Особенности внедрения стандарта IATF 16949:2016

№75-2,

технические науки

Статья посвящена новой версии стандарта IATF 16949:2016. Рассматриваются цели, области применения, особенности стандарта. Сформулированы основные вопросы, которые требуют внимания руководства при внедрении стандарта.

Похожие материалы

Условия жесткой мировой конкуренции заставляют предприятия достигать не только технического и дизайнерского совершенства их продукции, но и двигаться по пути оптимизации. Не исключением в данном вопросе стали и производители автокомпонентов.

Вопрос качества конечной продукции очень важен для любого производителя и потребителя, для автомобильной промышленности это значение возрастает во много раз. Это происходит из-за того, что автомобиль — это средство повышенной опасности, с которым напрямую контактирует человек. Рассмотрим, например, кожу для обивки сидений и салонов автомобилей. В отличие от обычной кожи, которая подходит для производства мебели, обуви и других товаров народного потребления, эта кожа должна обладать повышенными свойствами в области влажности, аллергичности и как самое главное — горючести.

Стабильно высокий уровень качества автокомпонентов может быть обеспечен высоким техническим уровнем предприятия изготовителя и реализованной на нем результативной системой менеджмента качества (СМК).

Стандарт IATF 16949:2016, разработанный Международной целевой группой автомобильной промышленности вступил в силу с октября 2016 года. Он заменил собой ISO/TS 16949, который применялся в автомобилестроении с 1999 года. Этот документ тесно взаимосвязан со стандартом на системы менеджмента качества ISO 9001:2015 и устанавливает требования, предъявляемые к СМК предприятий, которые связаны с производством любых автокомпонентов.

Целью IATF 16949:2016 является разработка СМК, которая:

  1. Обеспечивает постоянное улучшение;
  2. Делает акцент на методике по предупреждению дефектов;
  3. Отражает специфические требования и инструменты в автомобильной промышленности;
  4. Снижает изменчивость в цепочке поставок.

Данный стандарт разработан для применения организациями:

  1. Автомобилестроительными;
  2. Производящими детали и комплектующие для автомобилей;
  3. Деятельность которых направлена на серийное производство запасных авточастей и любой автомобильной продукции;
  4. Являющиеся центрами и станциями технического обслуживания автомобилей.

Перед проведением внешнего сертификационного аудита с привлечением органов по сертификации и с получением сертификата соответствия, организации необходимо провести свой собственный внутренний диагностический аудит. Внутренний аудит должен преследовать следующие цели:

  1. Анализ действующей системы управления;
  2. Определение областей улучшения для обеспечения соответствия системы менеджмента качества требованиям IATF 16949:2016.

Достижение поставленных целей требует решения следующих задач:

  1. Изучить требования IATF 16949:2016;
  2. Изучить модель функционирования СМК рассматриваемого предприятия и его процессы;
  3. Выполнить анализ функционирования процессов СМК и СМК в целом и провести их оценку результативности;
  4. Провести внутренний диагностический аудит группой внутренних аудиторов или привлечь для диагностического аудита внешние органы по сертификации;
  5. Выявить основные недостатки действующей на предприятии СМК;
  6. Разработать мероприятия по устранению выявленных несоответствий;
  7. Осуществить все запланированные изменения;
  8. Проанализировать результаты проведенной работы.

Основные методы сбора информации:

  1. Интервью с работниками организации;
  2. Анализ документации и записей системы менеджмента качества организации;
  3. Наблюдение за деятельностью и ходом рабочего процесса.

Основными вопросами, которые требуют внимания руководства, в связи с внедрением IATF 16949:2016 на предприятии:

  1. Определение области применения стандарта в организации;
  2. Улучшение взаимодействия таких документов как контекст организации, стратегия компании и цели компании;
  3. Разработка/доработка действующей документации в соответствии с требованиями стандарта, внедрение требований этой документации в практику работы;
  4. Формирование ясной и понятной структуры по целям, оценки их результативности и дальнейших мероприятий по улучшению;
  5. Обучение персонала требованиям стандарта IATF 16949:2016, методикам автомобильной промышленности, таким как: APQP, MSA, FMEA, PPAP, SPC;
  6. Проведение полного цикла внутренних аудитов СМК;
  7. Проведение анализа СМК в соответствии с требованиями стандарта.

Основные преимущества, которые дает внедрение стандарта IATF 16949:2016:

  1. Более интенсивное привлечение новых клиентов, выход на новый уровень продаж, повышение значимости предприятия на мировом рынке;
  2. Возможность стать конкурентоспособным участником тендеров различных уровней и повысить свои шансы на победу в борьбе за выгодные контракты с госструктурами, а также отечественными и зарубежными автопроизводителями;
  3. Получение возможности снижения рисков, связанных с производством некачественной продукции и получением рекламаций;
  4. Повышение инвестиционной привлекательности организации;
  5. Получение возможности кредитования на более выгодных условиях.

При эффективной организации работ, при участии и поддержке высшего руководства выполнение необходимых мероприятий по улучшению системы менеджмента качества позволит организации своевременно и в полном объеме подготовиться к прохождению сертификационного аудита и получить сертификат соответствия деятельности организации требованиям стандарта IATF 16949:2016 в международном органе по сертификации.

Список литературы

  1. IATF 16949:2016 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ISO 9001:2015 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части».
  2. Губарев А.В. Дистанционный учебный курс «Системы качества», направление подготовки 27.04.01 «Стандартизация и метрология»//Хроники объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование». 2016. № 12 (91), с. 87.