может испортить имидж предприятия.

Если предприниматель тщательно анализирует вышеперечисленные риски при создании предприятия, то шансы удержаться в начале своей деятельности и занять устойчивое место на рынке значительно возрастают. Но немало рисков ждет предприятие и в процессе его функционирования. Данные риски можно разделить на две группы:

  1. риски предприятия;
  2. риски для жизни и здоровья туристов.

Любому туристическому предприятию угрожают финансовые и функциональные риски. К финансовым рискам относят риски финансовых потерь, недополучения дохода, неблагоприятное изменение ситуации на рынке, риски неплатежеспособности. А к функциональным рискам относятся риски связанные со сбоями в деятельности предприятия в связи с неисправностью техники или определенными действиями сотрудников. Также риски предприятия предполагают и риск потери репутации.

Помимо этого существуют риски для жизни и здоровья туристов, которые обязательно должно учитывать каждое туристическое предприятие. Риски для туристов связаны с возможностью получения травм, факторами окружающей среды, политическими условиями, экстремальными ситуациями.

Туристическая деятельность непосредственно связана с человеком, его безопасностью и здоровьем. Поэтому каждое предприятие должно учитывать данный фактор и огородить от потенциальных рисков туристов. Существует несколько факторов возникновения рисков:

  • риски социальной среды;
  • риски окружающей среды;
  • личные факторы;
  • риски туристического сектора.

В первую очередь, чтобы огородить туриста от части рисков, ему следует предоставить всю необходимую информацию о месте будущего пребывания, описание маршрута путешествия, а также рекомендации, касательно особенностей направления тура. Помимо этого туристу необходимо предоставить информацию о факторах окружающей среды, к которым относятся: особенности климата, риски, связанные с растениями и животными и другие опасности, которые могут принести вред здоровью и жизни. Также турист должен быть ознакомлен с политической ситуации в месте его будущего пребывания.

Требования к информированию туристов обо всех критериях путешествия, возможных рисках и мерах профилактики регулируется Федеральным Законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Данный закон обязует турагентов и туроператоров предоставлять информацию об особенностях и всех опасностях путешествия. А турист, в свою очередь, должен придерживаться правилам личной безопасности.

Чтобы избежать рисков или свести потери к минимуму каждому предприятию следует разрабатывать методы управления рисками.

Управление рисками, риск-менеджмент (англ. risk management) — процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь проекта, вызванных его реализацией [2].

В первую очередь, следует понимать, из каких этапов состоит процесс управления рисками:

  1. определение целей;
  2. анализ рисков;
  3. выбор методов управления рисками;
  4. применение выбранной стратегии;
  5. анализ и оценка результатов.

Главной целью риск-менеджмента в туристической деятельности является, не только получение максимально возможной прибыли при оптимальном соотношении рисков и прибыли, но и обеспечение безопасности туристов.

Под анализом риска понимают опознание источников возникновения и оценка риска, установление возможных последствий. При анализе следует изучить не только само предприятие, но и внешнюю среду.

Существуют основные методы управления рисками предприятия:

  1. уклонение от рисков — данным методом чаще всего руководствуются предприятия, не желающие идти на риск;
  2. передача рисков — самым популярным методом передачи рисков является страхование, также к ним относят поиск гарантий и фрайчайзинг;
  3. снижение рисков — процесс, при котором предприятие оказывает влияние на риск;
  4. овладение рисками — процесс принятия на себя рисков, в связи с их неизбежностью или возможностью получения прибыли.

После того как анализ риска произведен, а метод управления выбран происходит реализация риск-менеджмента, т.е. внедрение стратегий и методов управления рисками. Далее происходит оценка эффективности выбранной стратегии действий. Оценка эффективности помогает выявить возможные ошибки на разных этапах процесса риск-менеджмента и на пути развития стратегии.

Вывод

Туристическая деятельность связана с высоким уровнем как типичных, так и специфических рисков. Каждая туристическая компания несет ответственность за туристов и обеспечение их безопасности является неотъемлемой частью деятельности предприятия. Поэтому управление рисками играет очень важную роль, а пренебрежительное отношение к ним приведет к разорению и краху предприятия.

Список литературы

  1. Финансовый риск [Электронные ресурс] / Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Финансовый_риск
  2. Управление рисками [Электронные ресурс] / Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Управление_рисками