Разработка финансовой стратегия предприятия

№76-1,

экономические науки

В статье представлены теоретические аспекты развития единой финансовой стратегии предприятия в условиях интенсивных перемен условий внешней среды. Аргументирована необходимость развития финансовых целей стратегического развития современных предприятий.

Похожие материалы

В последнее время для экономики России свойственна непостоянность, неопределенность со стороны потребителей, конкуренции, поставщиков, государственных организаций, что в свою очередь ведет сбои в работе многих производств и предприятий. В условиях массового кризиса, неплатежеспособности российских предприятий, не стабильности валютного курса, а также по причине резкой необходимости развития финансовой стратегии их развития первоначальное значение появляется проблема объективной оценки текущего состояния действующего субъекта, а особенно — развитие направлений на дальнейшую перспективу.

Отказ от применения стратегических способов организации компаний становился в последнее время в Российской Федерации одной из факторов основательных переломных явлений в экономике государства. Задачам планирования в последний период времени уделялось весьма недостаточно внимания. Почти все его нюансы в условиях рынка стали непроработанными.

Финансовая стратегия нередко необоснованно ассоциируется с прежде имевшейся системой, никак не установлена и ее место в современной финансовой системе. В обстоятельствах рынка капиталы компаний обретают особую важную значимость. Вынесение на первое место финансовой стороны работы компаний считается в последний период времени одной из главных основных качеств финансовой жизни передовых капиталистических государств. Растущую значимость финансов компаний необходимо расценивать ровно как направленность, функционирующую абсолютно во всем мире.

Финансовое состояние предприятия — это движение денежных потоков, обслуживающих производство и реализацию его продукции.

В ходе производственной и финансовой работы происходит постоянный процесс оборота денежных средств, меняется состав средств и ключей их развития, присутствие и необходимость в экономических ресурсах и как результат финансовое положение компании, общим видом которого является платежеспособность. Финансовое положение компании способно быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Умение компании вовремя осуществлять платежи, финансировать собственную работу на расширенной базе, противостоять внезапным потрясениям и сохранять собственную состоятельность в негативных условиях указывает о его стабильном финансовом пребывании, и наоборот.

Основная задача финансовой деятельности сводится к одной главной стратегической задаче — увеличению активов компании. Для чего ему необходимо постоянно поддерживать и повышать уровень платежеспособности, рентабельности и положительную структуру актива и пассива баланса.

Для необходимости обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно иметь гибкую структуру денежных потоков, уметь организовать их движение, чтобы в таком случае обеспечить регулярное повышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания лучших условий для производства.

Создание финансовой стратегии предполагает все допустимые риски, сопряженные с риском неплатежей либо, к примеру, интенсивным скачком стагнации экономики. Управление над осуществлением абсолютно всех этапов финансовой стратегии дает возможность предприятию принимать во внимание все допустимые поступления прибыли, а также рациональное применение и последующее увеличение.

Используя подход Т.В. Гениберг, Н.А. Иванова, О.В Полякова, можно сформулировать компоненты финансовой стратегии:

  • стратегия на рынке ценных бумаг содержит целый раздел формирования основного капитала предприятия (например, размещение акций компании, выпуск собственных облигаций и т.д.).
  • стратегия на рынке денег содержит раздел формирования оборотного капитала предприятия (финансовые отношения, связанные с недолговременными денежными обязательствами компании, мобилизацией временно свободных денежных средств, приобретение и реализация краткосрочных инвестиций).
  • раздел формирования добавочных направлений развития бизнеса и капиталовложений (реальные инвестиции, финансовые инвестиции, интеллектуальные инвестиции) [4].
  • раздел развития рентабельности предприятия, ее жизнеспособности и финансовой стабильности.

В собственных публикациях Бланк И.А. выделяет основные направления финансового формирования предприятия, такие как [1]:

  • стратегия формирования финансовых ресурсов, главной задачей которой является создание возможности финансовых ресурсов предприятия, достаточного для удовлетворения нужд, связанных с его развитием;
  • инвестиционная стратегия, осуществление которой дает возможность применять финансовые ресурсы предприятия, правильно распределять их в связи от направлений и форм инвестирования, учитывая критерий соотношения риска и прибыльности;
  • стратегия развития финансовой защищенности предприятия, что позволяет гарантировать финансовую стабильность предприятия в процессе стратегического развития;
  • стратегия повышения качества работы финансовой деятельностью предприятия в стратегической перспективе.

Профессор И.А. Бланк выделяет, что характерной особенностью финансового планирования является то, что в ходе него оценивается перспективное состояние финансового потенциала предприятия под воздействием различных изменений отдельных факторов и условий, что обуславливает необходимость использования специальных методов и методического аппарата: SWOT — анализа, PEST — анализа, SNW — анализа, портфельного, сценарного и экспертного анализа [1].

Методы SWOT — анализа и SNW — анализа по мере необходимости дополняются методами портфельного анализа (портфеля дебиторской и кредиторской задолженности, портфеля инвестиций, финансовых рисков и др.), сценарного и экспертного стратегического анализа.

Таким образом, обобщив и систематизировав отмеченные выше подходы, можно сделать вывод, что:

  • разработка финансовой стратегии обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и финансовых целей предстоящего финансового и социального развития предприятия в целом и его единичных структурах.
  • разработка финансовой стратегия позволяет действительно оценить финансовые возможности предприятия, гарантировать максимальное использование его внутреннего финансового потенциала и возможность активного маневрирования финансовыми ресурсами.
  • разработка финансовой стратегии обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможностей, возникающих в процессе динамических изменений факторов внешней среды.
  • разработка финансовой стратегии учитывает ранее возможные варианты развития неконтролируемых факторов внешней среды и дает возможность свести к минимуму их негативные последствия для работы предприятия в будущем.
  • разработка финансовой стратегии отображает сравнительные преимущества предприятия в финансовой сфере относительно его конкурентов.
  • разработка финансовой стратегии гарантирует реализацию важных стратегически финансовых решений для предприятия.
  • разработка финансовой стратегии является одной из основных предпосылок стратегических изменений общей организационной структуры управления и организационной программы предприятия.

Вывод

В современное время сформирована необходимость в создании грамотного управления предприятиями, которое могло бы организовать их результативную адаптацию к быстро меняющимся условиям рыночных отношений. В период большого уровня нестабильности рыночной среды процесс управления, основанный на сложившихся тенденциях, уступает финансовому управлению, основной функцией которого является проработка стратегии. Предприятиям в современное время необходимо определять направления будущего финансового состояния, проводить оценку деятельности и финансовое состояние конкурентов, а главное грамотно уметь ориентироваться в своих финансовых перспективах и будущих возможностей. Это характеризуется рыночным характером финансовых отношений, самостоятельностью предприятий и результат, который они получают за результаты своей работы в будущем.

Список литературы

  1. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – 2-е изд., перераб и доп. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2004. – 656 с
  2. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 576 с
  3. Вилькомир А.К. Принципы и методы финансовой стратегии предприятий в условиях экономического кризиса / А. К. Вилькомир // Аудит и финансовый анализ. – 2011. –№3. – С. 15–20.
  4. Гениберг, Т. В. Сущность и методические основы разработки финансовой стратегии фирмы / Т. В. Гениберг, Н. А. Иванова, О. В. Полякова // Научные записки НГУЭУ. — 2009. — № 9 — С. 68–88.