Методика оценки эффективности использования бюджетных средств, выделяемых в рамках реализации антикризисных программ и проектов

№76-1,

экономические науки

В статье рассмотрены вопросы формирования системы показателей оценки результативности, продуктивности и эффективности использования бюджетных средств для реализации антикризисных программ и проектов.

Похожие материалы

В Бюджетном кодексе Российской Федерации закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, обязывающий всех получателей финансовых ресурсов из бюджета любого уровня исходить из «необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)» [1]. В этой связи становится актуальной проблема формирования методики оценки эффективности использования бюджетных средств, особенно в условиях снижения объема поступления средств в бюджеты различных уровней бюджетной системы в условиях неблагоприятной (кризисной) динамики развития экономики при реализации антикризисных программ или проектов.

Оценка эффективности использования средств территориальных бюджетов, выделяемых в рамках реализации антикризисных программ и проектов, предполагает определение результативности, экономичности и продуктивности их использования. По итогам такой оценки должны вырабатываться рекомендации по оптимизации механизма выбора антикризисных программ и проектов или отдельных антикризисных мероприятий для финансирования за счет бюджетных средств, механизмы повышения эффективности их использования.

Результативным можно признать использование бюджетных средств в случае, если в результате из использования достигнуты цели, решены задачи реализуемых антикризисных программ и проектов или отдельных антикризисных мероприятий.

Продуктивным можно признать использование средств бюджета в случае, если в результате их использования обеспечивается оптимальное соотношение между полученными результатами и затраченными на получение этих результатов ресурсами.

Экономичным можно признать использование бюджетных средств в случае, если намеченные результаты достигнуты с использованием наименьшего объема бюджетных ресурсов или с использованием заданного объема бюджетных средств достигнуты наилучшие результаты.

Экономически эффективным признается использование бюджетных средств, в случае если экономические результаты антикризисных программ и проектов превышают произведенные затраты.

Целью оценки эффективности использования бюджетных средств, выделяемых бюджетами различных территорий в рамках реализации антикризисных программ и проектов, является получение достоверной информации об эффективности использования бюджетных средств, которая может быть использована органами государственной или муниципальной власти при корректировке реализации действующих антикризисных программ и проектов, оптимизации механизмов и процедур предварительной оценки эффективности проектов программ и проектов, предлагаемых к финансированию за счет бюджетных средств.

Объектами оценки эффективности использования бюджетных средств могут быть:

  • целевые программы и проекты, финансируемые полностью или частично за счет средств бюджетных средств, выделяемых бюджетами территорий;
  • отдельные мероприятия антикризисных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетных средств, выделяемых бюджетами территорий;
  • отдельные организации, распределяющие или использующие бюджетные средства, выделяемые бюджетами территорий в рамках антикризисных программ и проектов [2].

Предметом оценки эффективности использования бюджетных средств могут являться:

  • ожидаемая эффективность использования бюджетных средств по планируемым программам и проектам;
  • эффективность использования бюджетных средств по реализуемым антикризисным программам и проектам;
  • эффективность использования бюджетных средств по завершенным антикризисным программам и проектам.

Основаниями для проведения оценки эффективности использования бюджетных средств, выделяемых бюджетами территорий в рамках реализации антикризисных программ и проектов, могут быть:

  • план работы контрольно-счетного органа территории;
  • поручения органа законодательной (представительной) власти территории;
  • поручения высшего органа исполнительной власти территории;
  • обращения (поручения) правоохранительных органов.

Целями оценки эффективности могут являться определение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых бюджетами территорий в рамках антикризисных программ и проектов, либо отдельных содержательных сторон эффективности: результативности, продуктивности или экономичности.

При определении целей, предмета и объектов оценки необходимо принимать во внимание:

  1. социально-экономическую значимость антикризисных программ и проектов, на которые направляются бюджетные средства;
  2. наличие рисков неэффективного использования средств в рамках реализации антикризисных программ и проектов;
  3. затраты на проведение контрольного мероприятия;
  4. ожидаемые результаты от проведения оценки эффективности.

