Реализация государственных программ развития дорожного хозяйства на территории свердловской области

№76-1,

экономические науки

Развитие автомобильных дорог регионального значения является актуальной и значимой задачей для развития Свердловской области. Повышение качества транспортной инфраструктуры региона должно рассматриваться в качестве самостоятельной точки роста экономики Свердловской области. В статье анализируются практические аспекты применения программного подхода в сфере государственного регулирования дорожной отрасли региона.

Похожие материалы

Свердловская область — один из важнейших промышленных регионов Российской Федерации, включающих в себя активно развивающуюся горнодобывающую, металлоперерабатывающую отрасль, осуществляющая экспортные поставки сырья и продуктов переработки на внутренний и на внешний рынок. Как следствие, одним из главных направлений развития региона является развитие дорожного хозяйства.

Подтверждает это, в том числе, экономический факт того, что стоимость перевозок автомобильным транспортом значительно ниже, чем, к примеру, железнодорожным или авиационным. Кроме того, отсутствие возможности осуществления товарообменных операций Свердловской области с другими регионами и соседними государствами посредством водных путей сообщения, проблема наличия качественных автомобильных дорог становится еще более актуальной.

Для того, чтобы говорить о направлениях в развитии дорожного хозяйства, прежде всего, необходимо понимать стратегические цели и задачи, обозначенные на федеральном уровне и закрепленные в транспортной стратегии РФ, администрирование процессов государственного регулирования дорожной деятельности, источники финансирования, а также оценивать возможности реализации хозяйствующими субъектами дорожной деятельности с учетом отраслевых особенностей и сложившейся конъюнктуры рынка.

Оценивая теоретические и практические аспекты исследования, следует обратить внимание на взаимосвязанность стратегического направления в развитии дорожного хозяйства Свердловской области, процессов государственного регулирования на всех уровнях власти и возможности реализации проектов подрядными организациями с учетом финансирования программ.

Исследования в области государственного регулирования дорожной отрасли, применение программного подхода в реализации основных государственных задач в рассматриваемой сфере, в том числе на региональном уровне, оценка текущего состояния и перспективы развития дорожного хозяйства Свердловской области обуславливают актуальность выбранной темы.

Плотность федеральных и региональных автомобильных дорог в Свердловской области — 60 км. на 1000 квадратных км. территории, что в 1,9 раза превышает среднероссийский показатель. Общая протяженность автомобильных дорог на территории Свердловской области составляет 30 557 км., в том числе федерального значения — 588 км, регионального значения — 10983 км., местного значения — 18985 км. [6].

На сегодняшний день примерно 40 процентов общего объема перевозок по автомобильным федеральным дорогам значения производится при условии повышенного уровня нормативности и загрузок дорожной действующей сети. Данный факт увеличивает себестоимость грузовых траншей, а также снижает уровень безопасного движения по дорогам. Стоит обратить внимание, что федеральные дороги, которые проходят по территории Свердловской области, также проходят и по территории пунктов населенных. Данное обстоятельство заставляет транспорт снижать скорость при передвижении.

Действующая сеть автомобильных дорог региональных и местных при анализе темпов ее развития и ее техническое состояние регионального и местного значения говорит о несоответствии тенденциям к долгосрочности, а также спросу на перевозки грузов и пассажиров. В структуре действующей сети автомобильных дорог регионального значения преобладают дороги 3 и 4 технических категорий, что составляет 75 процентов от всей протяженности дорог, а также в более 80 процентов структуре автомобильных дорог местного значения это дороги 4 и 5 категорий.

Действующая сеть региональных дорог, проходящих по территории области, развивается неравномерно. Так, например, южная часть считается освоена и развита в большей степени, чем в северных и северо-восточных районах. Автомобильные дороги региональные общего пользования с асфальтобетонным и иным твердым покрытием составляет порядка 8-10 км. на 1000 квадратных км. территории (Гаринский и Ивдельский городские округа) до 161-368 км. на 1000 квадратных км. территории (город Екатеринбург и прилегающие к нему городские округа: Среднеуральский, Верхняя Пышма, Березовский, Белоярский, Каменский, Богданович, а также Невьянский и Ачитский городские округа). Населенные пункты Свердловской области в количестве 334 не имеют круглогодичного автодорожного сообщения, что не позволяет организовать транспортное обслуживание населения регулярными перевозками.

Для решения этой проблемы ежегодно не менее 5 процентов от общего объема ассигнований дорожного фонда Свердловской области направляется на проектирование и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования [2].

