Совершенствование государственной поддержки финансовой аренды (лизинга)

NovaInfo 77, с.211-216, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Рассмотрены меры государственной поддержки агролизинга среди сельскохозяйственных предприятий с разным финансово-экономическим состоянием. Разработанная в статье модель позволяет выявить в графической (табличной) форме основные экономические показатели функционирования рынка лизинговых услуг и на этой основе предлагать практические рекомендации по совершенствованию экономических отношений между его участниками.

Ключевые слова

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ АГРОЛИЗИНГА

Текст научной работы

В процессе изучения общей характеристики государственной поддержки агролизинга мы пришли к выводу, что при осуществлении государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимо подходить дифференцированно. Достижение оптимальной структуры рынка агролизинговых услуг невозможно без применения теоретического экономического инструментария. Если мы применим методологию и методику неравновесной экономической теории [1], то в результате модель рынка лизинговых услуг предстанет в следующем виде (см. рисунок 1):

Неравновесная модель рынка лизинговых услуг в трехмерном пространстве
Рисунок 1. Неравновесная модель рынка лизинговых услуг в трехмерном пространстве

Если отбросить ось, характеризующую объем рынка (количество совершенных сделок), и представить график в двухмерном виде, то получим следующее (см. рисунок 2).

Неравновесная модель рынка лизинговых услуг (вид спереди)
Рисунок 2. Неравновесная модель рынка лизинговых услуг (вид спереди)

В данном представлении рынка лизинговых услуг мы можем наглядно показать необходимые для анализа и дальнейших практических рекомендаций такие показатели, как:

  1. Площадь трапеции A1A2MO — «совокупная меновая стоимость» («совокупная меновая ценность», или совокупная рыночная оценка совокупного товара (в нашем случае объекта лизинга) или общественно необходимые затраты капитала на закупку произведенных товаров);
  2. Прямоугольник B1B2MO — «совокупная общественная ценность» (общественная ценность совокупного товара, или, по К.Марксу, потребительская стоимость). Она измеряется среднерыночными (общественными) ценами объектов лизинга, из чего следует, что среднерыночная (общественная) цена есть мера ценности;
  3. Трапеция C1C2MO — «совокупная себестоимость» (совокупные текущие издержки лизингодателя или по западной терминологии в примерном соответствии — совокупные бухгалтерские издержки). Площадь трапеции равна площади прямоугольника D1D2MO, поскольку вторая представляет лишь совокупность усредненных себестоимостей товаров, то есть, по существу, являясь тем же показателем, что и первый;
  4. Трапеция E1E2MO — «совокупная стоимость» (совокупная цена производства лизингодателя или же по западной терминологии, как было указано выше — совокупные экономические издержки). Эта категория показывает, чего стоит лизингодателям предложенный ими договор лизинга (объект лизинга) с учетом, как бы положенной им, нормальной прибыли;
  5. Трапеция C1C2E2E1, равная по площади прямоугольнику B1B2D2D1, — «нормальная прибыль» лизингодателя;
  6. Треугольник A2B2F1«потребительский доход», или торговая экономическая прибыль как прибыль, превышающая ее нормальный уровень, но получаемая в сфере обращения лизингополучателем;
  7. Треугольник A1B1F1 — «потребительский убыток» или торговый экономический убыток;
  8. Треугольник A2E2F1«производственная экономическая прибыль» как прибыль, превышающая ее нормальный уровень, но получаемая уже лизингодателем;
  9. Треугольник A1E1F1«производственный экономический убыток»;
  10. Треугольник A1C1G1«чистый производственный убыток» как часть производственного экономического убытка в части лизингодателей, у которых выручка не покрывает даже текущие издержки, связанные с их деятельностью.

Таким образом, с помощью представленной нами модели рынка лизинговых услуг мы можем наглядно показать оптимальную структуру рынка, показать в графической (табличной) форме всевозможные показатели, характеризующие рынок, и предлагать на этой основе практические рекомендации по мерам государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей.

Например, предприятия, получающие кроме средней нормы прибыли по экономике, также дополнительную прибыль («сверхприбыль»), могут рассчитывать как на заемные средства, так и на привлеченные в виде партнерства и акционирования. Инвесторы будут вкладывать в такие предприятия, так как у них прибыль выше, чем в среднем по экономике [1].

Следующая группа товаропроизводителей может рассчитывать на собственные и заемные средства, если у них размер прибыли на уровне нормальной по экономике, и они имеют возможность обслуживать заемные средства. Поэтому банки и другие кредиторы будут давать им финансовые ресурсы на принципах платности, возвратности, срочности.