При оценке эффективности использования бюджетных средств, выделяемых бюджетами территорий в рамках антикризисных программ и проектов, необходимо учитывать следующие основополагающие принципы системного подхода к оценке эффективности бюджетных расходов:

  • разграничение содержательных сторон эффективности бюджетных расходов;
  • эффективность бюджетных расходов на основе критериев её оценки;
  • полноту учета всех финансовых и иных средств, направленных на достижение выдвинутых целей или решение поставленных задач;
  • разграничение экономических и социальных результатов бюджетных расходов и, соответственно, определение экономической эффективности и социального эффекта;
  • выделение этапов движения бюджетных средств от их денежной формы до получения конечных результатов;
  • учет несовпадения периода осуществления бюджетных расходов и времени получения соответствующих результатов;
  • разграничение внешних и внутренних факторов, оказывающих негативное влияние на результаты деятельности субъекта бюджетного планирования.

При определении эффективности использования бюджетных средств необходимо выделять следующие три содержательные стороны эффективности — экономичность, продуктивность и результативность.

Критерии эффективности выбираются в соответствии с целями оценки и в сравнении с ними определяется эффективность использования бюджетных средств. В качестве критериев оценки эффективности могут выступать плановые значения показателей, среднеотраслевые показатели, нормативы затрат, установленные нормативными правовыми актами.

Критерии эффективности необходимо определить на этапе разработки методики оценки эффективности использования бюджетных средств, вместе необходимо предусмотреть возможность их корректировки в ходе непосредственного проведения мероприятия.

Результативность, продуктивность и экономичность не могут быть критериями оценки эффективности, поскольку они являются содержательными характеристиками эффективности использования бюджетных средств. Именно на основе системы критериев и дается оценка эффективности (экономичности, продуктивности и результативности) использования бюджетных средств.

Показатели характеризуют степень достижения поставленных перед субъектом бюджетного планирования целей и задач, в целях получения такой характеристики и формируются критерии оценки эффективности.

Выбор и применение критериев оценки эффективности являются важнейшими элементами методологии оценки эффективности бюджетных расходов. Правильность выбора критериев, их соответствие требованиям позволит сделать обоснованные выводы об эффективности использования бюджетных средств.

Критерии оценки эффективности должны отвечать следующим требованиям:

  • объективность — выбор критериев с учетом определенной специфики сферы использования средств бюджета, объектов, целей и задач оценки;
  • ясность — подразумевает конкретные формулировки критериев с целью исключения их различных интерпретаций;
  • сравнимость — возможность сравнения выбранных критериев оценки эффективности с используемыми критериями на других сопоставимых объектах в анализируемой сфере;
  • достаточность — возможность на основе выбранных критериев получения обоснованных выводов об эффективности использования бюджетных средств в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • экономичность — получение отчетных данных с минимально возможными затратами;
  • достижимость — возможность достижения обозначенной степени эффективности бюджетных расходов [3].

Прежде чем определить критерии оценки эффективности, необходимо четко поставить цели и задачи.

Выбор критериев оценки эффективности осложняется тем, что в отличие от деятельности коммерческой организации, где конечной целью является получение прибыли, целью деятельности органов власти является выполнение социально значимых задач, степень выполнения которых во многом не поддается денежной оценке, что обуславливает проблему несопоставимости в денежном выражении результатов бюджетных расходов.

Выбор критериев затруднен и в связи с тем, что во многих случаях нет общепризнанных значений желаемого результата в расчете на объем использованных средств. В деятельности же коммерческих организаций есть нормативные значения показателей финансового состояния организации (рентабельности, ликвидности, финансовой устойчивости).

Таким образом, выбор критериев для оценки эффективности бюджетных расходов является важной и весьма сложной проблемой. В качестве критериев оценки эффективности бюджетных расходов должны выступать количественные или качественные характеристики результатов использования бюджетных средств, которые являются некой «эталонной моделью», характеризующей эффективное использование бюджетных средств.

Критерии оценки эффективности определяются с учетом специфики использования бюджетных средств, а также целей и задач оценки. Выбор системы критериев зависит от того, какие содержательные стороны эффективности оцениваются: результативность, продуктивность или экономичность.

Выбор критериев оценки эффективности начинается в ходе предварительного изучения объектов анализа одновременно с выбором целей и задач оценки. При этом целесообразно определить возможные источники критериев, на основе изучения которых следует провести их первоначальный отбор. По мере проведения предварительного изучения формулировки уточняются. Далее формируется детальный перечень критериев, в соответствии с которым будет оцениваться эффективность использования бюджетных средств.

