Логистическая система и риски присущие ей

№76-1,

экономические науки

В настоящее время значение логистики в управлении предприятием возрастает. Это обусловлено расширением производства и ассортимента производимой продукции, разрастанием сети оптовой и розничной торговли, усложнением взаимоотношений с поставщиками товаров и услуг. В этой связи становится все больше актуальным мнение о том, что оптимальное управление логистической системой на предприятии позволяет повысить как текущий, так и стратегический уровень конкурентоспособности.

Похожие материалы

Основой управления логистическими системами выступает метод интеграции всех ее элементов с установлением взаимосвязи между ними, а также вовлечение их в процесс функционирования предприятия с целью рационализации использования всех видов ресурсов и минимизации затрат.

Внедрение логистического управления должно приводить к дополнительному эффекту, оказывающем положительное влияние на финансово-хозяйственную деятельность компании. В этой связи большое значение приобретает организация логистического процесса на предприятии.

На рисунке 1 изображена схема организации логистической системы на производственном предприятии. При формировании логистической системы должны быть учтены такие факторы, как взаимосвязь внутренней логистики предприятия с внешней средой, полный цикл движения материальных ресурсов от поставщика (производителя) до покупателя (заказчика), организация движения товаров по внутренней логистической цепи (производство, обслуживающее хозяйство, склад), взаимосвязь материальных и финансовых потоков, планирование движения информационных (финансовых и материальных) потоков.

Охарактеризуем представленную на рисунке схему организации логистической системы:

1. В центре системы находится структура движения материальных и информационных потоков внутри предприятия. Она включает в себя взаимодействия между основным и вспомогательным производством, складом и транспортировкой материальных потоков. Рационально организованная логистическая система должна отвечать потребностям всех этих подразделений во взаимосвязи.

2. На следующем уровне отражены процессы, обеспечивающие эффективное функционирование внутренней среды логистической системы. В первую очередь рассмотрим процесс управление запасами. Взаимодействие подразделений нижнего уровня должно соответствовать основным принципам организации управления запасами на предприятии. В противном случае — движение материальных потоков будет хаотичным. Следующий процесс — это планирование себестоимости, который является основой управления запасами, и также выступает базой для организации внутрифирменного движения ТМЦ. Финансы и закупочная деятельность в логистической системе тесно связаны между собой, поскольку заказы поставщикам и планирование закупок зависит от движения денежных средств. В свою очередь планирование закупок напрямую влияет на формирование системы управления запасами на предприятии, образую замкнутую цепь [1].

Схема организации логистической системы предприятия [5]
Рисунок 1. Схема организации логистической системы предприятия [5]

3. Замыкающим уровнем является информационное поле, включающее такие важные составляющие внешней среды предприятия, как взаимодействие с поставщиками и покупателями.

Результат взаимодействия с поставщиком — доставка ТМЦ — является входящим ресурсом логистической системы предприятия. Результат взаимодействия с покупателем — отгрузка продукции — выступает исходящим ресурсом (или выходом).

Следует отметить, что логистическая система характеризуется открытостью. Это означает, что эта сфера не является обособленной единицей и не функционирует сама по себе. Она обладает развитыми связями с внешней средой. Данный факт определяет наличие не только внутренних, но и внешних рисков [3]:

  • внешние (не зависят от любых действий, предпринимаемых в логистической системе и могут быть связаны с целой отраслью или регионом): природно-естественные, экологические, политические, рыночные, социальные риски, человеческий фактор.

В табл. 1 предложена классификация внешних рисков, влияющих на логистическую систему предприятия.

Таблица 1. Классификация внешних рисков логистической системы предприятия

№ п/п

Класс риска

Характер риска

Пример реализации риска в логистической системе

1

Экономический

Наступление события, препятствующего получению прибыли, сопутствующее получению убытка

Нарушение договорных обязательств партнером

2

Политический

Наступление события, исключающего ведение хозяйственной деятельности предприятием

Национализация отрасли, война, гражданская война, «разноцветные революции»

3

Административный

Вынесение уполномоченным органом решения или распоряжения, обязательного для исполнения субъектом экономики

Государственный пожарный надзор (МЧС) выявил нарушения эксплуатации складского комплекса на предприятии

4

Природный

Вероятность ограничения функционирования системы предприятия или ее уничтожение в результате стихийных бедствий

Паводок разрушил дорогу, ведущую к предприятию

  • внутренние (зависят от действий и решений, при выполнении логистических видов деятельности): имущественные, непосредственно связанные с персоналом, ответственность работодателя, неэффективность информационно-компьютерной поддержки и др.

Примечательно, что функционированию логистических цепей и звеньях на каждом этапе присущи иные риски, которые целесообразно сгруппировать по следующим блокам [4]:

  1. закупка: увеличение затрат в процессе производства; дисбаланс соотношения «цена-качество»; высокая вероятность недопоставки товара;
  2. транспортировка: увеличение транспортных расходов; изменение погодных условий; нарушение заявленного графика поставок; утрата товара; поломка транспортного средства;
  3. хранение: превышение объема и срока хранения; порча или полная утрата имущества;
  4. внутрипроизводственные процессы: дефицит сырья и материалов; нарушение производственного ритма; форс-мажор и т.д.

С другой стороны, целесообразно выделить такие группы рисков, как временные (несвоевременная подача транспорта под загрузку, выбор медленной доставки, нарушение сроков согласования необходимой документации с отправителем и др.), материальные (проблемы в случае необходимости страхового возмещения, простой транспорта, хранение груза на складах, корректировка таможенной стоимости и др.) и правовые (ошибки при оформлении первичных бухгалтерских документов, недостоверное декларирование и др.) риски [2].

Управление формированием и функционированием логистической системы — это неотъемлемая часть работы руководства компании. От эффективности деятельности в данной области зависит насколько грамотно будут распределяться ресурсы, насколько рационально будет организовано движение материальных и информационных потоков, как будет действовать система контроля на предприятии.

Список литературы

  1. Байдаков А.Н., Пономарева Е.А. Управление затратами автотранспортной организации на основе логистического подхода / Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2014. – № 5. – С. 138-141.
  2. Басараба А.Ю., Запорожец Д.В., Самойленко Т.В. Современные тенденции развития транспортной логистики / В сборнике: Актуальные вопросы управления социально-экономическими системами I научно-практическая конференция. – 2014. – С. 3-5.
  3. Короленко Н.В. Управление рисками логистической системы предприятия: теоретические аспекты // Эффективная экономика. – 2013. – N10. – С. 15 – 19.
  4. Плетнёва Н.Г. Управление рисками в логистике: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. – 124 с.
  5. Савоскина Е.В., Лихач Н.А. Управление рисками с помощью оптимизации логистической системы // Universum: Экономика и юриспруденция. – N3 (29). – 2016.