Проблемы и пути совершенствования физкультурно-оздоровительной работы с девушками старшего школьного возраста

№92-1,

педагогические науки

Острые проблемы, связанные с недостатком двигательной активности детей, свидетельствуют о необходимости целенаправленной профилактической работы по воспитанию у молодежи ответственности за собственное здоровье, формированию потребностей в здоровом образе жизни.

Похожие материалы

Одной из базовых основ всестороннего развития ребенка является физическое развитие. В настоящее время особенно остро обозначились проблемы, связанные с недостатком двигательной активности учащихся школ, лицеев и гимназий, и как следствие этого катастрофически уменьшается количество абсолютно здоровых юношей и девушек. Это ведет к тому, что будущее поколение уже находится под угрозой. Здоровье нации в целом находится в прямой зависимости от здоровья будущих пап и особенно мам. Современные условия жизни, огромный информационный поток во многом способствуют уменьшению двигательной активности учащихся. Это создает предпосылки для гиподинамии — двигательного «голодания». Все знают, какое пагубное воздействие имеет на организм длительное голодание, но никто не задумывается о вреде двигательного «голода».

Анализируя результаты исследования двигательной активности школьников, можно сделать вывод, что необходимая физическая нагрузка снижена в среднем на 65-72% от необходимой для девушек 15-17 лет. Это ведет к снижению жизненного тонуса, иммунитета, что приводит к развитию широкого спектра заболеваний, ранее не свойственных данному возрасту. Занятия в специальной медицинской группе, рекомендованы 29-38% девушек старшего школьного возраста. В набор заболеваний, приведших к ограничению нагрузки, вошли: сколиоз, плоскостопие, гипертония, бронхиальная астма, нефроз, мочекаменная болезнь и т.д. Учителя физической культуры, к которым попадают эти учащиеся, чаще всего не имеют специальной подготовки для работы с такими детьми. Высшая школа готовит преподавателей физической культуры, знающих основы работы со здоровыми детьми. Изучая данную ситуацию, мы считаем, что следует особое внимание обратить на умение дозировать нагрузку, исходя не только из возрастных особенностей, но и уровня здоровья учащихся. Во многих странах мира, учителя физической культуры тесно сотрудничают со школьными врачами, что во многом помогает индивидуально подбирать физическую нагрузку.

Можно сослаться на небогатую материальную базу школ, гимназий и лицеев. Здесь требуется только желание педагога. Нужно не заставлять детей двигаться, подстегивая их отметками и требуя ото всех высоких показателей, нужно прививать им культуру движения, заставлять с любовью относиться к себе, подчеркивая, что красивое тело, совершенные формы доставляют эстетическое наслаждение окружающим. Любить прекрасное и самим становиться прекраснее — вот основная цель физической культуры.

Можно ли с помощью уроков физической культуры сделать поколение будущих родителей здоровым? Можно. Для этого в первую очередь следует определить мотивацию учащихся. У девушек 15-17 лет основное желание — нравиться противоположному полу. Научить девушку создать привлекательный образ не только с помощью косметики и дорогой одежды — цель уроков физической культуры. Для этого не нужно прыгать дальше всех, бегать быстрее всех, для этого достаточно научиться быть здоровой, правильно подбирать физическую нагрузку, уметь совершенствовать свои формы. Желание стать красивой — эту цель наметили для себя 86% опрошенных учащихся школ, гимназий, лицеев. Экспериментальной группе был предложен третий урок физической культуры в неделю. Девушки добровольно посещали его. На этом уроке они получали как теоретические, так и практические знания о культуре движений, индивидуальную нагрузку с учетом росто-весовых показателей и исходного уровня здоровья. Девушкам предлагалось под наблюдением педагога пробовать и экспериментировать самим, потом результаты экспериментов обсуждались на итоговом занятии в конце каждой четверти, оговаривались ошибки, делались выводы.

Эксперимент длился в течение учебного года, по окончании которого были подведены итоги и получены довольно интересные результаты. Количество пропусков уроков по причине болезни снизилось в первом полугодии на 48%, а во втором — на 76% от уровня доэкспериментального года. Улучшилась успеваемость, на 37% улучшились показатели тестирования учащихся по стандартным показателям: прыжкам, гибкости, скоростно-силовой выносливости и т.д. Кроме того, девушки старших классов научились самостоятельно осмысливать каждое движение. Главное, что делалось это добровольно, и девушки стали: получать удовольствие от нагрузки, достигать поставленных целей через разумную двигательную активность, рационально и правильно питаться, а не истощать себя модными диетами, некоторые отказались от вредных привычек. По словам всех участниц эксперимента, на дополнительный урок физической культуры они шли с большим удовольствием, здесь присутствовал элемент творчества и кроме обычной оценки за правильно составленный рацион, комплекс физических упражнений девушка получала оценку, которую ставила жизнь, — достигла цели, стала более привлекательной или нет, лень не имеет оценки — это усвоили все.

Здоровый образ жизни в сочетании с умением правильно дозировать физическую нагрузку поможет поколению будущих мам родить и воспитать здоровых детей. Для этого нужно решать проблему оздоровления не разовыми мерами, а целенаправленной программой, начиная с подготовки соответствующих специалистов, разработки специальных направлений физкультурно-оздоровительной работы, применимых для дошкольных учреждений, школ, гимназий и лицеев, а также для высших школ.

Научить быть здоровыми можно только тех, кто этого хочет, нельзя заставить человека быть здоровым. Исходя из этого, спецкурс «Здоровый образ жизни» должен предлагаться студентам как спецкурс по выбору. В рамках этого спецкурса нужно предложить студентам новинки мировых исследований в области оздоровления, обучить составлению здорового рациона питания, научить индивидуально подбирать и дозировать нагрузку не для всех, а для каждого. Будущие педагоги должны уметь работать не только со школьниками и с родителями, а также с бабушками и дедушками.

Здоровые дети — здоровая нация, это далеко не полный перечень преимуществ здорового образа жизни. Помочь будущему поколению — вот основная задача подготовки будущих специалистов в области физической культуры.

Список литературы

  1. Виленский, М.Я., Горшков, А.В.Физическая культура и здоровый образ жизни школьника//М.Я. Виленский, - М.:Гардарики, 2007. – 218с.
  2. Жирова, Т.М. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников//Т.М. Жирова. - М.: Панорама, 2007. – 144 с.
  3. Зотин В.В., Пономарев В.В. Методика ускоренного обучения игре в настольный теннис студенток в процессе физического воспитания в вузе// Физическая культура: воспитание,образование,тренировка". - 2017. - №6. - С.7-8
  4. Зотин В.В., Антоненко М.Н., Долженко А.С. Физическое воспитание школьников и здоровьесберегающая деятельность//сб.тр.II междунар.науч.практ.конф."Образование и наука в современных реалиях". - Чебоксары,2017. - С.75-79
  5. Лебедева, Н.И. Формирование здорового образа жизни школьников//Н.И. Лебедева. - М.: ИВЦ Минфина, 2009. – 112 с.