Можно выделить следующие основные источники выбора критериев оценки эффективности:

  • нормативные правовые акты, а также документы, касающиеся анализируемой сферы использования бюджетных средств или деятельности объектов оценки, которые содержат цели, задачи деятельности субъектов бюджетного планирования, количественные и качественные показатели оценки результатов или регламентированные процедуры организации их деятельности;
  • результаты использования бюджетных средств за предшествующие периоды;
  • результаты деятельности аналогичных организаций в государственном, муниципальном или частном секторе, которые осуществляют подобную деятельность или выполняют аналогичные виды работ;
  • стандарты и правила, разработанные профессиональными ассоциациями и экспертными организациями, которые имеют непосредственное отношение к проверяемой сфере или работе организации;
  • материалы проведения проверок контрольными органами;
  • статистические данные;
  • специальная литература по вопросам анализируемой сферы или деятельности объекта оценки.

В случае недостаточности сведений, содержащихся в вышеуказанных источниках для определения критериев оценки эффективности, они разрабатываются самостоятельно.

Оценка эффективности использования бюджетных средств требует комплексного подхода к оценке результатов и объема используемых для их достижения ресурсов. На решение поставленной задачи могут быть направлены не только бюджетные средства, но средства коммерческих организаций. В этом случае для получения обоснованных выводов необходимо учитывать совокупные объемы расходования средств.

При определении эффективности использования бюджетных средств необходимо выделять не только непосредственные и конечные их результаты, не менее важное значение имеет деление результатов на экономические (поддающиеся денежной оценке) и социальные (не поддающиеся денежной оценке).

Экономические результаты бюджетных расходов могут быть получены как в бюджетной сфере, так и в сфере материального производства, непроизводственной сфере и в сфере личного потребления.

Экономическими результатами бюджетных расходов могут являться:

  • в сфере материального производства — прирост объемов валового территориального продукта или валовой прибыли, а в отдельных отраслях или организациях — увеличение доходов или снижение расходов;
  • в непроизводственной сфере — экономия средств на производство работ и оказание услуг;
  • в сфере личного потребления — увеличение доходов или снижение расходов из личных средств населения;
  • прирост денежной оценки ресурсов на соответствующей территории.

Социальными результатами бюджетных расходов могут быть: сокращение заболеваемости, увеличение продолжительности жизни населения, улучшение экологической обстановки на соответствующей территории, сохранение природных заповедных зон и других охраняемых территорий, развитие культуры и т.д.

Следует учитывать, что между экономическими и социальными результатами бюджетных расходов существуют определенные взаимосвязи и взаимозависимости, анализ которых является весьма важным для получения объективной оценки эффективности использования бюджетных средств. Возможны ситуации, когда достижение запланированного экономического результата может сопровождаться отрицательными социальными последствиями, которые обязательно должны учитываться при оценке эффективности бюджетных расходов.

Во многих же случаях экономическая эффективность бюджетных расходов напрямую оказывает положительное влияние на достижение социальных результатов, то есть, как правило, необходимо говорить о социально-экономической эффективности бюджетных расходов.

Эффект от использования бюджетных средств, выделяемых бюджетам муниципальных образований в рамках реализации антикризисных программ и проектов, можно классифицировать по следующим признакам:

  1. По отраслевой принадлежности:
    • в экономике;
    • в здравоохранении;
    • в образовании;
    • в культуре;
    • в науке;
    • в экологии и т.д.
  2. По характеру проявления:
    • одномоментный (разовый);
    • длящийся (продолжительный).
  3. По продолжительности действия:
    • краткосрочный (до 1 года) — высадка однолетних цветов, уборка улиц и др.;
    • среднесрочный (от 1 года до 3 лет) — ремонт дорог, текущий ремонт школы и др.;
    • долгосрочный (свыше 3 лет) — строительство объектов социальной инфраструктуры, дорог, мостов и т.д.
  4. По времени проявления:
    • в момент выделения средств;
    • по истечении определенного времени.
  5. Относительно решаемой задачи:
    • основной;
    • дополнительный.
  6. По возможности количественной оценки:
    • количественно-измеряемые (сокращение времени прибытия экипажа скорой медицинской помощи, повышение уровня благосостояния отдельных категорий граждан, сокращение скорости обслуживание в регистрационной палате);
    • неизмеряемые количественно (финансирование фундаментальных исследований; обеспечение деятельности судов и т.д.) [4].

В ходе оценки эффективности использования бюджетных средств необходимо рассмотреть существующие альтернативные способы решения поставленных задач.

