Процесс становления и модернизации наукоградов в России

NovaInfo 77, с.178-182, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены этапы становления и развития наукоградов в России, какая основная цель заключается в создание наукоградов, следовательно,выделены актуальные проблемы, существующие в данных наукоградах, пути и решения данных проблем.

Ключевые слова

НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ, НАУКОГРАД, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Текст научной работы

Наукоград это муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом, данное понятие появилось в России в начале 90-х годов прошлого века. Основным источником наукограда являются научные разработки и внедрения в производство экономического потенциала, превращая технологии в инновацию. Именно эти центры научных разработок, дали результат в советской экономике. Сосредоточив в одном центре очень сильное поколение советских ученых и инженеров.

После распада СССР началась эпоха перемен, вскоре создавший в 1991 году «Союз развития наукоградов» чтобы помочь научно ориентированным, ЗАТО пережить эпоху перемен, распался. Но в 1996 году был воссоздан под названием «Союз развития наукоградов России».

7 апреля 1997 года указом Президента РФ Борисом Ельциным был подписан Федеральный закон № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации», в котором был закреплен статус наукоградов и определены основные положения.[1,2]

Главной целью, которого стала создания условий для развития научно-технического потенциала.

Основными направлениями в разработки являются:

  1. авиа-, ракетостроение и космические исследования;
  2. электроника и радиотехника;
  3. автоматизация, машиностроение и приборостроение;
  4. химия, химическая физика и создание новых материалов;
  5. ядерный комплекс;
  6. энергетика;
  7. биология и биотехнология.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 13 наукоградов, расположенные на территории страны.

По данным, на начало 2017 года в наукоградах проживают 1135,4 тысяч человек, что составляет 0,77% от общей численности населения РФ.

Большая часть наукоградов находятся в Московской области, что составляет 62% это 9 наукоградов Дубна, Жуковский, Королев, Протвино, Пущино, Реутов, Троицк, Фрязино, Черноголовка.

В Центральной части России расположено 2 наукограда в Тамбовской области — Мичуринск и в Калужской области — Обнинск.

В Западной Сибири расположились также 2 наукограда в Алтайском крае — Бийск в Новосибирске — Кольцово.

Большинство существующих наукоградов являются комплексными, т.е. в них проводятся научные исследования и разработки по широкому спектру направлений.

Наибольшее число научно-исследовательских организаций, занимаются в области авиации и космоса, ядерных исследований, а также нанотехнологиях. И обратная ситуация специализируются на биологической науке.

Таким образом, в выше перечисленных наукоградах есть много актуальных нерешенных проблем, так например:

  1. Обнинск — отсутствует комплексная программа развития, нет разрешения на использование земель, отсутствует комплексный характер формирования проектов, которые формируется только за счёт средств федерального бюджета;
  2. Королев — проблемы наукограда заключаются в невозможности использовать федеральное имущество для коммерческих заказов и в отсутствии региональной законодательной базы о наукоградах;
  3. Бийск — отсутствуют стимулы для развития коммерческой деятельности научно-производственными предприятиями;
  4. Реутов — проблема наукограда Реутова заключается в требовании закона расходовать бюджетные субсидии только на инфраструктуру;
  5. Фрязино — недостаток внебюджетного финансирования;
  6. Пущино — проблема заключается в коррупционном злоупотреблении должностными обязательствами, в которой бюджетные средства расходуются не по назначению;
  7. Кольцово — проблема заключается в оттоке молодых кадров из науки, конфликтные отношения с местной властью из-за земли;
  8. Мичуринск — главная проблема заключается в утрате традиционных производственно-трудовых навыков населения, ведущая к его деградации, а так же низкий экономический потенциал и невысокая инвестиционная и кадровая привлекательность;
  9. Черноголовка — разрушение устоявшихся научных школ, отсутствие внятной кадровой и жилищной политики, а на региональном уровне происходят манипуляции с земельными участками.
  10. Троицк — проблема кадров сегодня характерна для науки в целом. Молодые ученые уезжают, потому что остается нерешенной проблема жилья.
  11. Протвино — отсутствие свободных земельных участков, дефицит рабочих мест и трудовая миграция, миграционный отток трудоспособного населения.
  12. Жуковский — нехватка квалифицированных кадров;
  13. Дубна — высокий уровень инфляции.[5]

Таким образом, для решения данных проблем с 1 января 2017 года, в силу вступил закон 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». В котором главными изменениями стали:

Во-первых, теперь муниципальные власти наукоградов самостоятельно смогут искать инвесторов для научных исследований. Возможно, это поможет возродиться типу поселений, который в последние годы существует в основном формально.

Во-вторых, также модернизирует критерии и порядок присвоения статуса наукограда — теперь он присваивается на 15 лет. Ужесточены требования к доле горожан, занятых в НПК, она должна быть не менее 20%, в то время как раньше — не менее 15%.

В-третьих, наукограды обязали составлять стратегию социально-экономического развития. Также введена конкурсная основа предоставления межбюджетных трансфертов. Раньше они распределялись механически, исходя из численности населения.[3,4]

Следовательно, перспективы развития наукоградов в России,
связаны с сохранением их научных и научно-производственных функций, а также с диверсификацией их муниципальных экономик. Создание новых форм научной деятельности лучше всего проводить в рамках имеющихся направлений специализации, тем самым, сохраняя сложившийся образ наукоградов.

Необходимо обеспечить не столько финансирование городской инфраструктуры наукоградов, сколько стимулировать инновационную деятельность на их территории, что позволит при грамотной политике привлечь большие ресурсы из негосударственных источников.

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральный закон от 07.04.1999 N 70-ФЗ [Электронный ресурс]: "О статусе наукограда Российской Федерации" (ред. от 20.04.2015)//СПС «Консультант Плюс»
  2. Федеральный закон от 20.04.2015 № 100-ФЗ [Электронный ресурс]: «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации»//СПС «Консультант Плюс»
  3. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ [Электронный ресурс]: «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 23.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)//СПС «Консультант Плюс»
  4. Проект Указа Президента РФ «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период» [Электронный ресурс]: (Подготовлен Минобрнауки России 21.06.2016г.).
  5. Официальный сайт НП «Союз развития наукоградов России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://naukograds.ru/ - (дата обращения: 12.01.2018).
  6. Мингазова З.Р. Реализация деловой репутации государственных гражданских служащих как фактора государственной кадровой политики РФ // Перспективы науки и образования. 2013. № 4. С. 292-302.
  7. Галлямов Р.Р., Мингазова З.Р. Деловая репутация государственного аппарата как института политической власти // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2012. № 1. С. 23-25.
  8. Мингазова З.Р. Дореволюционный опыт развития деловой репутации государственных служащих в российском государстве // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5-3 (43). С. 129-131.

Цитировать

Рассказова, К.А. Процесс становления и модернизации наукоградов в России / К.А. Рассказова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2018. — № 77. — С. 178-182. — URL: https://novainfo.ru/article/14566 (дата обращения: 07.10.2022).

Поделиться