В связи с отсутствием средств финансирования в необходимом объеме наблюдается тенденция ухудшения эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального значения. На 01 января 2012 года в недопустимом транспортно-эксплуатационном состоянии находилось 40 процентов автомобильных дорог регионального значения, на 01 января 2013 года их доля увеличилась до 51 процента. К 2017 году строительному сезону автомобильные дороги общего пользования регионального значения по уровню их транспортно-эксплуатационного состояния распределены следующим образом: в нормативном состоянии находятся 400 км., что составляет 3,6 процента от общей сети региональных дорог, допустимый уровень присвоен 50,2 процентов дорог, протяженность которых составляет 5 520 км., в недопустимом состоянии эксплуатируется 46 процентов региональных дорог протяженностью 5 062 км. Относительно 2013 года этот показатель улучшился на 4 процента.

Сегодня имеется в наличии 740 мостовых сооружений, которые расположены на автомобильных дорогах регионального значения, в неудовлетворительном состоянии находится 302, в аварийном — 26 [2]. Отмечу, что в ненормативном с недопустимым уровнем состоянии находятся в основном автомобильные дороги III категории эксплуатации, пропускной способностью грузопотока не более 3 тыс. автомобилей в сутки и характеризующимися облегченными характеристиками качества дорожного покрытия.

Кроме того, увеличение уровня автомобилизации населения Свердловской области делает особо актуальной задачу увеличения пропускной способности автомобильных дорог общего пользования, в первую очередь в территориях высокой концентрации населения (Екатеринбургская, Нижнетагильская, Серовская, Каменск-Уральская агломерации) за счет увеличения протяженности (плотности) автомобильных дорог и повышения их технической категории [3].

Министерством транспорта и связи Свердловской области разработана и утверждена Постановлением Правительства Свердловской области №1331-П от 29.10.2013 г. Государственная программа Свердловской области «Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2022 года» [3]. Данный стратегический документ состоит из пяти подпрограмм, объединенных едиными целями:

  • потребности экономические и общественные в удовлетворение конкурентоспособных качественных услугах транспорта;
  • развитие хорошей транспортной и логистики и транспортного сообщения, которое обеспечивает уровень конкуренции при оказании услуг, ускоряет товародвижение и снижает транспортных издержки от транспорта в экономике;
  • повышает безопасность и устойчивость системы транспорта;
  • повышает доступность услуг комплексного транспорта для всего населения, обеспечивает потребность пассажиров в перевозках и поддерживает социальные маршруты движения;
  • формирует единую транспортную сеть, круглогодичной доступности для населения и субъектов хозяйства;
  • повышает уровень автомобильных дорог и строительство развязок технических и транспорта на участках дорог с повышенной интенсивностью движения;
  • осуществляет и содействует образованиям муниципального уровня, которые расположены на областной территории, в приведении автомобильных дорог местного значения в удовлетворительное состояние;
  • формирует транспортную систему как сбалансированную в городе Екатеринбурге и совершенствует магистральную уличную и дорожную сети, а также развивает метрополитен;
  • повышает доступность и качество социальных и прочих услуг пенсионного возраста гражданам.

Комплекс мероприятий данной программы буден реализован в период до 2020 года, том числе в дорожном хозяйстве кроме прочего может быть подвержена рискам, связанным с ухудшением ситуации в мировой и российской экономике. Данный факт вполне отразиться на темпах роста в экономике, а также инвестиционная активность будет под вопросом. Кроме того, существует ряд показателей, способных оценить динамику роста доходов, по которым формируется Дорожный фонд Свердловской области. Риски существуют также для зачисления в бюджет области, внесенные изменения в налоговое законодательство РФ также ведут к негативным последствиям финансового и экономического состояния капитальных вложений и негативной ситуации на инвестиционную положительность сферы дорожного хозяйства.

Основными источниками финансирования подпрограммы "Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2022 года "являются региональный дорожный фонд, который был образован Законом Свердловской области от 20.11.2011 года №84-ОЗ "О дорожном фонде Свердловской области" [1].

Стоит отметить, что в настоящее время существующий бюджетный процесс сопряжен с рядом значительных трудностей, которые вызваны:

  • разрывами в финансировании различных стадий проекта (подготовки проекта, подготовки территории, строительства, эксплуатации)
  • длительным сроком доведения лимитов в начале года
  • невозможностью переноса нереализованных в текущем году средств на последующий финансовый год. Что, как следствие, влечет за собой процесс обязательного освоения доведенных до заказчика денежных средств [7].

Все это не только создает финансовые затруднения для заказчика и подрядных организаций, но и приводит к значительному удлинению инвестиционных циклов в отрасли, невозможности эффективного долгосрочного планирования финансовой деятельности строительных компаний-подрядчиков, объективному ухудшению качества выполняемых работ в связи с поздним доведением лимитов, проведения конкурсных процедур и необходимостью полного освоения бюджетных лимитов в утвержденном периоде.