Например, ежегодно значительные бюджетные средства расходуются на уборку водоемов города от мусора. Из года в год его объемы не уменьшаются. В данном случае мы имеем дело с устранением свершившихся фактов загрязнений.

Но есть и другие варианты решения данной проблемы. Допустим, решено на массовой основе распространять бесплатно брошюры по экологическому воспитанию населения. Несомненно определенный эффект будет достигнут. Люди станут меньше загрязнять леса, водоемы.

Возможно, более эффективным будет третий вариант — введение высоких штрафных санкций. Данный вариант является менее затратным для администрации, но при этом и более результативным. Расходы же направляются на процедуру наложения штрафов и их взыскание.

Следует отметить, что оптимальный способ решения задачи может быть абсолютно нерезультативным в связи с ненадлежащей налаженностью его отдельных организационных аспектов.

Ситуация, когда решение организационных аспектов не позволяет достичь желаемого результата, свидетельствует о неэффективности выбранного способа решения проблемы и необходимости поиска нового более результативного варианта.

Специфика бюджетных расходов заключается в том, что конечные результаты зачастую могут быть получены лишь по истечении определенного периода времени. Поэтому, например, отсутствие конечного результата в первые годы реализации антикризисных программ еще не является свидетельством неэффективного использования бюджетных средств.

Так, ощутимые результаты расходов бюджета на финансирование мероприятий, стимулирующих здоровый образ жизни и, как следствие, направленных на укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения, могут наблюдаться лишь по истечении нескольких лет.

В ходе оценки эффективности бюджетных расходов необходимо проанализировать, насколько сама система контроля обеспечивает эффективность использования бюджетных средств. Для этого следует дать оценку:

  1. полноте отчетности об использовании бюджетных средств. Например, может возникнуть ситуация, когда субъект бюджетного планирования отслеживает полноту и своевременность освоения бюджетных средств, а не количественные показатели непосредственных и конечных результатов бюджетных расходов;
  2. эффективности организационной структуры, предусматривающей разграничение обязанностей и ответственности;
  3. системе внутреннего контроля, включая проведение проверок.
  4. обеспечению сохранности приобретаемых ресурсов.

При оценке экономичности использования бюджетных средств ключевой категорией являются ресурсы.

В целях определения экономичности использования бюджетных средств могут использоваться следующие основные методы:

1. Анализ соответствия бюджетных расходов запланированному уровню.

В первую очередь необходимо проанализировать выполнение плановых значений по предельному уровню затрат.

2. Сравнение бюджетных расходов с данными за прошедшие периоды.

Как правило, анализ эффективности бюджетных расходов начинают с оценки изменения объема расходов по сравнению с прошлыми периодами.

Недостаток данного метода заключается в том, что при нем не учитываются условия, в которых работает анализируемое учреждение, а также результаты его работы. Например, расходы на содержание учреждения могут оставаться прежними, либо даже снижаться. Однако это еще не означает, что средства бюджета израсходованы эффективно. Во-первых, масштаб деятельности учреждения может быть явно не достаточным для эффективного выполнения поставленных задач. Во-вторых, даже при наличии необходимого количества штатных сотрудников в результате неэффективной организации деятельности, либо каких-либо субъективных факторов, итоги работы анализируемого учреждения могут быть крайне неудовлетворительными.

Кроме того, данный метод не учитывает структуру расходов бюджета. Увеличение расходов еще вовсе не означает снижение эффективности деятельности, а может быть обусловлено, например, проведением капитального ремонта зданий.

3. Анализ структуры бюджетных расходов.

Данный метод позволяет оценить изменения бюджетных расходов в разрезе статей затрат, что может обеспечивать выявление резервов повышения эффективности использования бюджетных средств.

Например, общий объем бюджетных расходов может снижаться, однако могут необоснованно возрастать расходы на коммунальные расходы, заправку картриджей и т.д.

4. Анализ объема приобретаемых и используемых ресурсов в натуральном выражении.

В рамках реализации антикризисной программы (проекта) средства могут расходоваться на приобретение основных средств, материалов, услуг, выплату заработной платы и т.д. В целях оценки эффективности использования бюджетных средств необходимо проанализировать обоснованность объемов используемых ресурсов (финансовых, материальных, трудовых и прочих).

5. Анализ стоимости приобретаемых ресурсов. Отношение фактической стоимости ресурсов к критерию эффективности.

Стоимость приобретаемых ресурсов напрямую зависит от эффективности размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд.

6. Анализ структуры приобретаемых ресурсов.

