Оценка конкурентоспособности предприятия различными методами

№76-1,

экономические науки

По итогам оценки конкурентоспособности предприятия можно сделать выводы относительно эффективности деятельности предприятия на рынке. Поэтому тема статьи является значимой для любого предприятия, независимо от того какие позиции на рынке оно занимает. Объектом исследования стала сеть суши- баров «Зебры». Целью исследования является проведение оценки конкурентоспособности суши-баров «Зебры» на рынке общественного питания различными методами с последующими выводами.

Похожие материалы

На сегодняшний день потребителю легче купить товар, чем сделать его выбор. В магазинах не только нет дефицита, но и переизбыток товаров. Такая же ситуация и на рынке общественного питания, открыто множество кафе, ресторанов, столовых и баров с всевозможным меню. Потребителю трудно сделать выбор из-за большого разнообразия как предприятий, так и продукции. Поэтому каждая организация старается привлечь и удерживать как можно больше потребителей, пытаясь занять большую долю рынка, конкурируя с другими предприятиями.

Конкурентоспособность организации — это ее способность производить конкурентоспособный товар или услугу. Данное определение дает Фатхутдинов Раис Ахметович [1, с. 92].

Для того чтобы провести оценку конкурентоспособности предприятия нужно проанализировать рынок. Суши-бары «Зебры» функционируют на рынке общественного питания, а именно на рынке японской кухни. Сеть включает в себя шесть ресторанов [2]. У «Зебры» имеются конкуренты среди магазинов и служб доставки суши, в количестве 33 организаций. Среди суши-баров количество конкурентов достигает 18 организаций. В прошлом году количество конкурентов было 40 и 19 соответственно. Снижение количества организаций можно объясниться тем, что эти предприятия не выдерживали жесткой конкурентной борьбы, а также тем, что другие рестораны, не специализирующиеся на японской кухне, стали добавлять в меню суши и роллы, тем самым конкурируя с ними. Рынок общественного питания постоянно растет и изменяется, открываются новые заведения, но при этом закрываются старые. Становится все сложнее продержаться на рынке. Основными конкурентами для исследуемой сети являются «Суши Терра», «Бамбуши», «Суши Маркет», «Экспресс Суши» и «Аригато». Если проанализировать деятельность этих компаний, удовлетворённость потребителей, месторасположение, цены, систему акций и скидок, рекламу и качество продукции и обслуживания, можно сделать вывод, что «Зебры» находится практически в аутсайдерах среди основных конкурентов рынка, но среди всех его участников это конкурентоспособное предприятие, занимающее устойчивое положение на рынке.

Для грамотного анализа деятельности и возможностей компании требуется провести анализ 5 конкурентных сил по Портеру (таблица 1).

Таблица 1. Матрица пяти сил Портера

Параметр

Значение

Описание

Угроза со стороны товаров-заменителей (услуг)

Высокий

Есть много видов на рынке.

Угрозы внутриотраслевой конкуренции

Высокий

В городе Омске много крупных и мелких суши баров, а также суши- магазинов

Угроза со стороны новых игроков

Высокий

Нет ни каких ограничений для входа на рынок новым игрокам, открыть свое дело в данном сегменте не составляет трудностей

Угроза потери текущих клиентов

Средний

Тяжело удерживать клиентов, так как на рынке присутствует много аналогичных предприятий, но исследуемое предприятие заслужило доверие со стороны потребителей, а также имеет стабильное положение

Угроза нестабильности поставщиков

Низкий

У предприятия имеются постоянные поставщики, договора с ними имеют благоприятные условия для всех

Исходя из анализа таблиц пяти конкурентных сил по Портеру, можно сделать определенные выводы.

Организации рекомендуется ввести уникальный товар и/ или услугу, для привлечения новых покупателей, а также провести определенную маркетинговую компанию, для того, чтобы привлечь потребителей.

Для определения конкурентных позиций предприятия ООО «Зебры» используем матрицу General Electric (таблица 2). Матрица включает в себя 9 ячеек, и анализ осуществляется по двум параметрам:

  • привлекательность отрасли;
  • сила позиции бизнеса.

Таблица 2. Матрица General Electric суши-баров «Зебры»

Привлекательность отрасли

Высокая

Средняя

Низкая

ООО «Зебры»

Высокая

Средняя

Низкая

Сила позиции бизнеса

Анализируя матрицу, можно сделать вывод, сеть работает на привлекательном рынке, но занимает среднюю позицию на нем. Это означает, что предприятию необходимо использовать свои преимущества и инвестировать в них, а также нужно выявить и устранить слабые стороны компании.

Оценка может быть и со стороны потребителя в рамках оценки предоставляемых услуг предприятием. Для этого необходимо провести сегментацию рынка потребителей (таблица 3).