Итак, государственная программа «Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2022 года» содержит 5 подпрограмм:

  1. Развитие транспорта и транспортно-логистического комплекса Свердловской области;
  2. Развитие и обеспечение сохранения сети автомобильных дорог на территории Свердловской области»;
  3. Содействие развитию муниципального образования «город Екатеринбург» как центра Свердловской области» — «Столица»;
  4. Информационное общество Свердловской области»;
  5. Обеспечение реализации государственной программы Свердловской области «Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2022 года.

В разделе 1 представлена характеристика и анализ текущего состояния дорожного хозяйства Свердловской области, из которого следует, что состояние инфраструктуры транспортной системы и дорожного хозяйства не соответствует необходимым качествам в потребностях для дальнейших перспектив в развитии региона в целом, и области в частности. Необходимо сосредоточить свои силы в основном для реализации государственной Программы Развитие транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области до 2022 года и выполнению задач не по всем видам дорожной деятельности в отношении автомобильных регионального и местного уровня общего пользования, а на деятельности по разработке проектов для проведения строительства, а также видов работ по реконструкции автодорог. Производство такого рода работ необходимо с целью перевода автомобильной дороги в более высокую категорию. Еще одним важным направлением является производство работ по укладке твердого покрытия до сельских населенных пунктов, которые не имеют связи и информации с сетью автомобильных дорог общего пользования.

Общий объем финансирования государственной программы составляет 137 646 млн. рублей. Из них финансирование капитальных вложений по всем подпрограммам составляет 49 764 млн. рублей, вложения в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляют 72 млн. рублей, на прочие нужды планируется израсходовать 87 810 млн. рублей

На реализацию подпрограммы 2 «Развитие и обеспечение сохранности и сеть автомобильных дорог на территории Свердловской области» предусмотрено 72 810 млн. рублей, среднегодовое финансирование составляет 8 090 млн. рублей. В 2017 год на развитие сети автомобильных дорог планируется потратить 7 885 млн. рублей, на 2018 год — 8 027 млн. рублей, на 2019 год — 8 443 млн. рублей, на 2020 год — 8 671 млн. рублей. Динамики в росте не предусмотрено.

В соответствии с утвержденными в Свердловской области нормативами потребность в финансировании только содержания, ремонта автомобильных дорог и капитального ремонта регионального значения составляет: в 2014 году — 24 777 млн. рублей, в 2015 году — 26 511,4 млн. рублей, в 2016 году — 28 367,2 млн. рублей, что в среднем составляет 26,5 млрд. рублей. Кроме указанных средств по информации ГКУ Свердловской области «Управления автомобильных дорог» необходимо финансирование в объеме не менее 5- 6 млрд. рублей ежегодно на виды дорожной деятельности автодорог регионального значения, а также на предоставление субсидий местным бюджетам на развитие сети автодорог местного значения. Однако, исходя из объемов формирования Дорожного фонда Свердловской области, утвержденных Законом Свердловской области от 20.10.2011 № 84-ОЗ «О Дорожном фонде Свердловской области», объем ассигнований Дорожного фонда Свердловской области составляет: в 2014 году — 11 155,4 млн. рублей, в 2015 году — 12 591,6 млн. рублей, в 2016 году — 13 331 млн. рублей.

Ориентируясь на показатели государственной программы, ее реализации в рамках поставленных задач, следует отметить, что на все виды дорожной деятельности в Свердловской области до 2022 года запланировано порядка 65 процентов ассигнований дорожного фонда, что составляет в среднем 32 процента от нормативной потребности на все виды дорожной деятельности, включая бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства.

Доля научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в структуре затрат составляет 0,01 процента или 11 млн. рублей. Финансирование проектов будет производиться только из областного бюджета. При этом расходы на разработку новых проектов предусмотрено только в 2014-2015 гг. Это говорит о том, Министерство транспорта имеет готовые проекты по капитальные вложения. Расходы на строительство новых или реконструкцию существующих автомобильных дорог составят 13 625 млн. рублей. Максимума данный показатель достигнет только в 2022 году. Доля в структуре затрат составляет 19 процентов. Данный показатель оптимален для достижения стратегических целей только при условии, что существующая сеть автомобильных дорог должна находится в нормативном состоянии. Отмечу, что за счет средств федерального бюджета планируется привлечь вложений в размере 416 млн.рублей, т.е. 3 процента от общего объема финансирования. На прочие нужды Свердловская область направит 57 502 млн. рублей, что составляет 80 процентов от всех планируемых затрат по подпрограмме 2.