Одна и та же задача в рамках реализации антикризисной программы может решаться за счет различного объема и структуры финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Анализ структуры приобретаемых ресурсов позволяет выявить основные составляющие себестоимости предоставляемых услуг.

7. Анализ условно постоянных затрат и затрат, направленных на повышение результативности бюджетных расходов.

При анализе необходимо исходить из условного предположения, что есть минимально необходимые затраты (коммунальные расходы, заработная плата персонала и т.д.) и затраты, направленные на повышение качества государственных (муниципальных) услуг (развитие инфраструктуры обслуживания получателей услуг, внедрение информационных технологий и т.д.). Подобный анализ позволяет оценить эффективность дополнительных вложений средств.

Следует отметить, что любое уменьшение объема бюджетных средств, направляемых на приобретение ресурсов, должно быть экономически обосновано, поскольку его последствиями может быть неприемлемое снижение результативности использования бюджетных средств.

Объем и структура используемых ресурсов предопределяются способом решения поставленной задачи.

При оценке продуктивности использования бюджетных средств ключевыми категориями являются:

  • конечные результаты;
  • непосредственные результаты;
  • ресурсы;
  • бюджетные расходы.

Оценка продуктивности использования бюджетных средств проводится с использованием следующих методов:

  1. Анализ соотношения конечных результатов и бюджетных расходов (продуктивность), сравнение данного значения с критерием эффективности (экономичность).
  2. Анализ соотношения непосредственных результатов и бюджетных расходов, сравнение данного значения с критерием эффективности.
  3. Анализ соотношения конечных результатов и объема используемых ресурсов, сравнения данного значения с критерием эффективности.
  4. Анализ соотношения непосредственных результатов и объема используемых ресурсов, сравнение данного значения с критерием эффективности.
  5. Анализ отношения фактической мощности объекта к максимально возможной.
  6. Анализ соотношения конечных и непосредственных результатов, сравнение данного значения с критерием эффективности.
  7. Анализ эффективности выбранных способов решения задач.

Высокая продуктивность использования бюджетных средств и в целом эффективность обеспечивается за счет применения наиболее совершенных методов, технологий решения поставленных задач.

Анализ продуктивности использования средств может выявить с одной стороны недостаточную обеспеченность, а с другой — избыток тех или иных ресурсов. При этом следует иметь в виду, что дифференциация в уровне обеспеченности может быть обусловлена объективными причинами, например, такими как географическое положение, климатические условия, уровень социально-экономического развития территории, демографическая ситуация, доступность ресурсов и др.

При оценке результативности использования средств бюджета ключевыми категориями являются конечные и непосредственные результаты бюджетных расходов.

Оценка результативности использования бюджетных средств проводится с использованием следующих основных методов:

  1. Анализ достижения плановых показателей результатов.
  2. Сравнение фактических результатов с данными за предшествующие периоды.
  3. Сравнение фактических результатов с результатами деятельности аналогичных субъектов бюджетного планирования.
  4. Сравнение фактических результатов с существующими стандартами.
  5. Оценка степени решения проблемы в целом.
  6. Анализ факторов, оказавших влияние на невыполнение и перевыполнение плановых результатов. Возможны следующие ситуации:
    • плановые показатели конечных результатов выполнены, а непосредственные результаты не достигнуты;
    • плановые показатели конечных результатов не выполнены, а непосредственные результаты достигнуты;
    • значительное недовыполнение одних плановых показателей результатов бюджетных расходов и перевыполнение других показателей;
    • значительное перевыполнение по большинству плановых показателей;
    • значительное недовыполнение по большинству плановых показателей.

В ходе анализа экономической эффективности использования бюджетных средств могут использоваться следующие методы:

1. Сопоставление поступлений в бюджет, полученных в результате расходования бюджетных средств, и бюджетных расходов.

Следует отметить, что применение данного метода с учетом социальной направленности бюджетных расходов весьма ограничено. Деятельность субъектов бюджетного планирования в большинстве случаев связана с решением социальных задач и не приводит к дополнительным поступлениям в бюджетную систему.

2. Сопоставление экономии бюджетных средств и бюджетных расходов, обусловивших ее.

Данный метод оценки эффективности находит достаточно широкое применение (например, оценка эффективности перехода на индивидуальные системы отопления, учет горячей и холодной воды по счетчикам, создание централизованных бухгалтерий, реорганизация учреждений и т.д.).