Таблица 3. Анализ потребителей «Зебры»

Признак сегмента

Реальные покупатели

Потенциальные покупатели

Демографический сегмент

Возраст

17- 35 лет

от 7 до 17 и от 35 и старше

Пол

мужской, женский

мужской, женский

Географический сегмент

Суши-бары «Зебры»

КАО, САО, ЦАО

ЛАО, ОАО

Социально- экономический сегмент

Уровень доходов

средний, высокий

низкий (будут готовы пользоваться услугами при наличие акций и больших скидок), средний, высокий

Занятость

работающие, иждивенцы

Остальные работающие, иждивенцы

Психографический сегмент

Темперамент

Холерик, Сангвиник

Флегматик, Меланхолик

Предпочтение интерьера

оранжевый цвет, орнамент зебры

другие предпочтения в интерьере

Предпочтение в еде

японская кухня, суши, европейская кухня, необычные предпочтения в еде

европейская кухня, необычные предпочтения в еде, обычные предпочтения в еде

Предпочтение цены

низкая цена, средняя цена

высокая цена, обусловленная качеством и эксклюзивностью ( либо необычностью) блюда, низкая цена и наличие скидок и акций ( люди с низким уровнем дохода готовы приобретать при этом условии, а также они готовы будут вообще попробовать продукцию суши- бара и возможно в будущем при наличие некой суммы денег могут в будущем прийти еще по какому- либо поводу)

Поведенческий сегмент

Приверженность

консерваторы, новаторы

новаторы, которые в будущем станут консерваторами

Степень лояльности к фирме и бренду

лояльные

нелояльные

Повод

праздник, обед, ужин, общение

завтрак

Частота пользования

раз в неделю, раз в месяц, раз в несколько месяцев, раз в полгода, 1 раз в год, разовое посещение

каждый день, несколько раз в неделю, несколько раз в месяц, как можно чаще

Реальными потребителями «Зебры» являются мужчины и женщины в возрасте от 17 до 35 лет, нужно расширять возрастные рамки. А это значит, что «Зебры» нужны потребители в возрасте от 35 лет и старше, а также дети и подростки от 7 до 17 лет. Для привлечения детей и людей старшего возраста можно добавить в меню менее экзотические блюда, а также больше десертов. Суши-бары и магазины по продажи «Зебры» расположены по всему городу Омску, но в районе ОАО они отсутствуют, но на данный момент открытие филиала в этом районе нецелесообразно. Раньше два ресторана располагалось в ЛАО, но год назад их закрыли из-за нерентабельности.

Уровень доходов у посетителей «Зебры» — средний и высокий. Также предприятию «Зебры» можно привлечь людей с низким заработком (но не нищих и малоимущих людей). Они смогут посещать заведения при наличии нескольких условий: хорошие скидки, акции, ликвидация суши и других блюд (некоторые приготовленные блюда нельзя реализовывать на следующий день после приготовления и их можно поздно вечером в день приготовления или ночью продать с большой скидкой). С одной стороны может показаться, что такие клиенты не нужны суши-бару, но с другой стороны при некоторых накоплениях люди с низким доходом смогут посетить заведение, по какому- либо поводу и если им понравится, то в будущем при новом накоплении и при особом поводе они придут снова. Такие клиенты никогда не лишние, они тоже смогут сделать некоторую выручку, тем более что «Зебры» пока не позиционируют себя как элитное заведение с большими ценами.

Суши-бар посещают как работающие люди, так и люди находящиеся у них на обеспечении.

Год назад было проведено анкетирование потребителей. Общий вывод по ответам анкеты: «Зебры» довольно популярное заведение среди заведений общественного питания, предлагающих японскую кухню. В него также ходят люди, которые не любят японскую кухню, так как в «Зебрах» продаются еще и другие кухни. Потребителям нравится разнообразие и вкус блюд, удобное географическое расположение и большое количество филиалов суши-баров «Зебры». Но их также и не устраивает качество блюд и обслуживания, и они хотели бы изменить цену на блюда. Это большой недостаток со стороны организации; проблема в том, что на предприятии большая текучка кадров, и они не успевают проходить должного обучения и повышения квалификации, следовательно, у персонала нет заинтересованности и мотивации в том, чтобы качественно исполнять свои обязанности [3, с. 167]. На сегодняшний день оценка потребителями качества продукции и обслуживания не изменилось.

Таким образом, была проведена оценка сети суши-баров «Зебры», и она показала, что предприятию следует укрепить свои позиции на рынке, путем устранения своих слабых сторон (качество продукции и обслуживания), а также больше инвестировать в сильные стороны компании.

Список литературы

  1. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер- Юг, 2014. 448 с.
  2. Официальный сайт «Зебры». URL: http://www.zebri.ru (дата обращения 25.05.2017).
  3. Ермола А. А., Безрукова Е. Л. Проведение маркетингового анализа различными методами на примере сети суши-баров «ЗЕБРЫ» // Актуальные проблемы современной экономической науки. 2016.с 163-168.