В состав прочих расходов включены следующие виды деятельности:

  • Содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений, расположенных на них;
  • Ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений, расположенных на них;
  • Капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений, расположенных на них;
  • Капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения;
  • Реконструкция и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения

Анализируя структуру прочих расходов подпрограммы 2 по развитию и обеспечению сохранения сети автомобильных дорог на территории Свердловской области по годам, можно сделать вывод, что значительные средства Министерство транспорта направляет на содержание автомобильных дорог. Объем средств областного бюджета, направляемый на этот вид деятельности практически неизменный.

Минимальный объем средств составляет 3 020 млн. рублей в 2014 году и максимальный объем средств в 3 850 млн. рублей в 2018 году. Это говорит о том, что собственник автомобильных дорог регионального значения не связывает показатель категории автомобильной дороги, ее технико-эксплуатационное состояние с объемом фактических затрат подрядчиков на содержание. Приемка работ по государственному контракту на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения осуществляется по принципу законченного цикла проведения работ по уборке дороги, а также временного периода проведения работ дорожной техникой. Такой подход не учитывает погодно-климатических особенностей и качества произведенных работ.

В то время как федеральный заказчик с 2011 года при приемке работ подрядчика проводит еженедельную оценку качественных параметров дороги с учетом информации с ГЛОНАСС по количеству работающей техники на автомобильной дороге общего пользования федерального значения. Стоит отметить, что разница в подходах при приемке работ создает большие трудности подрядным организациям, поскольку требования заказчиков напрямую связаны с наличием определенной техники, ее оборудованию и содержанию.

На наш взгляд, содержание автомобильных дорог — это вид деятельности, который требует более детального анализа со стороны собственника автомобильных дорог общего пользования регионального значения, так как выполняются работы круглый год и от их качества зависит безопасность дорожного движения.

Доля производства работ по ремонту и капитальному автомобильных дорог регионального значения составляет 20 процентов в структуре общих расходов, а доля на ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения не превышает 5 процентов. В сложившейся практике дорожного хозяйства такая структура распределения расходов по видам деятельности является оптимальной. При оптимальной структуре распределения средств по видам деятельности наблюдается недостаток их финансирования. По оценкам дорожников, исходя из нормативной потребности, ежегодно необходимо направлять на прочие нужды порядка 30 млн. рублей. В государственной программе предусмотрено финансирование в размере 20 процентов от нормативной потребности.

Анализ плана мероприятий по выполнению государственной программы в части подпрограммы 2 "Развитие и обеспечение сохранности сети автомобильных дорог на территории Свердловской области" показал, что в рамках финансирования дорожной отрасли из средств дорожного фонда можно говорить только о сохранности действующей сети. Ни о каком развитии до 2022 года в существующих документах речи не идет.

Следовательно, органам исполнительной власти области, участвующим в выработке государственной политики в сфере дорожного хозяйства уже сейчас нужно искать пути выхода из текущей ситуации.

Уже сегодня необходимо разрабатывать инновационные проекты реконструкции существующей транспортной сети. Обращаясь к транспортной стратегии РФ, необходимо выполнять задачи, связанные с увеличением объема строительства и реконструкции дорог и искусственных сооружений. Это обуславливает необходимость разработки и реализации программ развития автомобильных дорог регионального значения в части инвестиций в объекты капитального строительства с привлечением средств федерального бюджета, что в том числе, может способствовать масштабному строительству региональных автомобильных дорог с привлечением средств федерального бюджета и внебюджетных источников в виде частного капитала.

Строительные проекты, направленные на развитие региональных дорог Свердловской области дадут возможность развивать промышленный и инвестиционный потенциал области, применять научные и инновационные подходы в строительстве и реконструкции автомобильных дорог. Реализация строительных проектов под контролем органов государственной власти, применение в своей деятельности такого рода стратегических инструментов, обеспечит привлечение инвестиционного капитала в область, приведет к созданию новых экономических субъектов, развитию и накоплению производственного потенциала существующих организаций, а значит образованию рабочих мест и повышению благосостояния жителей области.

Список литературы

  1. О Дорожном фонде Свердловской области [Электронный ресурс]:Закон Свердловской области от 20 октября 2011 года N 84-ОЗ- Доступ из справочно-правовой системы "Техэксперт. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации". – Режим доступа: http://docs.cntd.ru
  2. Об утверждении порядка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Свердловской области [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Свердловской области от 27.10.2011 года №1497-ПП- Доступ из справочно-правовой системы "Гарант". – Режим доступа: http://garant.ru
  3. Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2022 года» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 года №1331-ПП - Доступ из справочно-правовой системы "Техэксперт. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации". – Режим доступа: http://docs.cntd.ru
  4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 года №319 – Доступ официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации – Режим доступа: http://docs.cntd.ru
  5. Белоусов Б.В., Высоцкий Ю.Н. К решению проблем бездорожья [Текст] // Информационно-аналитический журнал Автомобильные дороги– 2013. – №09 (982) - с. 78-81