При этом для корректности расчета целесообразно учитывать временной фактор.

3. Сопоставление увеличения доходов хозяйствующих субъектов и населения и бюджетных расходов, обусловивших их.

Например, бюджетные инвестиции в развитие инфраструктуры особой экономической зоны, строительство технологических парков помимо дополнительных поступлений в бюджетную систему могут оказать существенное влияние и на рост доходов населения и на увеличение прибыли хозяйствующих субъектов.

Таким образом, эффективность выделения средств в качестве финансовой помощи напрямую зависит от эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, ее получающих.

4. Сопоставление экономии средств хозяйствующими субъектами и населением и бюджетных расходов, обусловивших ее.

Например, экономическим эффектом от строительства моста через реку может являться, в частности, экономия организаций и населения на транспортных расходах.

В ходе оценки эффективности использования бюджетных средств можно использовать следующую классификацию показателей:

  1. Показатели развития экономики — характеризуют экономический потенциал территории, от которого напрямую зависит и состояние бюджетной сферы:
    1. Общеэкономические показатели — характеризуют экономику в целом: объем валового регионального продукта; объем валового регионального продукта на душу населения; доля безубыточных хозяйствующих субъектов и т.д.
    2. Отраслевые экономические показатели — характеризуют развитие отдельных отраслей и сфер экономики: сельского хозяйства, малого и среднего предпринимательства, жилищно-коммунального хозяйства и др.
  2. Показатели качества жизни населения — характеризуют условия жизни населения:
    1. Показатели доходов населения: денежные доходы на душу населения; доля населения с доходами ниже минимального потребительского бюджета и т.д.
    2. Показатели здоровья населения: средняя продолжительность жизни, уровень госпитализации в государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения и т.д.
    3. Показатели развития дошкольного и дополнительного образования детей: доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу в общей численности детей от 3 до 7 лет; удельный вес детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию.
    4. Показатели уровня занятия населения физической культурой и спортом: удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом; обеспеченность спортивными сооружениями.
    5. Показатели проведения культурно-массовых мероприятий: количество экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек на определенное количество человек населения; количество посадочных мест театров и т.д.
    6. Показатели доступности и качества жилья: общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя; общая площадь жилых помещений, введенная в действие за год, приходящихся в среднем на одного жителя и т.д.
    7. Показатели развития жилищно-коммунального хозяйства: удовлетворенность населения качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг; отношение тарифов для промышленных потребителей к тарифам для населения и т.д.
    8. Показатели развития дорожного хозяйства и транспорта: доля автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям; удельный вес населенных пунктов, имеющих дороги с твердым покрытием до сети путей сообщения общего пользования, смертность населения в результате дорожно-транспортных происшествий и т.д.
    9. Показатели благоустройства территории: обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования; обеспеченность улиц, проездов, набережных сетями освещения.
    10. Показатели обеспеченности средствами связи: доля населения, охваченного телефонной связью; обеспеченность услугами доступа к сети «Интернет» юридических лиц и частных предпринимателей, населения и т.д.
    11. Показатели правопорядка: число преступлений, совершенных лицами, в отношении которых вынесены обвинительные приговоры; количество зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений.
    12. Показатели беспризорности: удельный вес безнадзорных детей в общем количестве детей; доля детей, оставшихся без попечения родителей.
    13. Показатели условий труда: число человеко-дней нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего в связи с производственными увечьями и травмами; удельный вес работников, занятых в условиях труда, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам.
    14. Показатели экологической обстановки: удельный вес нестандартных проб по санитарно-химическим показателям; доля уловленных и обезвреженных выбросов загрязняющих веществ к общему количеству загрязняющих веществ, отходящих от всех стационарных источников; обеспеченность городов автоматическими станциями контроля атмосферного воздуха населенных мест.
  3. Показатели объема ресурсов: общая численность всех работников общеобразовательных учреждений; число работающих в муниципальных учреждениях здравоохранения и т.д.
  4. Показатели стоимости ресурсов: отношение среднемесячной заработной платы работников учреждений физической культуры и спорта к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона; средняя заработная плата работников учреждений начального профессионального образования и т.д.
  5. Показатели эффективности использования ресурсов: средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях; доля общеобразовательных учреждений с учащимися на 3-й ступени обучения в общем числе муниципальных общеобразовательных учреждений.
  6. Показатели обеспеченности ресурсами: обеспеченность площадью на одного занимающегося в учреждениях образования.
  7. Показатели масштаба результатов бюджетных расходов (полноты решения задач): удельный вес комплексно благоустроенных дворов в общем количестве дворов, требующих благоустройства; удельный вес детей и молодежи, охваченных всеми формами летнего отдыха и оздоровления.
  8. Показатели качества бюджетного процесса и эффективности использования государственных ресурсов:
    1. Показатели качества управления финансами: объем просроченной кредиторской задолженности учреждений; объем незавершенного строительства, осуществляемого за счет средств бюджета; своевременность принятия нормативных правовых актов по вопросам исполнения бюджета.
  9. Показатели качества услуг: удовлетворенность населения деятельностью органов власти; время прибытия пожарных подразделений на место происшествия; удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, в числе выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвующих в едином государственном экзамене.
  10. Соотношение результатов и бюджетных расходов: соотношение объема поставок несырьевой продукции в страны пребывания представительств и расходов на обеспечение деятельности представительств; удельный вес иностранных инвестиций, поступивших из стран пребывания представительств, в совокупном объеме поступивших иностранных инвестиций.