Что касается третьей группы предприятий, которые убыточны: если на них руководство не проведет эффективные антикризисные мероприятия, то их ждет банкротство. Причем при выходе из сложившегося на предприятии кризиса они могут рассчитывать в основном на собственные силы, за редким исключением (при четко продуманной программе выхода из кризиса, наличии гаранта, поручителя, заинтересованного инвестора) на заемные или привлеченные.

В целом же, для развития агролизинга среди сельскохозяйственных предприятий необходимо предпринимать следующие меры [2, 3].

  1. По неэффективным предприятиям: — использование механизма возвратного лизинга. Для того, чтобы заинтересовать лизинговые фирмы данной схемой, разрешить им не выплачивать налог на имущество и налог на прибыль по указанным сделкам; — использование механизма оперативного лизинга поддержанной сельскохозяйственной техники и машин, в том числе изъятой Службой судебных приставов по решению суда; — развитие аренды сельскохозяйственной техники через сеть республиканских МТС;
  2. По предприятиям со средним финансовым состоянием: — субсидирование процентной ставки в размере половины от ставки рефинансирования кредита лизинговой компании для осуществления лизинговой сделки по технике и машинам по конечной переработке сельскохозяйственной продукции (пекарни, мясные цехи, производство комбикормов и т.п.) для сельскохозяйственных предприятий; — снижение ставки налога на имущество при осуществлении лизинговых сделок;
  3. По предприятиям с хорошим финансовым состоянием: — использование механизмов револьверного лизинга; — использование механизма финансового лизинга с большим уровнем оплаченного первоначального взноса как инструмента снижения налога на имущества для техники и машин с высокой стоимостью.

Сбытовая политика государства должна заключается в разработке и применении системы гарантированных закупок сельскохозяйственной продукции у лизингодателей, которую они получили в качестве лизинговых платежей. Данная мера приведет к снижению рисков лизингодателей в сфере предпринимательских рисков.

Налоговая политика является важным рычагом воздействия государства на развитие агролизинга. Система налогообложения должна стимулировать лизинговый бизнес в инвестировании в сельское хозяйство. Необходимо создать условия, чтобы вложения в АПК стали такими же прибыльными, как и в другие отрасли экономики страны. В связи с этим необходима разработка стимулирующей системы регионального налогообложения для участников агролизинговой сделки.

Финансово-кредитная политика занимает не менее важное место среди механизмов экономического воздействия на развитие лизинговых отношений в аграрном секторе. Она на федеральном и региональном уровне по отношению к лизинговому бизнесу в АПК сводится к непосредственному инвестированию и поддержке проектов. Политика списания долгов и покрытия убытков в аграрном секторе остается, поэтому наблюдается низкая взаимосвязь между выделением инвестиций и конечными результатами производства. А эта система порождает финансовую безответственность и иждивенчество некоторых субъектов лизинга и приводит к тому, что прямые бюджетные выплаты нарастают, а реальные поступления селу сокращаются. С экономической точки зрения суть финансовых проблем АПК заключается в неэффективном механизме использования лизинговых средств, выделенных из бюджета. Хотя и недостаток этих средств играет не последнюю роль.

Меры государственного регулирования в основном носят директивный характер, поэтому для их осуществления требуется определенная законотворческая работа, как на федеральном, так и региональном уровне. Поэтому для государственной поддержки лизинговых операций вообще и в отдельных отраслях, в частности, необходимо принимать и, что не менее важно реализовывать специализированные законы, подзаконные акты, распоряжения и другие нормативно-правовые документы.

Читайте также

Список литературы

  1. Фанисов, Р. Ф. Модель рынка лизинговых услуг в свете неравновесной экономической теории [Текст] / Р. Ф. Фанисов // Экономические науки. – 2008. – № 38. – С. 109 – 113.
  2. Фанисов, Р. Ф. Методы анализа эффективности агролизинга и меры его поддержки [Текст] / Р. Ф. Фанисов, И. В. Нусратуллин // Экономика и управление. – 2010. – № 3. – С. 81 – 86.
  3. Фанисов, Р. Ф. Агролизинг: методы анализа эффективности и поддержки [Текст] / Р. Ф. Фанисов, И. В. Нусратуллин // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 3. – С. 23 – 28.

Цитировать

Мударисова, З.Р. Совершенствование государственной поддержки финансовой аренды (лизинга) / З.Р. Мударисова, Р.Ф. Фанисов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2018. — № 77. — С. 211-216. — URL: https://novainfo.ru/article/14602 (дата обращения: 04.02.2023).

Поделиться