Можно выделить следующие требования к показателям:

  • объективность — подразумевает выбор показателей с учетом специфики сферы использования бюджетных средств, объектов, целей и задач мониторинга;
  • ясность — подразумевает конкретные формулировки показателей в целях исключения их двусмысленности и возможности получения различных интерпретаций;
  • сравнимость — подразумевает возможность сравнения отчетных показателей с данными за предшествующие периоды и аналогичных объектов в анализируемой сфере использования бюджетных средств;
  • достаточность — подразумевает возможность на основе анализа совокупности выбранных показателей получать обоснованные выводы о результативности бюджетных расходов;
  • экономичность — получение отчетных данных должно обеспечиваться с минимально возможными затратами.

Проведение оценки эффективности использования бюджетных средств, выделяемых бюджетам муниципальных образований в рамках антикризисных программ и проектов, включает следующие основные этапы:

1. Постановка целей и задач оценки.

Изначально необходимо четко обозначить цели и задачи оценки.

Цели и задачи оценки могут устанавливаться органом, по поручению которого проводится оценка.

2. Предварительное изучение объекта оценки.

На этапе предварительного изучения объекта оценки необходимо спрогнозировать возможные результаты оценки, проанализировать, насколько они будут востребованы.

3. Разработка программы оценки.

Очень важным этапом является разработка детальной программы оценки, поскольку от ее качества зависят последующие результаты оценки.

Вопросы программы должны определяться в соответствии с поставленными целями и задачами с учетом результатов предварительного изучения объектов оценки.

В дополнение к программе оценки могут формироваться рабочие планы проведения работ.

4. Сбор информации.

На этапе сбора информации необходимо воздерживаться от их интерпретации, поскольку анализ отдельно взятых фактов может привести к подготовке ошибочных выводов.

При сборе данных отдельное внимание должно быть уделено изучению мнения конечных получателей услуг, анализу поступающих жалоб, результатов их рассмотрения.

5. Анализ информации.

На данном этапе на основе полученных сведений подготавливаются выводы и рекомендации.

6. Подготовка отчета (заключения) о результатах оценки, а также выработка мер и рекомендаций по повышению эффективности использования выделяемых бюджетных средств.

Подготовленные по результатам проведенной оценки рекомендации могут быть основанием для принятия соответствующих управленческих решений.

7. Контроль за устранением выявленных недостатков (нарушений), реализацией подготовленных рекомендаций.

Таким образом, в целом система оценки эффективности использования бюджетных средств должна быть построена так, чтобы было понятно, в чем действительно заключаются цели реализации антикризисных программ и проектов и как органы власти обеспечивает их достижение. Основой этой системы становится оценка соотношения расходов бюджета и результатов реализации антикризисных программ.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс РФ.- М.: Эксмо-Пресс, 2017. – 447 с.
  2. Приказ Министерства экономического развития РФ от 24 февраля 2009 г. № 58 «Об утверждении Методики оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения»
  3. Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Магистр.- 2016. - 448 с.
  4. Артемьева С. С. Оценка эффективности использования средств федерального бюджета // Управление экономическими системами.- 2016.- № 9
  5. Поветкина Н.А. Эффективность расходования бюджетных средств: проблемы правовой квалификации // Финансовое право. - 2015. - № 3.- С. 16 - 22.